Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:32, статья
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Рабочая учебная
программа по развитию у детей
раннего возраста художественно
– творческих способностей в изобразительной
деятельности
(1 младшая группа)
Автор программы: Егорова
Елена Анатольевна
воспитатель 2 кв. категории
МДОУ №4 «Красная шапочка»
пгт. Джалиль - 2011
Пояснительная записка
Занятия рисованием, лепкой, конструированием
– одни из самых больших удовольствий
для ребёнка. Они приносят малышу много
радости. Рисуя, ребёнок отражает не только
то, что видит вокруг, но и проявляет собственную
фантазию. Нельзя забывать, что положительные
эмоции составляют основу психического
здоровья и благополучия детей. А поскольку
изобразительная деятельность является
источником хорошего настроения, следует
поддерживать и развивать интерес ребёнка
к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт
интенсивное познавательное развитие.
У ребёнка раннего возраста уже формируются
первые сенсорные ориентировки в цвете,
форме, величине, фактуре предметов, развивается
способность всматриваться, вслушиваться,
анализировать предметы, явления, видеть
в них общее и отличительное, быть внимательным.
Идёт первоначальное освоение орудийных
действий с изобразительным материалом.
Надо правильно брать карандаш (кисть):
тремя пальцами, держать большим и средним,
не близко к отточенному концу (ворсу),
придерживая сверху указательным пальцем.
Слишком сильное сжимание карандаша пальцами
приводит к перенапряжению руки, скованности
движений; слишком слабое – не удерживает
карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко
выраженную сенсорную основу: темп, размах,
ритм, направление движений, ощущение
характера изобразительного материала
– всё это требует ещё и координации в
работе зрительных и двигательных анализаторов.
Изображая простейшие предметы и явления,
ребёнок познаёт их, у него формируются
первые представления.
Постепенно малыш учится рассказывать
об увиденном и поразившем его явлении
языком красок, линий, словами. Ответная
положительная эмоциональная реакция
взрослых поддерживает у ребёнка стремление
больше видеть, узнавать, искать ещё более
понятный и выразительный язык линий,
красок, форм. Так стимулируется развитие
творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности
строится на взаимодействии ребёнка с
педагогом и детьми. В процессе такого
взаимодействия выстраиваются отношения,
формируется личность человека. В изобразительной
деятельности возможно успешное развитие
таких качеств личности как самостоятельность,
инициативность, коммуникативность, а
также способность подчинять своё поведение
элементарным правилам – как прообраз
будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность
важна не столько для овладения умением
рисовать, сколько для общего психического
и личностного развития ребёнка.
Данная программа направлена на развитие
у ребёнка любви к прекрасному, обогащению
его духовного мира, развитие воображения,
эстетического отношения к окружающей
действительности, приобщение к искусству
как неотъемлемой части духовной и материальной
культуры, эстетического средства формирования
и развития личности ребёнка.
Цель данной программы – формирование
у детей раннего возраста художественно-творческих
способностей в изобразительной деятельности.
Реализация художественного и эстетического
воспитания предусматривает:
- формирование первых представлений о
прекрасном в жизни и искусстве, способности
воспринимать его;
- формирование художественно-образных
представлений и мышления, эмоционально-чувственного
отношения к предметам и явлениям действительности,
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в
рисовании и лепке;
- обучение основам создания художественных
образов, формирование практических навыков
работы в различных видах художественной
деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия,
чувства цвета, ритма.
В данной программе большое внимание уделено
различным техникам работы детей с красками:
рисование пальцами, рисование штампом,
рисование кисточкой.
Система занятий построена с учётом принципов
последовательности и системности в формировании
знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного
занятия в неделю, в первую половину дня.
Продолжительность занятий составляет
15 минут. Общее количество учебных занятий
в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч.
Педагогический анализ знаний, умений
и навыков детей (педагогическая диагностика)
проводится 3 раза в год (первичный – в
сентябре, промежуточный – в январе и
итоговый – в мае. Диагностика проводится
по методике Т.С. Комаровой.
Задачи художественно-творческого развития
детей 2-3 лет.
Рисование.
• Развивать восприятие детей, обогащать
сенсорный опыт путём выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочерёдно
то одной, то другой рукой.
• Подводить детей к изображению знакомых
предметов, предоставляя свободу выбора
содержания изображения.
• Привлекать внимание детей к изображённым
ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям.
Побуждать их задумываться над тем, что
они нарисовали, на что это похоже. Вызывать
чувство радости от штрихов и линий, которые
дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению
нарисованного изображения характерными
деталями; к осознанному повторению ранее
получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
• Развивать эстетическое восприятие
окружающих предметов. Учить различать
цвета карандашей, фломастеров, правильно
называть их. Учить рисовать разные линии
(длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные,
наклонные), пересекать их, уподобляя предметам:
ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам,
сосулькам, заборчику и др. Подводить детей
к рисованию предметов округлой формы.
• Формировать правильную позу при рисовании
(сидеть свободно, не наклоняться низко
над листом бумаги).
• Учить бережно относиться к материалам,
правильно их использовать. Учить держать
карандаш и кисть свободно; карандаш –
тремя пальцами выше отточенного конца,
кисть – чуть выше железного наконечника;
набирать краску на кисть, макая её ворсом
в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь
ворсом к краю баночки; промывать кисть
после рисования и осушать, легко прижимая
к салфетке.
Методы и приёмы
Для того чтобы у детей возникло желание
выполнять учебное задание, воспитателю
необходимо проводить специальную работу,
направленную на формирование игровой
мотивации.
Чтение стишков, песенок, потешек – важный
методический приём. Он повышает положительное
эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные
предметы, окружающие и привлекающие внимание
в процессе игр, наблюдений на прогулках,
рассматривания, обведения руками по контуру
предмета. Постепенно, обращая внимание
детей на рисунок, надо учить находить
их сходство получившихся на бумаге штрихов
и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно
развивать сенсорные основы изобразительной
деятельности: восприятие предметов различной
формы (зрительное, осязательное, кинестетическое)
и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия
воспитывает у детей интерес к результатам
сверстников, собственной деятельности.
Анализ работ должен идти от игрового
персонажа.
Занятия должны доставлять детям радость!
Лепка
• Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить
с пластическими материалами: глиной,
пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться
материалами.
• Учить детей отламывать комочки пластилина
от большого куска, раскатывая комочек
между ладонями прямыми движениями, лепить
палочки, колбаски, соединять концы палочки,
плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и др.).
• Учить раскатывать комочек пластилина
круговыми движениями ладоней (шарик,
яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек
между ладонями (лепёшки, печенье, пряники),
украшать их. Учить соединять две вылепленные
формы в один предмет: палочка и шарик
(погремушка или грибок и т.п.
• Приучать детей к аккуратному обращению
с материалами: класть пластилин и вылепленные
предметы на дощечку или специальную заготовку.
Методы и приёмы
В лепке применяется информационно-рецептивный
метод, т.е. подражательный, повторяющий
формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер,
т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше
возможности для развития и обучения детей.
Во время лепки развивается мелкая моторика
пальцев рук, воображение детей, формируются
и развиваются навыки ручного труда, дети
учатся координировать движения рук, приобретают
новый сенсорный опыт – чувство пластики,
формы и веса.
Важный момент в проведении занятия –
оценка деятельности детей. Воспитателю
необходимо вызывать радостное настроение,
оценивая сам процесс и результаты работы,
и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения
имеют правильно подобранный материал
и оборудование. Современные технологии
позволили усовершенствовать используемый
пластичный материал – пластилин стал
более мягким и эластичным, приобрёл чистые
и разнообразные расцветки, перестал липнуть
к рукам. Эти качества превращают работу
с ним в приятное и интересное занятие,
как для детей, так и для взрослых.
Инструменты и материалы, применяемые
на занятии по изодеятельности с детьми
2-3 лет.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- игрушки;
- муляжи.
Оборудование:
- мольберт;
- карандаши цветные;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- кисточки маленькие по № 6, средние с
№ 10-12, большие № 12-16;
- гуашевые краски;
- баночка-непроливайка;
- подставки для кисточек;
- восковый пластилин;
- тесто;
- дощечки;
- х/б салфетки для рук;
- клеёнка.
Перспективное планирование по изодеятельности
в первой младшей группе
РИСОВАНИЕ
Сентябрь
Неделя Тема
(техника рисования, методы и приёмы) Программное
содержание Материал к занятию
1
«Как мы рисуем»
( рисование карандашами) Выявить уровень
владения карандашами. Познакомить детей
с правильным способом действия карандашами:
держать тремя пальчиками, не близко к
отточенному концу, не сжимать карандаш
слишком сильно; учить рисовать только
на бумаге, использовать разные цвета;
формировать интерес и положительное
отношение к рисованию. Альбомный лист,
наборы цветных карандашей (по количеству
детей).
2 «Дорожки для цыплят»
(рисование карандашами) Вызвать у детей
интерес к теме, к процессу рисования;
учить держать карандаш в правой руке,
тремя пальчиками; учить делать широкие
плавные движения в любом направлении;
вызывать и поддерживать чувство удовлетворения
от процесса в результате деятельности.
Альбомный лист бумаги формата А4, цветные
карандаши, картинки с изображение курицы
и цыплят.
3 «Орехи для белочки»
(рисование поролоновым тычком)
Познакомить детей с гуашевыми красками;
учить детей пользоваться кисточкой; закреплять
знания основных цветов, знакомить с новыми
цветами (коричневый); формировать интерес
и положительное отношение к рисованию.
Листы бумаги для рисования с изображением
дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые
тампоны; игрушка-белочка; орехи; корзинка;
баночки с водой, салфетки.
4 «Осенние листочки»
(рисование кисточкой) Продолжать знакомить
детей с гуашевыми красками, учить правильно
пользоваться кисточкой; закреплять знания
основных цветов, знакомить с новыми цветами
и оттенками; учить различать кленовые
листья; формировать интерес и положительное
отношение к рисованию. Гуашь жёлтого
и красного цветов; кисточки №4; альбомные
листы бумаги для рисования на каждого
ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами
кленовых листьев (по количеству детей);
кленовые листья; баночки непроливайки;
салфетки.
Октябрь
1
«Дождик»
(рисование фломастерами; дорисовывание
деталей)
Учить детей правильно держать в руке
фломастер; учить рисовать фломастером
– не нажимать сильно, рисовать прямые
вертикальные линии; не выходить за пределы
ограничительной линии; формировать интерес
и положительное отношение к рисованию.
Фломастеры синего или голубого цвета;
листы бумаги с заготовками (по количеству
детей), в верхней части листа нарисована
синяя туча, а внизу горизонтальная линия
– земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили
за пределы нижней границы.
2 «Поможем жучкам спрятаться в траве»
(рисование карандашом; дорисовывание
деталей) Учить детей правильно держать
в руке восковый карандаш, рисовать прямые
вертикальные линии; закреплять знания
цветов; вызывать интерес к рисованию
цветными карандашами. Цветные восковые
карандаши зелёного цвета; листы бумаги
для рисования с нарисованными жуками,
расположенными в разных местах листа
(по количеству детей).
3 «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой;
дорисовывание деталей)
Учить детей рисовать листья, примакивая
кисточку к листу бумаги; продолжать учить
правильно держать кисть, пользоваться
краской, тряпочкой, промывать кисть в
баночке с водой. Альбомные листы формата
А4 с нарисованными деревьями (по количеству
детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки
с водой, тряпочки.
4
« По ровненькой дорожке»
(рисование пальцами)
Учить детей рисовать пальчиками, ритмично
нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать
знакомить детей с цветом (красный, синий,
зелёный), закреплять названия цветов;
развивать интерес и положительное отношение
к рисованию. Демонстрационный лист с
изображением двух домиков с красной и
синей крышами, расположенных друг напротив
друга (между домиками проведена дорожка
карандашом и краской); полоски бумаги
для рисования 1/2 листа по количеству детей;
гуашь зелёного цвета, влажные салфетки
для рук.
Ноябрь
1
«Дождик, дождик, пуще»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
Учить детей наносить кисточкой ритмичные
мазки под словесное сопровождение; продолжать
учить правильно держать кисточку, пользоваться
краской, убирая лишнюю о край баночки;
продолжать знакомить с синим цветом.
Альбомные листы с изображением туч; синяя
краска, баночки-непроливайки, кисточки,
салфетки.
2 «Веточка рябины»
(рисование пальцами; дорисовывание деталей)
Продолжать учить детей рисовать пальчиками;
набирать краску; радоваться полученному
результату; закреплять знания основных
цветов; развивать интерес и положительное
отношение к рисованию. Листы бумаги для
рисования с изображением веточки рябины
без ягод (по количеству детей); ветка рябины,
рисунок – образец; гуашь красного цвета,
влажные салфетки для рук.
3
«Спрячь картинку»
(рисование карандашами или фломастерами)
Учить детей правильно держать в руке
карандаш (фломастер); правильно сидеть
за столом; учить рисовать штрихи; развивать
желание рисовать. Цветные карандаши или
фломастеры; листы бумаги для рисования
формата А4 с нарисованными заготовками
(картинками) по количеству детей.
4 «Полюбуйся на герань»
(рисование штампом; дорисовывание
деталей) Учить детей ритмично наносить
рисунок с помощью штампа (старые кисточки
или мятая бумага); учить пользоваться
штампом: окунать его в густую гуашь, а
затем прижимать к листу бумаги; развивать
эстетическое восприятие, желание рисовать.
Листы бумаги с заготовками (изображение
герани в горшочке с пустыми черенками);
гуашь красного цвета, штампы по количеству
детей; салфетки; цветущая герань.
Декабрь
1 «Домик с забором»
(рисование кисточкой) Учить проводить
линии сверху вниз по ворсу; обмакивать
кисть в краску по мере надобности; воспитывать
у детей отзывчивость, доброжелательность.
Рисунок с изображением домика; длинный
лист ватмана или обоев, кисточки, баночки
с водой, подставки для кисточек, салфетки.
2 «Снег идёт»
(рисование ватными палочками) Закреплять
навыки рисовании красками, используя
ватные палочки; уточнять и закреплять
знания цветов; развивать эстетическое
восприятие, желание рисовать. Картон
синего или голубого цвета формата А4 (
по количеству детей), баночки – непроливайки,
салфетки.
3 «Ёлочка – зелёная иголочка»
(рисование фломастерами) Упражнять детей
в рисовании хвои штрихами, используя
фломастеры; поощрять самостоятельность,
инициативность детей; закреплять знания
основных цветов; вызывать желание общаться
по поводу рисунка с воспитателем и детьми.
Хвойная веточка; лист ватмана, на котором
нарисован ствол ёлочки; листы бумаги
формата А4 (по количеству детей), фломастеры
зелёного цвета.
4 «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»
(рисование пальцами; дорисовывание деталей)
Учить детей располагать фонарики определённого
цвета, используя дидактическую игру «Укрась
ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками,
используя разные цвета; закреплять знания
основных цветов; развивать эстетическое
восприятие, желание рисовать. Альбомные
листы бумаги для рисования с изображением
ёлочки (по количеству детей); гуашь красного,
синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки,
салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку».
Январь
1 «Зимний узор»
(рисование восковыми карандашами) Продолжать
учить детей правильно держать карандаш;
закреплять приобретённые ранее навыки
рисования; закреплять знания цветов (синий,
белый); продолжать формировать интерес
к рисованию; развивать эстетическое восприятие.
Цветной картон синего цвета ( по количеству
детей); восковые карандаши белого цвета;
образцы готового рисунка и несколько
элементов узора.
2 «Снеговик»
(рисование кисточкой) Учить детей закрашивать
контур кисточкой путём примакивания;
передавать в рисунке образ снеговика;
закреплять знание цвета; напоминать о
необходимости работать аккуратно. Гуашь
синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным
контуром снеговика (по количеству детей);
рисунок-образец, баночки с водой, кисточки,
салфетки.
3 «Покормим птичек»
(рисование кисточкой) Закреплять с детьми
умение создавать изображение ритмом
мазков, осваивая всё пространство листа;
познакомить с чёрным цветом; воспитывать
у детей заботливое отношение к птицам.
Заготовка – кормушка, нарисованная на
листе ватмана, аппликативное изображение
птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки,
салфетки, семечки.
4 «Нарядное платье для куклы»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
Учить детей правильно держать кисть,
ритмично наносить мазки на силуэт платья;
развивать восприятие цвета; закреплять
знание основных цветов; развивать интерес
и желание рисовать. Гуашь 4-х цветов: красная,
синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей;
платья-заготовки (по количеству детей),
кисточки, баночки с водой, салфетки.
Февраль
1 «Полосатые варежки»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
Учить детей рисовать линии слева направо,
вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо
набирать краску на кисть, развивать восприятие
цвета. Заготовки – силуэты варежек, вырезанные
из белой бумаги (по количеству детей);
гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки.
2
«Снежинки»
(рисование фломасте
рами) Продолжать учить детей рисовать
фломастерами, правильно держать его в
руке, сильно не сжимать и не нажимать;
украшать снежинки – рисовать прямые
линии, дуги; формировать интерес и положительное
отношение к рисованию. Фломастеры синего
цвета (по количеству детей); листы бумаги
с заготовками – нарисованными основами
снежинки (по количеству детей); листы
с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки,
вырезанные из бумаги.
3 «Снежные колобки»
(рисование кисточкой) Продолжать учить
детей пользоваться кисточкой, рисовать
круги от пятна, повторять изображение,
заполняя свободное пространство листа;
поддерживать игровое отношение к образу.
Лист картона формата А4 голубого или синего
цветов ( по количеству детей); гуашь белого
цвета, кисточки, непроливайки, салфетки.
4 «Бусинки»
(рисование фломастерами) Продолжать учить
детей правильно держать в руке фломастер,
рисовать им, не делая сильного нажима;
рисовать круги и заштриховывать их по
кругу; закреплять знания цветов; воспитывать
эстетическое восприятие. Фломастеры
на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования
с заготовкой – нарисованной линией бус
(по количеству детей); готовый рисунок-образец;
нитка настоящих бус.
Март
1 «Букет для мамы» (рисование карандашами)
Воспитывать у детей нежное, заботливое
отношение к маме; закреплять умение рисовать
слитные круги круговыми движениями, не
отрывая карандаша от бумаги, правильно
держать его. Листы бумаги с заготовками
– аппликативное изображение веточки
розы с листочками в горшочке; карандаши
на каждого ребёнка.
2 «Светит солнышко в окошко»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
Продолжать учить детей рисовать предметы
округлой формы, от пятна; рисовать прямые
линии (лучики), аккуратно работать кистью,
снимая краску о краешек баночки; закреплять
знание геометрических форм (круг); понятий
«один», «много». Листы бумаги для рисования
формата А4 (по количеству детей); гуашь
оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки
с водой, салфетки.
3 «Капель» (рисование
кисточкой) Продолжать учить детей правильно
держать кисть, обмакивать её всем ворсом
в краску; учить передавать в рисунке впечатления
от окружающей жизни, изображать капель
ритмом мазков. Литы бумаги формата А4,
гуашь синего цвета, кисточки, подставки
под кисточки, баночки с водой, салфетки.
4 «Ай качи, качи, качи» (рисование
кистью; дорисовывание деталей) Закреплять
с детьми умение рисовать замкнутые линии,
похожие на круги; учить вести кисть по
ворсу неотрывно, хорошо набирая краску
на кисть; вызывать интерес к полученному
результату. Листы бумаги круглой формы
(тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки,
подставки под кисточки, баночки-непроливайки,
салфетки.
Апрель
1 «Плывёт кораблик по весенним ручейкам»
(рисование кисточкой) Продолжать учить
детей ритмично проводить линии на листе
бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться
на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.
Листы бумаги для рисования, гуашь синего
цвета, кисточки, подставки под кисточки,
баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик,
таз с водой.
2
«Яблоки»
(рисование фломастерами; дорисовывание
деталей) Продолжать учить детей правильно
держать в руке фломастер, рисовать небольшие
по размеру круги, располагать круги равномерно,
не выходить за пределы контура; формировать
интерес к рисованию. Фломастеры жёлтого,
красного, зелёного цветов; листы бумаги
для рисования с заготовками – на листе
контур дерева ( по количеству детей); яблоко.
3
«Трава на лужайке» (рисование кистью)
Упражнять детей в быстрых, ритмичных
изобразительных действиях кистью; продолжать
учить рисовать вертикальные линии (траву);
воспитывать любовь к живой природе. Листы
бумаги для рисования (по количеству детей),
гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки.
4 «Деревья проснулись» (рисование кистью;
дорисовывание деталей) Продолжать учить
детей правильно держать кисть, обмакивать
всем ворсом в краску, снимать лишнюю о
край баночки; учить передавать в рисунке
впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых
явлений; изображать листочки, прикладывая
кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая
её в краску по мере необходимости; закреплять
знания цветов; развивать желание рисовать.
Альбомные листы бумаги для рисования
с изображением деревьев без листвы ( по
количеству детей); гуашь зелёного цвета,
кисточки, подставки под кисточки, непроливайки,
салфетки.
Май
1
«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание
деталей)
Продолжать учить детей рисовать красками;
закреплять умение заполнять узором готовый
силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить
с новым способом рисования (монотипия);
уточнять и закреплять знания цветов;
развивать желание рисовать. Вырезанные
из бумаги силуэты бабочек (по количеству
детей); готовый образец с несложным узором;
гуашь основных цветов, кисточки, подставки
по кисточки, непроливайки, салфетки.
2 «Забавные зверюшки – полосатые игрушки»
(рисование кистью; дорисовывание деталей)
Закреплять умение рисовать кисточкой;
проводить прямые линии в разных направлениях
(слева направо и сверху вниз), соблюдая
движение кисти по ворсу; воспитывать
у детей отзывчивость. Силуэты лошадок,
уточек, козликов и т.д., выполненных в
стиле филимоновских игрушек; гуашь красного
и чёрного цветов, кисточки, непроливайки,
подставки под кисточки, салфетки.
3 «Цветочная поляна» (рисование ватными
палочками) Продолжать учить детей рисовать
красками, используя ватные палочки; закреплять
знания цветов; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
Тонированные в зелёный цвет листы бумаги
для рисования; готовый рисунок – образец,
репродукции с изображением цветочной
поляны (полевых цветов); гуашь основных
цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
4
«Цветущая веточка» (рисование кистью;
дорисовывание деталей) Учить рисовать
щетинной кистью цветы цветущих деревьев
(черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться
цветущей веткой, желание нарисовать;
воспитывать эстетическое восприятие.
Тонированные листы бумаги с изображением
веток с листочками; гуашь белого цвета,
кисточки, непроливайки, подставки под
кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи
или жасмина.
ЛЕПКА
Сентябрь
Неделя Тема
(приёмы лепки)
Программное содержание Материал к занятию
1
«Знакомство с пластилином» Познакомить
детей с пластилином и его свойствами;
познакомить с правилами работы с этим
материалом. Мягкий пластилин (по количеству
детей), салфетки для рук, игрушечная лиса.
2
«Заборчик для петушка»
(раскатывание) Обучать умению раскатывать
прямыми движениями ладоней пластилин
«колбаской», закрепляя свойство материала;
формировать интерес к работе с пластилином;
развивать мелкую моторику. Игрушка Петушок,
домик, пластилин, дощечки, салфетки для
рук,
3
«Покормим птиц»
(отщипывание, скатывание) Продолжать
знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки пластилина
от большого куска; формировать интерес
к работе с пластилином; развивать мелкую
моторику. Игрушечные птицы, пластилин,
дощечки, салфетки для рук.
4
«Пластилиновая мозаика»
(отщипывание, скатывание, надавливание)
Продолжать знакомить детей с пластилином
и его свойствами; учить отщипывать маленькие
кусочки пластилина от большого куска
и прилеплять его к плоской поверхности;
формировать интерес к работе с пластилином;
развивать мелкую моторику. Листы плотного
картона формата А4 (на подгруппы), мягкий
пластилин, игра – мозаика.
Октябрь
1
«Листопад, листопад листья жёлтые летят»
(отщипывание, надавливание) Продолжать
знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки пластилина
от большого куска и прилеплять его к плоской
поверхности; знакомить детей с цветом;
формировать интерес к работе с пластилином;
развивать мелкую моторику. Листы картона
с изображением деревьев частично в осенней
листве; пластилин жёлтого и оранжевого
цветов; дощечки, салфетки для рук.
2
«Блинчики»
(скатывание, сплющивание) Продолжать
знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить сплющивать шарики из пластилина
при помощи всех пальцев рук; закреплять
знание цветов; формировать интерес к
работе с пластилином; развивать мелкую
моторику. Мягкий пластилин жёлтого цвета,
пластмассовые тарелочки, кукла, дощечки,
салфетки для рук.
3
«Дождик, дождик, кап - кап – кап»
(отщипывание,надавливание) Продолжать
учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от большого куска и прилеплять
его к плоской поверхности; закреплять
знания основных цветов; развивать мелкую
моторику. Синий пластилин, листы картона
с аппликативным изображением туч (по
количеству детей); дощечки, салфетки для
рук.
4
«Разные цветные мячи»
(скатывание) Учить детей скатывать пластилин
круговыми движениями между ладонями;
закреплять знания основных цветов; развивать
мелкую моторику. Пластилин основных цветов,
дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи
для игры.
Ноябрь
1
«Бусы»
(отщипывание, скатывание) Продолжать
учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от большого куска и скатывать
пластилин в шарик; закреплять знания
основных цветов; формировать интерес
к работе с пластилином, развивать мелкую
моторику. Пластилин зелёного и красного
цветов по количеству детей; небольшие
кусочки картона с прикреплёнными к нему
ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки
для рук.
2
«Чудесные карандашики»
(раскатывание) Продолжать знакомить детей
с пластилином и его свойствами; учить
раскатывать пластилин между ладонями
«колбаской»; развивать желание лепить;
развивать мелкую моторику. Пластилин
основных цветов, дощечки, салфетки для
рук.
3
«Сидит белка на тележке»
(скатывание) Продолжать знакомить детей
с пластилином и его свойствами; закреплять
умение формировать из пластилина округлые
комочки, выкладывать их на ограниченном
пространстве; развивать мелкую моторику.
Игрушка-белка, пластилин коричневого
цвета, т вырезанные из картона тарелки
(по количеству детей); дощечки, салфетки
для рук.
4
«Витамины в баночке»
(скатывание, надавливание) Продолжать
знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить надавливать указательным пальцем
на пластилиновый шарик, прикрепляя его
к основе, располагать пластилиновые шарики
на равном расстоянии друг от друга; формировать
интерес к работе с пластилином; развивать
мелкую моторику. Пластилин жёлтого цвета,
вырезанные из картона формы баночек (по
количеству детей); дощечки, салфетки для
рук, кукла.
Декабрь
1
«Красивая тарелка»
(скатывание, надавливание, размазывание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие
кусочки пластилина от большого куска
и скатывать из них шарики диаметром 5-7
мм, надавливать указательным пальцем
на шарик, прикрепляя его к плоской основе
– тарелочке, размазывать пластилин на
картоне надавливающим движением указательного
пальца; формировать интерес к работе
с пластилином; развивать мелкую моторику.
Пластилин разных цветов, заготовки из
картона (белые круги диаметром 15-20 см
по количеству детей); дощечки, салфетки
для рук.
2
«Как у нашего кота»
(раскатывание) Продолжать учить детей
раскатывать пластилин прямыми движениями
между ладонями, выкладывать «колбаски»
последовательно друг за другом, формируя
коврик; закреплять знания основных цветов;
формировать интерес к работе с пластилином»
развивать мелкую моторику. Пластилин
красного, жёлтого, синего и зелёного цветов;
основа для коврика, вырезанная из картона;
игрушка-котёнок; дощечки, салфетки для
рук.
3
«Снег идёт»
(скатывание, надавливание) Продолжать
учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от большого куска и скатывать
из них шарики, надавливать указательным
пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской
основе; развивать мелкую моторику. Пластилин
белого цвета, заготовка – тонированный
в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением
домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки,
салфетки для рук.
4
«Наряжаем ёлочку»
(скатывание, надавливание, размазывание)
Закреплять умение формировать из пластилина
комочки и скатывать их в шарики; надавливать
указательным пальцем на шарик, прикрепляя
его к плоской основе – ёлочке, размазывать
пластилин на картоне надавливающим движением
указательного пальца; развивать мелкую
моторику. Пластилин разных цветов; заготовка
– ёлочка, вырезанная из картона (по количеству
детей), маленькая искусственная ёлочка;
дощечки, салфетки для рук.
Январь
1
«Бублик для куклы»
(раскатывание, соединение концов) Продолжать
учить детей раскатывать пластилин между
ладонями «колбаской», соединять концы
палочки, образуя кольцо; формировать
интерес к лепке; развивать мелкую моторику.
Пластилин, кукла, дощечки, салфетки для
рук.
2
«Веточка рябины»
(скатывание, надавливание) Закреплять
умение формировать комочки и скатывать
их в шарик, надавливать указательным
пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской
основе; развивать мелкую моторику; развивать
эстетическое восприятие. Пластилин красного
цвета; заготовка – нарисованная на 1/2
листе ватмана ветка рябины без ягод (на
подгруппы); веточка рябины, картинки с
изображением рябины, дощечки, салфетки
для рук.
3
«Шоколад с орехами»
(вдавливание) Учить детей вдавливать
детали в пластилин; формировать интерес
к работе с пластилином; развивать мелкую
моторику. Бруски пластилина коричневого
цвета, горох, шоколад с орехами, дощечки,
салфетки для рук.
4
«Сшили Тане сарафан»
(скатывание, надавливание) Продолжать
учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от большого куска и надавливать
указательным пальцем на пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе, располагать
шарики на равном расстоянии друг от друга;
развивать мелкую моторику. Платье – заготовка,
пластилин разных цветов, дощечки, салфетки
для рук.
Февраль
1 «Шла собака через мост»
(раскатывание) Закреплять умение раскатывать
пластилин между ладонями прямыми движениями;
развивать мелкую моторику. Игрушка-щенок,
пластилин основных цветов, основа для
мостика (картон), дощечки, салфетки для
рук.
2
«Колобок»
(скатывание) Закреплять умение скатывать
пластилин круговыми движениями между
ладонями; формировать интерес к работе
с пластилином; развивать интерес к произведениям
устного народного творчества; развивать
мелкую моторику. Пластилин жёлтого и
оранжевого цветов, дощечки, салфетки
для рук.
3
«Рыбка»
(вдавливание) Продолжать учить детей
вдавливать детали в пластилин, создавая
изображение; способствовать развитию
воображения; формировать интерес к работе
с пластилином; развивать мелкую моторику.
Основа из пластилина любого яркого цвета
( по количеству детей), образец, семена
подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки
для рук.
4
«Петя, Петя петушок»
(раскатывание) Учить детей выкладывать
«колбаски» из пластилина дугообразно
из одной точки, закреплять навыки раскатывания
пластилина прямыми движениями между
ладонями; развивать мелкую моторику.
Игрушка – петушок, пластилин основных
цветов, плотный картон с изображением
петушка без хвоста (по количеству детей),
дощечки, салфетки для рук.
Март
1
«Цветы»
(отщипывание, скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие
кусочки пластилина от большого куска
и скатывать из них шарики, надавливать
указательным пальцем на пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе, размазывать
надавливающим движением указательного
пальца пластилин на картоне; формировать
интерес к работе с пластилином; способствовать
развитию фантазии; развивать мелкую моторику.
Пластилин основных цветов, цветной картон
формата А4 ( по количеству детей), дощечки,
салфетки для рук, репродукции с изображением
цветов.
2
«Яблоки»
(отщипывание, скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие
кусочки пластилина от большого куска
и надавливать указательным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к
плоской основе – дереву; развивать мелкую
моторику. Пластилин красного, жёлтого,
зелёного цветов, заготовка из белого
картона в виде дерева, дощечки, салфетки
для рук.
3
«Дождик»
(размазывание)
Продолжать учить детей надавливающим
движением указательного пальца размазывать
пластилин на картоне; формировать интерес
к работе с пластилином; развивать мелкую
моторику. Пластилин синего цвета; листы
картона серого или голубого цвета (по
количеству детей); дощечки, салфетки для
рук.
4
«Колечки для пирамидки»
(скатывание, соединение концов) Продолжать
учить детей лепить палочки, соединять
их концы, образуя кольцо; вызывать желание
лепить. Пластилин основных цветов, дощечки,
ватные палочки на пластилиновой подставке
(основа пирамидки), салфетки для рук.
Апрель
1
«Пуговицы для платья»
(отщипывание, скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей надавливающим
движением указательного пальца прикреплять
пластилин к плоской основе – платью;
закреплять знания детей об окружающем
предметном мире, назначении пуговиц на
одежде; развивать мелкую моторику. Пластилин
основных цветов; заготовка из картона
– платье, салфетки для рук, дощечки.
2 «Солнышко»
(размазывание) Продолжать учить детей
надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилин на картоне»
формировать интерес к работе с пластилином;
развивать мелкую моторику. Пластилин
жёлтого цвета. листы картона синего или
голубого цветов формата А5 (по количеству
детей), дощечки, салфетки для рук.
3 «Колбаски на тарелке»
(раскатывание) Учить детей отщипывать
небольшие комочки пластилина, раскатывать
их между ладонями прямыми движениями;
развивать мелкую моторику. Пластилин,
дощечки, картонные тарелочки, салфетки
для рук.
4 « Апельсины»
(скатывание) Продолжать учить детей лепить
предметы округлой формы; радоваться готовому
изделию; развивать мелкую моторику. Пластилин
оранжевого цвета, апельсин – муляж, дощечки,
салфетки для рук.
Май
1
«Ёжик»
(надавливание, размазывание) Продолжать
учить детей размазывать пластилин на
картоне; располагать шарики на равном
расстоянии друг от друга; вызывать желание
лепить. Листы картона светлого цвета
формата А4 с изображением контура ёжика
(по количеству детей); пластилин серого
или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром
около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого
ребёнка; игрушечный ёжик.
2 «Гусеница»
(скатывание) Продолжать развивать умение
скатывать комок пластилина круговыми
движениями ладоней, определять предметы
по форме (шар), величине (длинная, короткая),
цвету (зелёная); формировать интерес к
лепке; развивать мелкую моторику. Пластилин
зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница»,
дощечки, салфетки для рук.
3
«Бабочка»
(вдавливание) Продолжать учить детей
вдавливать детали в пластилиновую основу,
создавая изображение; способствовать
развитию воображения; развивать мелкую
моторику. Пластилиновая основа в форме
бабочки любого яркого цвета; крупы (горох,
чечевица).
4
«Одуванчик»
(вдавливание) Продолжать учить детей
вдавливать детали в пластилин, создавать
объёмную поделку; формировать интерес
к работе с пластичными материалами; развивать
мелкую моторику. Шарики из пластилина
жёлтого цвета; короткие палочки ушные
палочки без ваты или отрезки трубочек
от коктейля, одуванчик (настоящий или
картинка).