Психологическая характеристика педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- разобрать сущность педагогической деятельности;
- выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
- психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.

Содержание

Введение
1. Сущность педагогической деятельности
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 39.63 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа

Тема Психологическая  характеристика педагогической деятельности  

 

 
Содержание

Введение

1. Сущность педагогической  деятельности

2. Психофизиологические  предпосылки деятельности педагога

3. Психологическая характеристика  педагогической деятельности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

 
Введение

Сущность и структура  педагогической деятельности, а также  связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями  о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое  же высокое искусство, как творчество композитора и художника —  а может быть, и куда более сложное.

Под понятием «педагог» нередко  подразумевают и профессию, и  социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью  провести довольно сложно. Обладая  сложным внутренним устройством, профессия  включает множество разнородных  предметно-инструментальных и идеальных  компонентов. В представлении людей  они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа  профессии», возникающего на основе образов  научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.

Профессия педагога – специфический  вид трудовой деятельности в системе  отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и  способами самой педагогической деятельности.

Под “способами педагогического  воздействия” понимаются прежде всего выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.

Особенность труда  педагога состоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

-  По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;

-  По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;

-  По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого  необходимо решить следующие задачи:

- разобрать сущность  педагогической деятельности;

- выявить психофизиологические  предпосылки деятельности педагога;

- психологически  охарактеризовать педагогическую  деятельность.

 
1. Сущность педагогической  деятельности

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

1.  Мотивация;

2.  Педагогические цели и задачи;

3.  Предмет педагогической деятельности;

4.  Педагогические средства и способы решения поставленных задач;

5.  Продукт и результат педагогической деятельности. [1]

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также  и педагогическая деятельность имеет  свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

-  научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

-  "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

-  вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального  опыта в педагогической деятельности являются:

-  объяснение;

-  показ (иллюстрация);

-  совместная работа;

-  непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

-  тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

-  его личностное совершенствование;

-  интеллектуальное совершенствование;

-  становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. [2]

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу  входят следующие функции:

-  ориентационная;

-  развивающая;

-  мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

-  информационная.

Эта группа функций соотносится  с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями  человека.

2. В организационно-структурную  группу входят следующие функции:

-  конструктивная;

-  организаторская;

-  коммуникативная;

-  гностическая.

Так, конструктивная функция  обеспечивает:

-  отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

-  проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

-  проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция  реализуется через организацию:

-  информации в процессе сообщения ее учащимся;

-  различных видов деятельности учащихся;

-  собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция  предполагает:

-  установление правильных взаимоотношений с учащимися;

-  нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

-  содержания и способов воздействия на других людей;

-  возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

-  особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. [3]

Сфера профессионального  труда преподавателя - это арена  преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:

-  динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;

-  динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;

-  личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;

-  растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;

-  потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;

-  уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;

-  возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др. [4]

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что  и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:

-  целенаправленность;

-  мотивированность;

-  предметность.

Специфической характеристикой  педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней  продуктивности педагогической деятельности:  

I уровень - (минимальный)  репродуктивный; педагог может и  умеет рассказать другим то, что  знает сам; непродуктивный.

II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое  сообщение к особенностям аудитории;  малопродуктивный.

III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями  обучения учащихся знаниям, умениям,  навыкам по отдельным разделам  курса (т.е. умеет формулировать  педагогическую цель, отдавать себе  отчет в искомом результате  и отбирать систему и последовательность  включения учащихся в учебно-воспитательную  деятельность; среднепродуктивный.

IV уровень - (высокий) системно-моделирующий  знания учащихся; педагог владеет  стратегиями формирования искомой  системы знаний, умений и навыков  учащихся по своему предмету  в целом; продуктивный.

V уровень - (высший) системно-моделирующий  деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями  превращения своего предмета  в средство формирования личности  учащегося, его потребностей в  самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. [5]

2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога

Рассмотрение психофизиологического  компонента структуры субъекта педагогической деятельности сразу же сталкивается с двумя трудностями. Первая состоит  в том, как отмечал В.Д. Небылицын что, «строить сколько-нибудь детализированные, гипотезы относительно связи между свойствами нервной системы и способностями или даже их элементами, видимо, еще преждевременно; для этого нужно знать больше и о свойствах нервной системы, и о самих способностях». [6]

Вторая трудность состоит  в том, что в то же время невозможно не замечать эмпирически выявляемой зависимости между определенными  психофизиологическими показателями индивида и поведением, характером его деятельности. Вероятно, преодоление  этих затруднений состоит в установлении самой общей связи между некоторым  комплексным психофизиологическим показателем типа высшей нервной  деятельности человека и наиболее вероятным  его проявлением в поведении, деятельности. При этом функционально-поведенческая  проблема, как она может быть названа, переводится в план оперативной  надежности. Это предполагает, «устойчивое  сохранение оптимальных рабочих  параметров» и в течение определенных временных периодов, и в усложняющейся  и изменяющейся обстановке. Очевидно, что педагогическая деятельность характеризуется  именно этим показателем. [7]

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога, может  быть дан на основе характеристик  основных свойств темперамента в  трактовке школы B.C. Мерлина. В качестве таких свойств, как известно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия. Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы — слабости, уравновешенности — неуравновешенности, скорости уравновешивание процессов возбуждения и торможения. При этом свойства высшей нервной деятельности влияют прежде всего на стиль деятельности, в частности на индивидуальный стиль педагога. Все последующие влияния опосредствованы. [8]

Правомерность установления таких функционально-поведенческих  связей подтверждается высказываниями К. Юнга о непосредственной связи  интроверсии вообще, интроверсии  мыслительного типа в частности, и субъектных особенностей учителя, педагога. «Конечно, — пишет К. Юнг, — иррациональные интровертированные типы, как учителя не являются совершенными людьми. Им не хватает разума и этики разума...», и далее продолжает: «Лично, как учитель, он имеет мало влияния, так как ему неизвестен строй ума его учеников. Учение в своем основании даже не интересует его, если только оно случайно не является для него теоретической проблемой. Он плохой учитель, так как во время учения он обдумывает предмет учения, а не довольствуется изложением его». [9]

Из сказанного следует, что, хотя психофизиологический компонент  недостаточно исследован и определен, он должен быть зафиксирован как реально  существующий и в перспективе  интересный для дальнейшего изучения. На основании этого можно полагать, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают:

-  оптимальный (по возрастным показателям) уровень интеллектуального развития по всем входящим в структуру функциям — мнемической, логической, сенсорно-перцептивной и атенционной;

-  синтетический, целостный, поленезависимый когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации;

-  гибкость и конвергентность мышления;

-  активность, высокий темп реакции, лабильность, амбивертность;

-  эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.

Информация о работе Психологическая характеристика педагогической деятельности