Раннее детство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:20, контрольная работа

Описание

Раннее детство – это один из важнейших периодов в жизни человека. Именно тогда ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память, внимание, мышление, восприятие, закладывается личность. В этом возрасте ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы, у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу.
Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей. [1, с. 88]
Раннее детство – плохо изученный период. Ребёнок – раб зрительного восприятия. Предметы притягиваю ребёнка. Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы. В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение с взрослыми.
Основная потребность ребенка раннего возраста – познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая «робинзонада» не способна обеспечить эффективное развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по на значению, совместные игры.
Взрослый для ребенка раннего возраста – это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.
Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста с взрослыми:
 инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
 предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
 доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
 чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
 активное использование речи во взаимодействии. [2, с. 58]
В раннем детстве речь ребенка, являясь средством общения с взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых вопросов к ним.
Диалогическая форма речи обусловлена тем обстоятельством, что деятельность ребенка еще не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка с взрослыми. На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка. В отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве ясно обозначаются два периода.
1. Первый период – от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом периоде отчетливо выделяются две стадии:
 стадии однословного предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.),
 стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухсловные предложения.
2. Второй период – от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода намечаются три стадии:
 стадия формирования первых форм (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);
 стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес.— 2 года 3 мес.);
 стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.
Показателем развития связной речи может отчасти служить употребление союзов. В период от 2 лет 4 мес. до 2 лет 6 мес. сложные предложения, в которых части соединены союзами, встречаются редко. Начиная же с 2 лет б мес. и до 3 лет ребенок овладевает употреблением целого ряда союзов. [3, с.

Содержание

1. Общая характеристика раннего детства……………………………3
2. Методические рекомендации по организации работы с детьми
раннего возраста…………………………………………………………………..7
Список использованных источников……………………………………13

Работа состоит из  1 файл

раннее детство.docx

— 32.76 Кб (Скачать документ)

Содержание 

     
  1. Общая характеристика раннего детства……………………………3
  2. Методические рекомендации по организации работы с детьми

раннего возраста…………………………………………………………………..7

     Список  использованных источников……………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика раннего  детства
 

     Раннее  детство – это один из важнейших  периодов в жизни человека. Именно тогда ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются  память, внимание, мышление, восприятие, закладывается личность. В этом возрасте ребенок учится общаться, усваивает  основные моральные и нравственные нормы, у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые  как во взрослой жизни, так и при  поступлении в школу.

     Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей. [1, с. 88]

     Раннее  детство – плохо изученный  период. Ребёнок – раб зрительного  восприятия. Предметы притягиваю ребёнка. Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У  маленьких детей наблюдается  пробы. В этот период характерно решение  интеллектуальных задач, развивается  речь. Начинается общение с взрослыми.

     Основная  потребность ребенка раннего  возраста – познание окружающего  мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может  открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая «робинзонада»  не способна обеспечить эффективное  развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая  потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по на значению, совместные игры.

     Взрослый  для ребенка раннего возраста – это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

     Характеристики  полноценного общения ребенка раннего  возраста с взрослыми:

  • инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
  • предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
  • доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
  • чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
  • активное использование речи во взаимодействии. [2, с. 58]

     В раннем детстве речь ребенка, являясь  средством общения с взрослыми  и другими детьми, непосредственно  связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной  ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или  совместно с взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых вопросов к ним.

     Диалогическая форма речи обусловлена тем обстоятельством, что деятельность ребенка еще  не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка с взрослыми. На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка. В отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве ясно обозначаются два периода.

  1. Первый период – от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом периоде отчетливо выделяются две стадии:
  • стадии однословного предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.),
  • стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухсловные предложения.
  1. Второй период – от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода намечаются три стадии:
  • стадия формирования первых форм (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);
  • стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес.— 2 года 3 мес.);
  • стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

     Показателем развития связной речи может отчасти  служить употребление союзов. В период от 2 лет 4 мес. до 2 лет 6 мес. сложные  предложения, в которых части  соединены союзами, встречаются  редко. Начиная же с 2 лет б мес. и до 3 лет ребенок овладевает употреблением целого ряда союзов. [3, с. 63]

     На  этот период времени встречаются  такие союзы: и, а, а то, когда, как, только, значит, потому что, где, чтобы, зато, который, какой. Из общего количества союзов, употребление которых отмечено у детей до 7 лет, в период до 3 лет  усваивается около 40% (из тридцати девяти усваивается пятнадцать союзов).

     Таким образом, уже в пределах диалогической  формы речь ребенка приобретает  довольно связный характер и позволяет выражать ребенку многие отношения. [4, с. 31] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста 

     
  1. Особенности развития детей раннего  возраста:
Раздел  работы Возраст ребенка Основные показатели развития Задачи
Развитие  речи 1 год –

1 год  6 месяцев

Является инициатором  в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается с взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи. Расширять запас  понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и  животных, предметы и игрушки, близких  людей.
  1 год 6 месяцев  – 2 года Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

В речи проявляются короткие фразы, простые  предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

Расширять пассивный  словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и  признаки предметов, прилагательных, наречий.
  2 – 3 года Умеет говорить внятно

В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

Пользуется  речью как средством общения.

Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, действия и т. п.
Действия  с предметами 1 год –

1 год  6 месяцев

Активно действует  с предметами, добиваясь определенного  результата

Способен  к более сложным действиям  с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно  действовать с предметами с помощью  взрослого.

Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

Развивать умение использовать вспомогательные  средства для действия с предметами.

  1 год 6 месяцев  – 2 года В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д. Умеет:

1. Находить  нужный цвет при выборе из  нескольких предложенных

2.Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать  пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

Формировать обобщенное представление о предметах: создавать  условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

  2 – 3 года Активно изучает  предметы, их внешние свойства и  использует точно по назначению. Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета Продолжать  обогащать ребенка яркими впечатлениями  при ознакомлении его с миром  предметов. Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности.
  1. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

     Познание  окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют  начальные ощутимые представления  о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет  остается развитие процесса восприятия.

     К концу 3 года жизни ребенок:

  • Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга.
  • Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом.
  • Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением.
  • Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади.
  • Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову.
  • Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных).
  • Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

     Не  мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные  показатели становления которой  в период с 1 года до 3 лет следующие:

  • в 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.
  • в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.
  • в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.
  • в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».
  1. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

     Примерная общеобразовательная программа  воспитания, обучения и развития детей  раннего и дошкольного возраста. Разработана программа авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др., под редакцией Л. А. Парамоновой.

     Цель  программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов.

     Авторы  отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей  от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья.

     Программа состоит из взаимосвязанных блоков:

  • в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста;
  • второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни), второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни), структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое;
  • третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

     Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.: М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

     Цель  программы: всесторонне развивать  психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями.

     Главный критерий отбора программного материала  – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень  используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе  дошкольного детства.

     Ведущие цели программы реализуются в  процессе разнообразных видов детской  деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

     Задачи  программы предусматривают своевременную  помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для  конкретного возрастного периода  жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в  программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии  педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

Информация о работе Раннее детство