Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 07:39, реферат

Описание

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.docx

— 24.43 Кб (Скачать документ)

АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И  ФИНАНСОВ»

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Реферат

 

Дисциплина: «Физическая культура».

Тема: «Работа с одаренными детьми на уроках физ. культуры».

 

 

 

                                            Выполнила студентка Гущина Светлана

                                          Группа 2 БД

 

     

 

г.Борисоглебск, 2011г.


Проблема одаренности  в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую  активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

  Раннее выявление,  обучение и воспитание одаренных  и талантливых детей составляет  одну их главных проблем совершенствования  системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются  в помощи взрослых, в особом  внимании и руководстве. Однако  в силу личностных особенностей  такие дети наиболее чувствительны  к оценке их деятельности, поведения  и мышления, они более восприимчивы  к сенсорным стимулам и лучше  понимают отношения и связи. 

  Физическое воспитание  во внеурочное время тесно  связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием  школьника и активно содействует  всестороннему развитию детей,  учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной  этике, уважению соперника, судей,  развивает умение бороться до  победы, не проявлять зависти  к победителям, не теряться  при поражениях, искренне радоваться  победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного  вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать  свои умения и навыки в отдельных  видах спорта.

Одним из видов работ с  одаренными детьми является проектная  методика на уроках и во внеурочное время.

Проектная технология  на уроке физической культуры позволяет  строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно  влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.    

      Проекты  на уроках физкультуры – это   проекты по исследованию влияний  занятий ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств человека, подготовке  и проведению соревнований и  спортивных праздников и т.д.                               

     Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов.                                                                                                                    

    Проект – это  одна из форм развития творческой  деятельности обучающихся. Она  дает возможность индивидуального  развития и внимание. В основе  метода проектов – направленность  на результат, который получается  при решении основной проблемы.

  Проект ценен тем,  что в ходе его выполнения  обучающиеся учатся самостоятельно  приобретать знания, получают опыт  познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов  являются:

1. Показать умения отдельного  ученика  использовать приобретенный    исследовательский опыт;  

2. Реализовать свой интерес  к обсуждаемой теме;        

3. Продемонстрировать уровень  обученности ; совершенствовать  умение участвовать в коллективных  формах общения.

  Формы проектов могут  быть разнообразными. Это – моно  проект, коллективный проект, устно-  речевой, письменный, Интернет проект. Проектная деятельность может  быть представлена в виде репортажей, экскурсий  с рекламами, анкеты, фотогазет, исследовательских работ, докладов. Тематика проектов может быть связана как с определенным видом спорта, так и с важнейшими событиями в мире спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории.

    Организуя работу  над проектами необходимо соблюдать  следующие условия:  

 А) Проблема или  тема проекта должна быть сформирована  так, чтобы направить обучающегося  на привлечение фактов из разных  областей знаний  и разнообразных источников информации;  

 Б) Необходимо вовлекать  в работу над проектом всех  обучающихся класса, предложив каждому  свое задание с учетом их  умений и навыков.

  Учитывая все эти  условия, работа над проектом  выстраиваются в несколько этапов:

1. Планирование работы  над проектом. Это перечисление  возможных тем проектов, обмен  имеющими знаниями.

2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными  данными.

3. Обобщение полученной  информации, систематизация полученных  данных.

4. Презентация полученных  результатов – подведение итогов.

    У учащихся  при разработке собственного  проекта закладываются основы  знаний в применении разнообразных  методик поддержания здоровья  и физического совершенствования.  Такой вид работы при отсутствии  у ребят учебных пособий формирует  и некоторый уровень образованности  в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.     Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.                                                                                        

      Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Наболевший вопрос - подача на уроке физической культуры теоретических знаний. Для решения этой проблемы можно предложить проектную технологию. Например, для учащихся 8 классов  можно предложить такую тему проекта: “О как прекрасен спорт!”. В данной теме можно выделить следующие подтемы: “Баскетбол”, “Волейбол”, “Гимнастика”, “Легкая атлетика” - виды спорта входящие в школьную программу по физической культуре. Для  раскрытия подтем проекта предлагается план:

1.история создания вида  спорта;

2.основные положения и  правила данного вида спорта;

3.это интересно (любая  интересная информация о виде  спорта или его представителей)                                                                                                              

     Класс делится  на группы по 6-7 человек. Каждая  группа по жеребьевке получает  вид спорта, карточку с планом  работы. Устанавливаются сроки предварительной  проверки проекта. После окончания  работы над проектами проводится  спортивный праздник, на котором  ребята представляют свои работы, а чтобы праздник был праздником, демонстрируют практические навыки  по своему виду спорта, например:

  • гимнастика, выполнение комбинации из акробатических упражнений;
  • баскетбол, жонглирование мячами, фигурная обводка стоек;
  • волейбол, передачи и подачи мяча в заданную зону;
  • л/атлетика, юмористические эстафеты.    

   Оценивается вся  группа в целом, но учитывается  участие каждого ученика в  работе над проектом.                                                       

В этих работах используются следующие признаки одаренности  для диагностики  -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование  новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в  овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в  достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях  и конкурсах, наблюдение. При выборе содержания и методов  работы с одаренными детьми учитывается ,что каждому возрастному этапу  детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового  периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная  деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки, самоактуализации. Так же не мало важно стараться  включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или  более старшими поскольку конкуренция  и даже опыт поражения дает хорошие  результаты. Источник склонности к  соревновательности у одаренных  детей следует искать в превышающих  средние возможности ребенка  к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный  ребенок довольно часто берет  на себя  роль организатора групповых  дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований. В урочной работе используем форму  селективной дифференциации, опережающее  обучение  и привлекаем детей  к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях где с  ними будет проводиться индивидуально-ориентированная  работа. Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 10-11 классе по разделу спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети создают индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях  и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских конференциях учащихся в школе, предметных олимпиадах  различного уровня. Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом  мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся –повышенная готовность к обучению(легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта(футбол, волейбол),определяем какие цели и задачи являются приоритетными:обучающие,развивающие,обучающее-развивающее,развитие уже явно выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных .Определить принципы обучения (дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые, соревновательные, обучающие, развивающие)и конечно учитывать тип образовательного учреждения.

 

Используемая  литература:

1.http://schooldal.wordpress.com

2.http://www.openclass.ru

 


Информация о работе Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры