Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:32, статья

Описание

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Работа состоит из  1 файл

егорова изодеятельность ранний возраст.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Рабочая учебная  программа по развитию у детей  раннего возраста художественно  – творческих способностей в изобразительной  деятельности 
(1 младшая группа) 
 
 
 
 
 
 
Автор программы: Егорова 
Елена Анатольевна  
воспитатель 2 кв. категории 
МДОУ №4 «Красная шапочка» 
 
 
 
 
 
пгт. Джалиль - 2011 
 
Пояснительная записка 
 
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. 
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.  
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка. 
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. 
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка. 
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. 
Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. 
Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает: 
- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его; 
- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; 
- развитие творческих способностей в рисовании и лепке; 
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; 
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма. 
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. 
Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. 
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае. Диагностика проводится по методике Т.С. Комаровой. 
 
Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет. 
 
Рисование. 
 
• Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. 
• Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения. 
• Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. 
• Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. 
• Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги). 
• Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. 
 
Методы и приёмы 
 
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. 
Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию. 
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами. 
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета. 
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа. 
Занятия должны доставлять детям радость! 
 
Лепка 
• Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами. 
• Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). 
• Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п. 
• Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку. 
 
 
 
 
Методы и приёмы 
 
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. 
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. 
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. 
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить. 
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 2-3 лет. 
 
Учебно-наглядные пособия: 
- плакаты; 
- игрушки; 
- муляжи. 
 
Оборудование: 
- мольберт; 
- карандаши цветные; 
- фломастеры; 
- восковые мелки; 
- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16; 
- гуашевые краски; 
- баночка-непроливайка; 
- подставки для кисточек; 
- восковый пластилин; 
- тесто; 
- дощечки; 
- х/б салфетки для рук; 
- клеёнка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перспективное планирование по изодеятельности в первой младшей группе 
 
РИСОВАНИЕ 
 
Сентябрь 
Неделя Тема 
(техника рисования, методы и приёмы) Программное содержание Материал к занятию 
 
 
 
 

 
«Как мы рисуем» 
( рисование карандашами) Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей). 
 
 
 
2 «Дорожки для цыплят» 
(рисование карандашами) Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. Альбомный лист бумаги формата А4, цветные карандаши, картинки с изображение курицы и цыплят. 
 
 
 
3 «Орехи для белочки» 
(рисование поролоновым тычком) 
Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны; игрушка-белочка; орехи; корзинка; баночки с водой, салфетки. 
 
4 «Осенние листочки» 
(рисование кисточкой) Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей); кленовые листья; баночки непроливайки; салфетки. 
 
Октябрь 
 
 
 
 
 
 

«Дождик» 
(рисование фломастерами; дорисовывание деталей) 
Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы. 
 
 
 
2 «Поможем жучкам спрятаться в траве» 
(рисование карандашом; дорисовывание 
деталей) Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей). 
 
 
 
3 «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) 
Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки с водой, тряпочки. 
 
 
 
 
 
 

« По ровненькой дорожке» 
(рисование пальцами) 
Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской); полоски бумаги для рисования 1/2 листа по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук. 
 
Ноябрь 
 
 
 

«Дождик, дождик, пуще» 
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение; продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, убирая лишнюю о край баночки; продолжать знакомить с синим цветом. Альбомные листы с изображением туч; синяя краска, баночки-непроливайки, кисточки, салфетки. 
 
 
 
 
2 «Веточка рябины» 
(рисование пальцами; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук. 
 
 

«Спрячь картинку» 
(рисование карандашами или фломастерами) Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить рисовать штрихи; развивать желание рисовать. Цветные карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 с нарисованными заготовками (картинками) по количеству детей. 
 
 
 
4 «Полюбуйся на герань» 
(рисование штампом; дорисовывание 
деталей) Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань. 
 
Декабрь 
 
 
 
1 «Домик с забором» 
(рисование кисточкой) Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. Рисунок с изображением домика; длинный лист ватмана или обоев, кисточки, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки. 
 
 
2 «Снег идёт» 
(рисование ватными палочками) Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки. 
 
 
3 «Ёлочка – зелёная иголочка» 
(рисование фломастерами) Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета. 
 
 
 
 
4 «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» 
(рисование пальцами; дорисовывание деталей) Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. Альбомные листы бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку». 
 
 
 
Январь 
 
 
 
 
1 «Зимний узор» 
(рисование восковыми карандашами) Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. Цветной картон синего цвета ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора. 
 
 
 
2 «Снеговик» 
(рисование кисточкой) Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно. Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки. 
 
 
 
3 «Покормим птичек» 
(рисование кисточкой) Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Заготовка – кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки. 
 
 
4 «Нарядное платье для куклы» 
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать. Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки.  
 
Февраль 
 
 
 
 
1 «Полосатые варежки» 
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки. 
 
 
 
 

 
 
«Снежинки» 
(рисование фломасте 
рами) Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги. 
 
 
 
3 «Снежные колобки» 
(рисование кисточкой) Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу. Лист картона формата А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки. 
 
 
 
4 «Бусинки» 
(рисование фломастерами) Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие. Фломастеры на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования с заготовкой – нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус. 
 
Март 
 
 
 
 
1 «Букет для мамы» (рисование карандашами) Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. Листы бумаги с заготовками – аппликативное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка. 
 
 
2 «Светит солнышко в окошко» 
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки. 
 
 
3 «Капель» (рисование 
кисточкой) Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. 
 
 
 
4 «Ай качи, качи, качи» (рисование 
кистью; дорисовывание деталей) Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату. Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки. 
 
Апрель 
 
 
 
 
1 «Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой) Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой. 
 
 

«Яблоки» 
(рисование фломастерами; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию. Фломастеры жёлтого, красного, зелёного цветов; листы бумаги для рисования с заготовками – на листе контур дерева ( по количеству детей); яблоко. 
 

«Трава на лужайке» (рисование кистью) Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе. Листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки. 
 
 
 
4 «Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки. 
 
Май 
 
 

«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) 
Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки. 
 
 
2 «Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость. Силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки. 
 
 
3 «Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. 
 
 

«Цветущая веточка» (рисование кистью; дорисовывание деталей) Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие. Тонированные листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛЕПКА 
 
Сентябрь 
Неделя Тема 
(приёмы лепки) 
Программное содержание Материал к занятию 
 
1  
«Знакомство с пластилином» Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом. Мягкий пластилин (по количеству детей), салфетки для рук, игрушечная лиса. 
 
 
2  
 
«Заборчик для петушка»  
(раскатывание) Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Игрушка Петушок, домик, пластилин, дощечки, салфетки для рук, 
 
 
3  
«Покормим птиц» 
(отщипывание, скатывание) Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Игрушечные птицы, пластилин, дощечки, салфетки для рук. 
 
 
4  
«Пластилиновая мозаика» 
(отщипывание, скатывание, надавливание) Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Листы плотного картона формата А4 (на подгруппы), мягкий пластилин, игра – мозаика. 
 
Октябрь 
 
 
 
1  
 
«Листопад, листопад листья жёлтые летят» 
(отщипывание, надавливание) Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Листы картона с изображением деревьев частично в осенней листве; пластилин жёлтого и оранжевого цветов; дощечки, салфетки для рук. 
 
 
2  
«Блинчики» 
(скатывание, сплющивание) Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев рук; закреплять знание цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Мягкий пластилин жёлтого цвета, пластмассовые тарелочки, кукла, дощечки, салфетки для рук. 
 
 

 
«Дождик, дождик, кап - кап – кап» 
(отщипывание,надавливание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику. Синий пластилин, листы картона с аппликативным изображением туч (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук. 
 
4  
«Разные цветные мячи» 
(скатывание) Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику. Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи для игры. 
 
Ноябрь 
 
 
 
1  
 
«Бусы» 
(отщипывание, скатывание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. Пластилин зелёного и красного цветов по количеству детей; небольшие кусочки картона с прикреплёнными к нему ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки для рук. 
 
 

 
 
«Чудесные карандашики» 
(раскатывание) Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить раскатывать пластилин между ладонями «колбаской»; развивать желание лепить; развивать мелкую моторику. Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук. 
 
 

 
 
«Сидит белка на тележке» 
(скатывание) Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки, выкладывать их на ограниченном пространстве; развивать мелкую моторику. Игрушка-белка, пластилин коричневого цвета, т вырезанные из картона тарелки (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук. 
 
 
 

 
 
«Витамины в баночке» 
(скатывание, надавливание) Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин жёлтого цвета, вырезанные из картона формы баночек (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук, кукла. 
 
Декабрь 
 
 
 
 
1  
 
 
 
«Красивая тарелка» 
(скатывание, надавливание, размазывание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – тарелочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин разных цветов, заготовки из картона (белые круги диаметром 15-20 см по количеству детей); дощечки, салфетки для рук. 
 
 
2  
 
«Как у нашего кота» 
(раскатывание) Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями, выкладывать «колбаски» последовательно друг за другом, формируя коврик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином» развивать мелкую моторику. Пластилин красного, жёлтого, синего и зелёного цветов; основа для коврика, вырезанная из картона; игрушка-котёнок; дощечки, салфетки для рук. 
 
 

 
 
«Снег идёт» 
(скатывание, надавливание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику. Пластилин белого цвета, заготовка – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки, салфетки для рук. 
 
 
4  
«Наряжаем ёлочку» 
(скатывание, надавливание, размазывание) Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику. Пластилин разных цветов; заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка; дощечки, салфетки для рук. 
 
 
 
Январь 
 
 
1  
«Бублик для куклы» 
(раскатывание, соединение концов) Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями «колбаской», соединять концы палочки, образуя кольцо; формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. Пластилин, кукла, дощечки, салфетки для рук. 
 
 
2  
«Веточка рябины» 
(скатывание, надавливание) Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие. Пластилин красного цвета; заготовка – нарисованная на 1/2 листе ватмана ветка рябины без ягод (на подгруппы); веточка рябины, картинки с изображением рябины, дощечки, салфетки для рук. 
 
3  
«Шоколад с орехами» 
(вдавливание) Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Бруски пластилина коричневого цвета, горох, шоколад с орехами, дощечки, салфетки для рук. 
 
4  
«Сшили Тане сарафан» 
(скатывание, надавливание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику. Платье – заготовка, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки для рук.  
 
Февраль 
1 «Шла собака через мост» 
(раскатывание) Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику. Игрушка-щенок, пластилин основных цветов, основа для мостика (картон), дощечки, салфетки для рук. 
 
 
2  
«Колобок» 
(скатывание) Закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; формировать интерес к работе с пластилином; развивать интерес к произведениям устного народного творчества; развивать мелкую моторику. Пластилин жёлтого и оранжевого цветов, дощечки, салфетки для рук. 
 

 
«Рыбка» 
(вдавливание) Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Основа из пластилина любого яркого цвета ( по количеству детей), образец, семена подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки для рук. 
 
 
4  
«Петя, Петя петушок» 
(раскатывание) Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развивать мелкую моторику. Игрушка – петушок, пластилин основных цветов, плотный картон с изображением петушка без хвоста (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. 
 
Март 
 
 
1  
«Цветы» 
(отщипывание, скатывание, надавливание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику. Пластилин основных цветов, цветной картон формата А4 ( по количеству детей), дощечки, салфетки для рук, репродукции с изображением цветов. 
 
 
2  
«Яблоки» 
(отщипывание, скатывание, надавливание) Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к плоской основе – дереву; развивать мелкую моторику. Пластилин красного, жёлтого, зелёного цветов, заготовка из белого картона в виде дерева, дощечки, салфетки для рук. 
 
 
3  
«Дождик» 
(размазывание) 
Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин синего цвета; листы картона серого или голубого цвета (по количеству детей); дощечки, салфетки для рук. 
 
 
4  
«Колечки для пирамидки» 
(скатывание, соединение концов) Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить. Пластилин основных цветов, дощечки, ватные палочки на пластилиновой подставке (основа пирамидки), салфетки для рук. 
 
Апрель 
 
 
1  
«Пуговицы для платья» 
(отщипывание, скатывание, надавливание) Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца прикреплять пластилин к плоской основе – платью; закреплять знания детей об окружающем предметном мире, назначении пуговиц на одежде; развивать мелкую моторику. Пластилин основных цветов; заготовка из картона – платье, салфетки для рук, дощечки. 
 
 
2 «Солнышко» 
(размазывание) Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Пластилин жёлтого цвета. листы картона синего или голубого цветов формата А5 (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. 
 
3 «Колбаски на тарелке» 
(раскатывание) Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику. Пластилин, дощечки, картонные тарелочки, салфетки для рук. 
 
4 « Апельсины» 
(скатывание) Продолжать учить детей лепить предметы округлой формы; радоваться готовому изделию; развивать мелкую моторику. Пластилин оранжевого цвета, апельсин – муляж, дощечки, салфетки для рук. 
 
Май 
 
 
 

 
«Ёжик» 
(надавливание, размазывание) Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить. Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ёжика (по количеству детей); пластилин серого или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого ребёнка; игрушечный ёжик. 
 
 
2 «Гусеница» 
(скатывание) Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. Пластилин зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница», дощечки, салфетки для рук. 
 
3  
«Бабочка» 
(вдавливание) Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; способствовать развитию воображения; развивать мелкую моторику. Пластилиновая основа в форме бабочки любого яркого цвета; крупы (горох, чечевица). 
 
 
4  
«Одуванчик» 
(вдавливание) Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавать объёмную поделку; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику. Шарики из пластилина жёлтого цвета; короткие палочки ушные палочки без ваты или отрезки трубочек от коктейля, одуванчик (настоящий или картинка). 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельност