Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:55, доклад

Описание

Детство – период активного социального «развертывания растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого. В процессе взаимодействия с миром, людьми осуществляется «стыковка» важных потребностей ребенка, среди которых потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности найти свое место в мире.

Работа состоит из  1 файл

1.1 психолого педагогическая диагностика.doc

— 34.50 Кб (Скачать документ)
 

1.2 Психолого-педагогическая  характеристика ребенка дошкольного  возраста

    

      Детство – период активного социального «развертывания растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого. В процессе взаимодействия с миром, людьми осуществляется «стыковка» важных потребностей ребенка, среди которых потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности найти свое место в мире.

        Дошкольное детство − это период с момента осознания себя членом человеческого общества (с 2-3 лет), до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируется индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально- нравственных качеств личности.

        Для этой стадии характерны: максимальная потребность ребёнка в помощи взрослых для удовлетворения главной жизненной потребности; максимально высокий уровень в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных); минимальная возможность самозащиты от неблагоприятного влияния среды.

        Цель дошкольного воспитания – дать каждому ребёнку базовое образование, дать основы базовой культуры (развития сенсорики, умственное воспитание, эстетическое нравственное воспитание). В Концепции дошкольного воспитания  также определена общая цель- это гуманизация, то есть ориентация педагога на личность ребенка.

      Задачи дошкольного воспитания: обеспечить физическое здоровье;

обеспечить  эмоциональное благополучие;  обеспечить интеллектуальное развитие; обеспечить волевое   развитие каждого малыша.

        Дошкольный возраст- этап психологического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что  ведущей деятельностью является игра. Весьма важна для  формирования личности ребёнка.

        выделяют 3 периода дошкольного возраста:

1) младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет

2) средний младший возраст от 4 до 5 лет

3) старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет [2, с. 10].

        В дошкольном возрасте изменения  касаются всех видов и свойств  внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2 -3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий  ребенка. Развитие внимания дошкольника тесно связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Так же наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе  и познавательную.

        Память в дошкольном возрасте  - образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни  ребенка,  и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышления.

        В дошкольном возрасте наступает  качественно новый этап освоения  речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Развитие всех сторон речи невозможно без освоения  ее звуковой культуры речи, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка. В развитие словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения.

       Так же наблюдается новый этап в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже. К концу дошкольного возраста у ребенка существует ситуативная  и контекстная речь. Использование каждой из них  зависит от задач и условий его общения с окружающими.

       Воображение дошкольника отличается  от воображения взрослого, за  кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. До достижении 5 – 6 лет, почти на протяжение всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается.

         Мышление же в этом возрасте опирается на представления. Ребенок может, думает о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления и речи [27, с. 115].

         В ходе игры − игровой деятельности – происходит усвоение основных приёмов  орудийной деятельности и норм социального поведения.

         Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и прочее. Существенным,  в формирование личности, становится взаимосогласованность  мотивов и желаний ребёнка: из них выделяют более или менее значимые, за счёт чего происходит переход импульсивного,  ситуативного поведения к поведению, опосредованному некими правилами и образцами.

         В первой младшей группе (2-3 года) в мир культуры – песен,  сказок, картин ребёнка вводят родители. Как можно больше читают  и рассказывают детям. Во второй младшей группе (3-4 года) способности ребенка наблюдать за окружающим его миром, делать простейшие выводы стала совершенней. Средний дошкольный возраст (4-5лет) дети пробуют строить свои первые собственные умозаключения. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). На  шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать восторг от созерцания яркого пейзажа – поля одуванчиков  весной, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки [23].

        Таким образом, особенностью дошкольного периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Личностный рост как процесс расширения перспектив индивидуального опыта ребенка-дошкольника в разных сферах жизнедеятельности в ДОУ обеспечивает формирование и дифференциацию качеств, свойств психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к себе и ко всему окружающему; они выражаются в психологических личностных новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста