Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:31, статья
Переход к обучению детей английскому языку в начальной школе создает совершенно иную психологическую ситуацию.
Одной из важнейших функций начального обучения следует считать формирование навыков и умений учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой операций, необходимых для успешной учебной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера: ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Это касается и овладения английским языком.
Психолого-педагогический
аспект проблемы обучения
английскому языку
Статья поднимает
вопросы раннего обучения английскому
языку, изучения английского языка дошкольниками,
школьниками младших классов
Мақала ағылшын тіліне ерте бастам оқыту, ағылшын тілін мектепке дейін оқыту, оқушыларды төменгі сыныптарда оқыту мәселелерін көтереді.
Article raises questions of early English language training, English language preschool, primary school children.
Переход к обучению детей английскому
языку в начальной
школе создает совершенно иную психологическую
ситуацию.
Одной из важнейших функций начального
обучения следует считать формирование
навыков и умений учебной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок
овладевает системой операций, необходимых
для успешной учебной деятельности на
последующих этапах. При этом существенно,
чтобы предлагаемая для усвоения система
не носила жестко алгоритмического характера:
ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным,
творческим, а не быть закованным в строгие
рамки универсальных предписаний. Это касается и овладения
английским языком.
Формирование навыков и умений учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя функциями обучения: овладением учебным материалом и формированием умения свободного перехода от учебной к не учебной деятельности, умения перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности, распознаваний и решению встающих в ней задач.
Конечной целью
обучения английскому языку всегда
является реальная жизнь. Мы учим
ребенка быть полноценным членом общества,
активно, грамотно и творчески участвовать
в социальной деятельности.
Но эта цель едва ли будет достижимой,
если в обучении английскому языку недостаточно
реализуется личностно образующая функция
обучения. Она особенно важна как раз для
рассматриваемого этапа, ибо именно в
младшем школьном возрасте закладываются
основы личности, и просчеты, допускаемые
здесь, отзываются в последствии в обостренной
форме.
Теперь уместно сформулировать еще одну
функцию начального обучения английскому
языку, логично вытекающую из концепции
возрастного развития ребенка : это функция
опоры на материал в поэтапном развитии
ребенка. Мало дать школьнику вообще некоторый
набор или систему знаний, передать ему
социальный опыт. Это необходимо делать
в такой последовательности, с таким выбором,
в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные
точки развития детского интеллекта и
вообще развития высших психологических
функций, соответствующие особой предрасположенности
ребенка к усвоению тех или иных воздействий,
были обеспечены необходимым и достаточным
материалом. Это требование особенно часто
нарушается в обучении неродному языку.
Рассмотрев психологические
функции, которые мы обязаны обеспечить
при обучении английскому языку прежде
всего в начальной школе, перейдем к вопросу
об основной стратегии обучения языку
маленьких детей, о том, на какие мотивы
нам целесообразно опираться на разных
этапах, и о том, какое участие в этом обучении
может и должен принимать интеллект ребенка,
его мышление и сознание.
Изучение
английского языка с
психологической точки зрения - это сложный
процесс формирования в коре головного
мозга новой речевой системы, которая
начинает сосуществовать и постоянно
взаимодействовать с уже выработанной
системой родного языка, испытывая на
себе ее интерферирующее влияние.
В разном языке все компоненты речевого
комплекса уже составляют единую программу
нервных связей. Достижение же подобных
результатов в английском языке возможно
лишь при создании условий, которые обеспечат
интенсивное функционирование речедвигательных
раздражителей в первые годы усвоения
языка.
В настоящее время психологические условия
формирования у детей младшего школьного
возраста речевых навыков и умений на
втором языке теоретически обоснованы
и выявлены в исследовании Е.И. Негневицкой.
Как показали исследования,
психологической основой для овладения
речью в нашем детстве является не память,
тем более механическая, а речевая врожденная
функция. И именно эта функция и позволяет
решить первоначальную и самую главную
проблему в овладении ребенком речью.
Функция эта синтезирует в себе все необходимые
психические свойства для обработки речевого
потока. Природорожденная речевая функция
наделена специфическими особенностями.
Первая заключается в том, что ее деятельность
ограничена во времени (примерно к 9 - 11
годам жизни ребенка она прекращает свою
работу). Вот почему с такой легкостью
чувствует ребенок речь и почему так трудно
ему усвоить второй язык уже после того,
как речевая функция прекратила свою деятельность.
Вторая особенность речевой функции: ребенок
имеет возможность на базе речевой функции
и при наличии разноязычных сред, каждая
из которых становится для него жизненно
важной, овладеть несколькими языками,
не смешивая их друг с другом, если люди,
которые общаются с ребенком сами не делают
этого.
Все исследователи утверждают, что обучение
английскому языку должно быть ориентировано
на психофизиологические возрастные особенности
детей. Исследователи считают доказанными,
что специальные занятия можно начинать
проводить с детьми 3-10 лет, до трех - бессмысленно,
после десяти - бесполезно надеяться на
положительный результат, который возможен
лишь для незначительной части учеников,
тех, кто обладает коммуникативными и
лингвистическими способностями выше
среднего уровня.
Лучше всего начинать изучение английского
языка в 5 -8 лет, когда система родного
языка ребенком уже достаточно хорошо
освоена, а к новому языку он относится
сознательно. Именно в этом возрасте еще
мало штампов речевого поведения, легко
по-новому "кодировать" свои мысли,
нет больших трудностей при вступлении
в контакт на английском языке. Дети легко
и прочно запоминают небольшой по объему
языковой материал и хорошо его воспроизводят
.
Важно помнить, что в этом возрасте происходит
постепенная смена ведущей деятельности,
переход от игровой деятельности к учебной.
При этом игра сохраняет свою ведущую
роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет.
Следовательно, возможность опоры на игровую
деятельность позволяет обеспечить естественную
мотивацию речи на английском языке, сделать
интересными и осмысленными даже самые
элементарные высказывания.Игра в обучении английскому
языку не противоречит
учебной деятельности, а органически связана
с ней.
Игра требует
от ребенка произвольного
Дети младшего
школьного возраста любознательны.
При восприятии склонны обращать внимание
на яркое, эмоционально-окрашенное. Однако
внимание их отличается неустойчивостью:
они умеют сосредоточиться лишь на несколько
минут. Дети не воспринимают длительных
(более 2-5 минут) монологических объяснений
учителя английского языка, поэтому любое
объяснение нужно строить в форме беседы.
Мнемическая деятельность детей еще несовершенна.
У них преобладает непроизвольное запоминание:
хорошо и быстро запоминается то, что интересно
и вызывает эмоциональный отклик. Применение
игровых приемов позволяет создать условия
для произвольного усвоения детьми всех
языковых средств (лексики и речевых образцов)
в процессе увлекательного взаимодействия
детей друг с другом.
Воображение ребят достаточно развито
и носит не только воспроизводящий, но
и творческий характер. Развитие мышления
идет от наглядно-действенного к наглядно
- образному, от решения задач путем непосредственных
действий с ним к действиям наглядными
представлениями о них.
Что касается речевого развития детей,
то они способны провести простейший звуковой
анализ речи, умеют выделять отдельные
звуки в словах. Речь носит, в основном,
описательный характер, но уже намечается
развитие объяснительной речи. Например,
дети умеют объяснять правила игры.
А.И. Леонтьев экспериментально доказал,
что в целом, нет оснований видеть в наличии
или отсутствии способностей к английскому
языку объяснение и тем более, оправдание
успешности или неуспешности овладения
английским языком. Любой нормальный ребенок
может и должен овладеть английским языком
и свободно пользоваться им в общении.
Если он этого не достигает, следовательно,
мы либо не сформировали у него требуемых
умений, либо недостаточно учли его индивидуальные
особенности.
Поэтому необходимо более подробно остановиться
на трудностях усвоения английского языка
в младшем школьном возрасте.
Первая трудность
заключается в отсутствии у школьника
действенных и актуальных мотивов
овладения английским языком. В раннем
детстве в таких мотивах не
было необходимости, ибо речевая
функциональная тенденция и языковая
среда составляли достаточно сильный
импульс для усвоения языка. Теперь же,
когда школьник владеет родным языком,
с помощью которого он решает все проблемы
общения, удовлетворяет основные жизненные,
социально-культурные и познавательные
интересы, необходимость владения вторым
иностранным языком не переживается им
как актуальная потребность .
