Психоанализ Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 17:58, реферат

Описание

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

Работа состоит из  1 файл

фрейд.docx

— 21.10 Кб (Скачать документ)

ПСИХОАНАЛИЗ, психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Психоанализ рассматривает  человеческую природу с точки  зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных  сил и тенденций. При этом особо  подчеркивается влияние бессознательных  конфликтов, взаимодействие в психике  сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный  конфликт действует на эмоциональную  жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими  людьми и социальными институтами.

Источник конфликта  кроется в самих условиях человеческого  опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями  он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения.

У младенца влечения властные и категорические; ребенок  хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда  пытается за несколько коротких лет  цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять  запреты, нравы, идеалы и табу того особого  мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что  запрещено, что одобряется, а что  наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и  в лучшем случае неполно. Хотя бóльшая часть подобных ранних конфликтов «забывается» (в действительности – вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности. 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА

Психоанализ основан  на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни  не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые  осознаются, рассматриваются как  события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским  опытом индивида. С помощью специальных  методов исследования, в основном через свободные ассоциации и  анализ сновидений, можно выявить  связь между текущим психическим  опытом и событиями прошлого.

Второй принцип  носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается  по критерию его доступности для  сознания. Процесс вытеснения, при  котором определенные психические  элементы удаляются из сознания, свидетельствует  о постоянных усилиях той части  психики, которая не позволяет их осознать.

Согласно динамическому  принципу, психика побуждается к  действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти  влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных – стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается  как состояние нервного возбуждения  в ответ на стимулы, побуждающие  психику к действию, направленному  на снятие напряжения.

Четвертый принцип  был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры  в целом восходят к критическим  событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними  концепциями детерминизма и топографическим  и динамическим подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния  наследственных биологических факторов, упор в ней делается на «критические события», особенно на последствия  того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок  – болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, – в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре.

Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит  от стадии развития индивида. Самый  ранний психологический опыт младенца – глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два–три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое – как часть внешнего мира.

На начальной  стадии развития индивид находится  в состоянии т.н. «первичного нарциссизма». Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и  защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент  детской сосредоточенности на самом  себе, но потребность в других –  желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, –  содействует переходу от детского нарциссизма  к зрелости взрослого. При благоприятных  условиях к шести–семи годам ребенок  постепенно преодолевает большинство  враждебных и эротических импульсов  эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте – периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний.

В структуре  личности Фрейд выделяет Ид. Эго  и супер-Эго (Оно» Я, сверх-Я). 
 
Ид - это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции - кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого-влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченною властью, но властвовать он может только через посредников». 
 
Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго - на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение - релаксацией, чувством «удовольствия». Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. 
 
Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. 
 
В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Эго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Эго. Иногда неправильно отождествляют супер-Эго с поведением одного из родителей. «Супер-Эго ребенка, - подчеркивает Фрейд,- в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Эго его родителей». 
 
Основная цель взаимодействия всех трех систем - Ид, Эго и супер-Эго - поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.
 

Информация о работе Психоанализ Фрейда