Работа социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:27, лекция

Описание

Глобальной проблемой общества нашего времени является постоянное увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в различных образовательных организациях.
Семья, является важнейшим условием нормального развития ребенка, в случаях нарушения семейных отношений становится одним из главных источников различных отклонений в развитии.
У этих детей отмечается отставание в формировании эмоционально-волевой, познавательно-речевой сфер, наблюдаются сложности в адаптации в социуме, отсутствует положительный опыт семейного взаимодействия, все это в совокупности затрудняет становление данной категории детей полноценными членами общества.

Работа состоит из  1 файл

Работа социального педагога с семьей.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

Табакаева Елена  Леонидовна

г.Зима МОУ «СОШ № 8»

 

Работа социального педагога с семьей

 

Актуальность.

Глобальной  проблемой общества нашего времени  является постоянное увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в различных образовательных организациях. 
         Семья, является важнейшим условием нормального развития ребенка, в случаях нарушения семейных отношений становится одним из главных источников различных отклонений в развитии.  
У этих детей отмечается отставание в формировании эмоционально-волевой, познавательно-речевой сфер, наблюдаются сложности в адаптации в социуме, отсутствует положительный опыт семейного взаимодействия, все это в совокупности затрудняет становление данной категории детей полноценными членами общества.

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

Социальный  педагог сталкивается с разными  неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Задача социального  педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи  на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

 

Формы и методы работы социального педагога с семьей

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Цель его  работы - создание благоприятных условий  для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной  социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством  создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных  отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический  компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга, включающую в себя: организацию  выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных  аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в  координации направлена на активизацию  различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи  информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут  касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

 

Методика работы социального педагога с родителями

О роли школы  в организации процесса семейного  воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания"

С этих позиций  и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:

- Систематическое разностороннее  педагогическое просвещение родителей,  т.е. ознакомление их как с  основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей  к активному участию в учебно-воспитательном  процессе.

- Формирование у родителей  потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей  предметников с разнообразными  методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием  возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

В практике нашей школы сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.

Формы социально - педагогической помощи семье в МОУ «СОШ № 8».

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Проведение  патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения  семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж  может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные  патронажи необходимы в отношении  неблагополучных и прежде всего  асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с  патронажем, занимающим важное место  в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный  педагог, работая с семьей, может  использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду с  индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще одна форма  работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность  получения сведений и их систематическая  актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством  избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально - педагогического мониторинга семьи  состоит в комплексном использовании  всех источников данных о процессах  и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Важную роль в осуществлении социально - педагогического  мониторинга играет умение социального  педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Родительская  подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского отношения.

Подсистема  «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Подсистема  «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.]

Система работы с родителями в нашей школе предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектив не образуют, но не менее педагогов заинтересованы в успешной работе школы, так как являются своего рода социальными заказчиками школы. Образуя родительскую ассоциацию, родители создают свои органы самоуправления и имеют право некоторые вопросы школьной жизни решать самостоятельно. В школе созданный родительский комитет работает на основе нормативно-правовых локальных актов «Положение о родительском комитете школы». Родительский комитет совместно с педагогическим коллективом организуют и проводят совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей школы и класса, анализируют, оценивают и подводят итоги сотрудничества школы и семьи.

 

Заключение 

Итак, работа социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный  педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

 

Список литературы

Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.

Информация о работе Работа социального педагога с семьей