Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:26, реферат
психологическая компетентность педагога
из опыта работы ГМО педагогов – психологов г. Новодвинска
Компетенция, профессионализм, мастерство, успешность в профессии – эти и многие другие понятия, касающиеся деятельности педагога широко исследуются в современной науке. Выделяется много параметров, определяющих компетентность специалиста, работающего в школе. Это – и умение учителя решать профессиональные проблемы, связанные с преподаванием определенного предмета, и организация эффективного взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса, и организация своего дальнейшего профессионального развития. В данной статье мы хотим познакомить наших коллег с опытом работы ГМО педагогов – психологов г. Новодвинска, связанным с заявленной проблемой.
Не секрет,
что любая работа начинается с
выделения параметров, по которым можно
отследить развитие того или иного качества.
Теоретической основой нашей работы послужила
Коротко охарактеризуем эти подсистемы:
1.Подсистема
профессионализма деятельности
характеризуется гармоничным
2.Подсистема профессионализма личности
содержит требования к уровню развития
различных характеристик и свойств субъекта
труда, которые во многом определяют высокую
эффективность профессиональной деятельности
(развитие способностей, развитие профессионально
важных качеств, творческого потенциала).
3.Подсистема нормативной деятельности
и поведения – высокие эталоны качества
профессиональной деятельности и отношений.
Данные нормы выступают еще и как нравственный
регулятор поведения и отношений, т.е.
нравственные или моральные нормы профессионала
являются как бы личностной проекцией
норм профессионально-групповых и социальных.
4.Подсистема формирования продуктивной Я-концепции.
Личностно-профессиональное развитие
до уровня профессионала возможно при
наличии продуктивной Я-концепции, т. е.
устойчивой осознанной и переживаемой
как неповторимая система представлений
субъекта о самом себе, на основе чего
он строит свои отношения и взаимодействия.
Адекватные представления позволяют сформировать
реалистичные личностно-профессиональные
стандарты, программы развития и саморазвития,
выстроить гармоничную и продуктивную
систему профессиональных взаимодействий
и отношений.
Более подробно хотелось бы остановиться
на психологической
Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия.
Н.В. Кузьмина
выделяет в психологической
1.социально-перцептивной
компетентности (знание людей, ее
основу составляет
2.социально-психологической (закономерности
поведения, деятельности и отношений человека,
включенного в профессиональную группу);
3.аутопсихологической (самопознание,
самооценка, самоконтроль, умение управлять
своим состоянием и работоспособностью,
4.коммуникативной (знания о различных
стратегиях и методах эффективного общения);
5.психолого-педагогической (знания методов
осуществления влияния).
Таким образом, мы выделили несколько
исследуемых параметров: коммуникативные
и организаторские способности,
стратегия поведения в
В исследовании приняли участие педагоги школ №1,2,3,6,7,8 и гимназии города Новодвинск, всего 223(227) человек.
Результаты исследования.
1.КОС (223чел.)
низкий | ниже сред. | средний | выше среднего | высокий | ||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Коммуникативные способности | 63 | 28 | 30 | 14 | 56 | 25 | 36 | 16 | 38 | 17 |
Организаторские способности | 65 | 29 | 39 | 18 | 47 | 21 | 34 | 15 | 38 | 17 |
Средние значения | 64 | 28,5 | 34,5 | 16 | 51,5 | 23 | 35 | 15,5 | 38 | 17 |
У 45% опрошенных обнаружен низкий и ниже среднего уровни развития коммуникативных и организаторских способностей. Данная категория учителей предпочитают ограниченный круг общения, испытывают трудности в установлении контактов с коллегами, учащимися и их родителями; выступая перед аудиторией; не отстаивают свое мнение; тяжело переживают обиды; проявление инициативы в педагогической и общественной деятельности крайне занижено; во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Чуть более 20% педагогов коммуникативные и организаторские способности находятся на среднем уровне. Эти педагоги стремятся к общению, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Лишь
третья часть учителей обладает высоким
и очень высоким уровнем
2.тест К.Томаса (223чел.)
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | |||||
количество выборов |
% | количество выборов |
% | количество выборов |
% | количество выборов |
% | количество выборов |
% |
9 | 4 | 48 | 21 | 81 | 36 | 83 | 37 | 50 | 22 |
Большинство педагогов, старается избежать конфликтов, зачастую ценой потери собственных интересов. Педагогу важнее сохранить дружеские отношения с человеком, чем добиться решения вопроса в свою пользу. Хорошие отношения позволит сохранить и компромисс, но данный стиль разрешения конфликтов носит временный характер, т.к. не все педагоги готовы изменить свою первоначальную цель. Стиль приспособлениябываетэффективен в некоторых конфликтных ситуациях, например в общении с администрацией, с теми, кто наделен властью. Однако, как постоянная модель поведения деструктивен, т.к. приводит нарастанию внутреннего дискомфорта. Только 21% учителей всегда и везде старается найти общие точки соприкосновения и организовать равноправное сотрудничество.
Соперничество в конфликте обнаружено у 4% педагогов. Эта категория учителей предпочитает силовые стратегии: нажать, подавить, заставить партнера уступить своим требованиям, что является неэффективным способом поведения.
3. самотест «Готовность к саморазвитию»
(223чел.)
А –
могу совершенствоваться, но не хочу знать
себя – 13%
Б – хочу знать себя и могу совершенствоваться
– 67%
В – не хочу знать и не могу изменяться
– 10%
Г – хочу знать себя, но не могу себя изменить
– 10%
Анализ
результатов КОС и теста К.
В ходе анализа полученных данных мы
пришли к следующим выводам:
1.Для
части педагогов нашего города
характерна неуверенность в
2.Педагоги не всегда правильно выбирают
стратегию поведения в конфликтной ситуации,
не используют весь спектр существующих
моделей выхода из кризисной ситуации.
3.Желание учителей сохранить хорошие
отношения с окружающими часто приводят
к тому, что они пренебрегают собственными
интересами ради других, что приводит
к раннему профессиональному выгоранию
и педагогической деструкции личности.
4.Для исследуемой категории характерно
желание знать о своих проблемах, обсуждать
их, принимать помощь от коллег и узких
специалистов.
5.В большинстве педагоги готовы, к самосовершенствованию,
повышению своей психологической компетентности.
6.Необходимо создать модель работы педагогов-психологов
с учителями, направленную на формирование
и развитие психологической компетентности
педагогов.
Полученные результаты могут быть использованы в работе школьными психологами, методическими советами школ при планировании работы с коллективом по методической теме учреждения.
Прикладным аспектом данного исследования может выступить следующая структура развития психологической компетентности учителя в современной школе.
Структура развитие психологической компетентности учителя:
Индивидуальная работа:
-помощь
в решение проблемных
- помощь в самопознании, саморазвитии,
самореализации.
Групповая работа:
1. Социально-психологический тренинг
- Формирование
и развитие навыков
- Формирование и развитие навыков конструктивного
решения педагогических и межличностных
конфликтов.
2. Тренинг личностного роста
- Постановка
целей личностного и
- Поиск и нахождение ресурсов необходимых
для реализации целей и профилактики профессионального
выгорания.
Литература:
1.Бодалев
А.А. Вершина в развитии
2.Дергач А.А. Акмеологические основы развития
профессионала. – М.: МПСИ, 2004
3.Демьянкова М.В., Ложкина Л.И. Профессиональная
компетентность современного учителя
как психологическая проблема// «Северная
Двина» №3, 2007.
4.Климов Е.А. Психология профессионала.
– М.: МПСИ, 2003.
5.Прикладная социальная психология./ Под. ред.
А.Н. Сухова и А.А. Дергач – М.:НПО "МОДЭК",
1998.
6.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические
методы изучения личности – М.:МПСИ,