Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:55, доклад
Детство – период активного социального «развертывания растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого. В процессе взаимодействия с миром, людьми осуществляется «стыковка» важных потребностей ребенка, среди которых потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности найти свое место в мире.
1.2 Психолого-педагогическая
характеристика ребенка
Детство – период активного социального «развертывания растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого. В процессе взаимодействия с миром, людьми осуществляется «стыковка» важных потребностей ребенка, среди которых потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности найти свое место в мире.
Дошкольное детство − это период с момента осознания себя членом человеческого общества (с 2-3 лет), до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируется индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально- нравственных качеств личности.
Для этой стадии характерны: максимальная потребность ребёнка в помощи взрослых для удовлетворения главной жизненной потребности; максимально высокий уровень в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных); минимальная возможность самозащиты от неблагоприятного влияния среды.
Цель дошкольного воспитания – дать каждому ребёнку базовое образование, дать основы базовой культуры (развития сенсорики, умственное воспитание, эстетическое нравственное воспитание). В Концепции дошкольного воспитания также определена общая цель- это гуманизация, то есть ориентация педагога на личность ребенка.
Задачи дошкольного воспитания: обеспечить физическое здоровье;
обеспечить эмоциональное благополучие; обеспечить интеллектуальное развитие; обеспечить волевое развитие каждого малыша.
Дошкольный возраст- этап психологического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важна для формирования личности ребёнка.
выделяют 3 периода дошкольного возраста:
1) младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет
2) средний младший возраст от 4 до 5 лет
3) старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет [2, с. 10].
В дошкольном возрасте
Память в дошкольном возрасте - образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышления.
В дошкольном возрасте
Так же наблюдается новый этап в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже. К концу дошкольного возраста у ребенка существует ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.
Воображение дошкольника
Мышление же в этом возрасте опирается на представления. Ребенок может, думает о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления и речи [27, с. 115].
В ходе игры − игровой деятельности – происходит усвоение основных приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения.
Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и прочее. Существенным, в формирование личности, становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребёнка: из них выделяют более или менее значимые, за счёт чего происходит переход импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному некими правилами и образцами.
В первой младшей группе (2-3 года) в мир культуры – песен, сказок, картин ребёнка вводят родители. Как можно больше читают и рассказывают детям. Во второй младшей группе (3-4 года) способности ребенка наблюдать за окружающим его миром, делать простейшие выводы стала совершенней. Средний дошкольный возраст (4-5лет) дети пробуют строить свои первые собственные умозаключения. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать восторг от созерцания яркого пейзажа – поля одуванчиков весной, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки [23].
Таким образом, особенностью дошкольного периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Личностный рост как процесс расширения перспектив индивидуального опыта ребенка-дошкольника в разных сферах жизнедеятельности в ДОУ обеспечивает формирование и дифференциацию качеств, свойств психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к себе и ко всему окружающему; они выражаются в психологических личностных новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста