Тревога
- неблагоприятное состояние, которое
характеризуется субъективными
ощущениями напряжения, беспокойства,
мрачных предчувствий. А. Фрейд подчеркивала,
что защитные механизмы, поддерживая
нормальный статус личности, защищают
психику, таким образом, предотвращая
дезорганизацию и распад поведения.
Она сформулировала представление
о том, что набор защитных механизмов
индивидуален и характеризует уровень
адаптированности личности.
Поскольку
психологическая защита не подразумевает
активного изменения и преобразования
окружающего мира или работу над
своими недостатками, то в определенных
условиях она может превратиться
в препятствие, которое снижает
активность в достижении различных
целей, под влиянием психологической
защиты поведение причудливым образов
изменяется, появляются псевдообъяснения.
При этом следует помнить, что
действие психологической защиты тесно
связано с самооценкой, поэтому
для преодоления ее активации
в первую очередь, требуется изменение
самооценки. Одним из первых шагов
здесь является вселение уверенности
в своих силах, ослабление страха
осуждения, снятие напряженности, ожесточенности,
уныния.
Следует
очень осторожно и дозировано
подходить к изменению реальной
оценки ситуации, помочь подростку
скорректировать видение ситуации
и создать иное представление
о себе, свой новый образ. Для решения
этой задачи необходимо знать, каким
образом функционируют механизмы
психологической защиты, как они
связаны между собой и какие
взаимосвязи с личностными характеристиками
они имеют. Изучение психологической
защиты представляется существенным для
более глубокого понимания подросткового
возраста и механизмов саморегуляции
поведения.
- Астапов,
В.М. Функциональный подход к изучению
состояния тревоги. / В.М. Астапов // Психологический
журнал. - 2009. - № 5.
- Астапов,
В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов.
- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.
- Александровский,
Ю.А. Состояния психической дезадаптации
и их компенсации / Ю. ААлександровский.
- М.: Медицина, 2006.
- Вассерман,
Л.И. Медицинская диагностика. Теория,
практика и обучение / Л.И. Вассерман. -
СПб.: Филологический факультет СПбГУ;
М.: Академия, 2009.
- Вострокнутов,
Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы
диагностики и реабилитации / Н.В. Вострокнутов
// Школьная дезадаптация. Эмоциональные
и стрессовые расстройства у детей и подростков.
- М., 2009.
- Грановская,
Р.М. Элементы практической психологии
/ Р.М. Грановская. - 3-е изд., с изм. и доп.
- СПб.: Свет, 2007.
- Диагностика
школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой,
И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М.,
2009.
- Дробинская,
А.О. Школьные трудности "нестандартных"
детей / А.О. Дробинская. - М.: Школа-Пресс,
2009.
- Иовчук, Н.М.
Детско-подростковые психические расстройства
/ Н.М. Иовчук - М.: НЦЭНАС, 2008.
- Каменская,
В.Г. Психологическая защита и мотивации
в структуре конфликта: учебное пособие
для студентов педагогических и психологических
специальностей / В.Г. Каменская. - СПб.:
Детство - пресс, 2009.
- Мэй, Р. Проблема
тревоги. / Р. Мэй - М.: ЭКСМО - Пресс, 2009.
- Никольская,
И.М. Психологическая защита у детей / И.М.
Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь,
2009.
- 13. Психология:
словарь/ под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Политиздат, 2009.
- Фрейд, А.
Психология "Я" и защитные механизмы
/ А. Фрейд. - М., 2009.
Размещено
на Allbest.ru