Актуальными для изучения английского
языка могли бы стать следующие мотивы:
стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу - носителю этого языка и интерес к его культуре.
В процессе обучения английскому языку эти мотивы могут быть расчленены, конкретизированы, объединены, на каждом конкретном уроке мотивы следует заново активизировать, укреплять, включать в другие, более высокие системы. Суть педагогической организации обучающей среды заключается в том, чтобы в настоящую жизнь школьника были органически введены элементы его будущей жизни, чтобы уже сегодня он жил так как, возможно, будет жить в будущем. В таком случае мотивы изучения английского языка станут действительными и актуальными.
Вторая трудность
освоения английского языка связана
с владением учащимися родным
языком. На уроках английского языка
ученик, во-первых, невольно переводит
на родной язык смысловые единицы второго
языка, то есть осознание им этих единиц
достигается не с помощью английского
языка, а посредством родного.
Во-вторых, при попытках построить речевое
высказывание на английском языке ученик
использует речевые структуры родного
языка. Если речевой механизм второго
языка еще не сформирован, то речевой механизм
родного языка подменяет и даже вытесняет
его.
Таким образом, возникает проблема ослабления
влияния механизма родного языка в процессе
освоения английского языка. Следует определить
содержание языковых явлений, которые
должны быть сопоставлены друг с другом
из-за их резкого отличия, а также описать
случаи сближения механизмов родного
и английского языков, способствующие
овладению второго языка.
Третья трудность - это личностные психологические
барьеры, которые могут возникнуть у части
школьников в отношении второго языка:
неуверенность в том, что они смогут заговорить
на английском языке, стеснительность
и боязнь стать посмешищем из-за ошибок
в речи, боязнь того, что за допущенными
ошибками последуют нежелательные оценки.
Возникновению этих барьеров может способствовать
частый неуспех, завершающийся нестимулирующими,
неподбадривающими оценками и отношением
учителя английского языка. Вот почему
необходимо усилить роль стимулирующих
оценок в процессе обучения английскому
языку.
Давая оценку работе
ученика на уроке английского
языка, учитель должен, прежде всего,
отметить положительные стороны
в его речевых навыках и
умениях и на таком фоне высказывать
свои замечания, указывать пути устранения
пробелов.
Следующим условием повышения эффективности
процесса обучения английскому языку младших
школьников является осуществление процесса
обучения на началах личностно-гуманного
подхода.
Суть организации
педагогического процесса на началах
личностно-гуманного подхода заключается
в том, чтобы сделать ребенка своим соратником
в его обучении и воспитании, настроить
его на педагогическое влияние, сохранить
за ним переживание чувства свободного
выбора.
Ученик должен чувствовать веру в свои
способности, радость за его успехи, требование
идти вперед. При неудачах необходимо
помочь школьнику осмыслить их, оценить
их как временные трудности, которые можно
преодолеть, увидеть пути своего дальнейшего
продвижения и успеха.
Учитывая все выше сказанное, можно выделить
два дидактических требования, которые
необходимо учитывать в процессе обучения
английскому языку младших школьников.
Первое: максимально
опираться на возможность формирующего
обучения, то есть не просто использовать
уже сложившиеся психические особенности
ребенка для целей эффективного овладения
английским языком, а активно строить,
формировать эти психические особенности
в учебном процессе. В этом смысле обучение английскому
языку должно
носить не просто обучающий, но и развивающий
характер.
Второе: методика этого обучения должна
быть такой, чтобы при ней могли максимально
реализоваться индивидуальные преимущества
каждого отдельного ученика.
Таким образом, суммируя все выше сказанное,
мы приходим к выводу, что раннее обучение
английскому языку младших школьников
психологически и педагогически обосновано
и оправдано
Список
использованных литератур
1 Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М, 1991.
2 Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 2002. №1.С.5-11.
3 Бурмистрова Е.В. Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком//Иностранные языки в школе. 2007. №7.С.27-31.
4 Я. Корчак. "Избранные
педагогические произведения". М, 1979.
http://abc-english-
Информация о работе Психолого-педагогический аспект проблемы обучения английскому языку