Разработка игровой педагогической технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:09, творческая работа

Описание

Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Технологические приемы: приемы активации познавательной деятельности учащихся: урок-путешествие, лабораторный и демонстрационный эксперимент, индивидуальный подход и самостоятельная работа.

Работа состоит из  1 файл

Разработка игровой педагогической технологии.pptx

— 133.75 Кб (Скачать документ)

Разработка  игровой педагогической технологии

 

Выполнили:

Студентки 365-6 гр.

Дегтярева А.,

Маринкина К.

Тема урока:  
«Путешествие в мир кислот».

 

    • Тип урока: изучение нового материала.
    • Формы обучения: индивидуальная и групповая.
    • Технологические приемы: приемы активации познавательной деятельности учащихся: урок-путешествие, лабораторный и демонстрационный эксперимент, индивидуальный подход и самостоятельная работа.

Цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и разнообразием класса кислот.

 

Задачи:

    • Образовательные. Продолжить обучение с лабораторным оборудованием; сформировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы; обогатить представление о классах неорганических соединений.
    • Развивающие. Развивать химическое мышление, устную речь, применение имеющихся знаний в поисках решения проблем.
    • Воспитательные. Воспитывать у учащихся чувство дружбы, товарищества, умения работать в коллективе.

Оборудование.

 

    • Учебник химии Габриелян О. С. 8 класс, таблица «Взаимосвязь кислот с другими классами неорганических соединений».
    • На демонстрационном столе: серная, соляная, азотная, уксусная кислоты, лакмус, фенолфталеин, лепестки фиалки, кусочки лишайника, пробирки, штатив.
    • На столах учащихся: таблетки аскорбиновой кислоты, кристаллики лимонной кислоты или дольки лимона, кусочки фольги, разбавленные серная, соляная, азотная, уксусная кислоты, лакмус, фенолфталеин, пробирки, штатив.

Ход урока.

 

Продолжительность урока 45 минут.

Ученики становятся пассажирами, учитель - проводником.

Путешествие совершается  последующему маршруту:

    1. Станция информационная.
    2. Станция дегустационная.
    3. Станция экспериментальная.
    4. Станция индикаторная.

Станция информационная.

 

    • Сообщение учащегося о значении кислот в жизни человека.
    • Работа с таблицей. Обратите внимание на состав кислот. Что общего в их строении? В них обязательно входит водород – он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.
    • Формирование определения понятия «Кислоты». Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
    • Запись в тетрадь: НR(кислоты) – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R).

 

 

 

 

 

 

 

Станция информационная.

 

    • Зарисовывают схему классификации кислот.

 

 

 

 

 

 

 

Кислоты.

По числу атомов водорода

Одноосновные 

Двухосновные

Трехосновные

По наличию  кислорода в кислотном остатке

Кислородосодержащие

Бескислородные

Станция информационная.

 

    • Закрепление материала. Работа по карточкам, на которых записаны формулы кислот. Учащиеся должны указать карточку, на которой приведены формулы:

а) кислородсодержащей,

б) бескислородной,

в) одноосновной,

г) двухосновной кислот,

д) трехосновные.

И дать названия кислотам.

 

Станция дегустационная.

 

    • Постановка цели. «Что же общего в составе кислот? Общее в составе кислот – наличие атомов водорода. Общее в составе и строении кислот  обусловливает и общие свойства кислот. Именно это предстоит выяснить на следующей остановке - Дегустационной».
    • Техника безопасности. «Ещё раз  подчёркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это  - грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым на кусочке фольги».

 

 

 

Станция дегустационная.

 

    • Анализ и вывод. Учащиеся могут убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус (но встречаются  и другие: горькие – никотиновая, сладкие – салициловая, безвкусные – стеариновая). «Какой же вывод можно сделать о вкусе кислот?» Запись в тетрадь: Вывод: Большинство кислот кислые на вкус.

 

 

 

 

 

Станция экспериментальная.

 

    • Постановка цели, работа с дополнительным материалом, проведение опытов. «Наряду с общими свойствами кислот – вкусом, они отличаются друг от друга по ряду признаков». Проводится сравнение свойств серной и соляной кислот. Учащимся раздается таблица 1. Заполняется самостоятельно, после проверка вместе с классом.

 

 

 

Название кислоты

Химическая формула

Физические свойства

Серная

   

Соляная

   

Азотная

   

Уксусная

   

Станция индикаторная.

 

    • Сообщение учителя. «Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил её. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провёл серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений  изменяли свою окраску  при действии кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль  назвал индикаторами, что  в переводе  с латинского языка  означало «указатели». Эти вещества  затем стали использовать  многие химики в своих опытах для распознавания кислот».

 

Станция индикаторная.

 

    • Постановка задачи. «А теперь  с помощью эксперимента выясним, отличаются ли  соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания». В тетради учащиеся зарисовывают таблицу 2. Учащиеся проводят соответствующие опыты, заполняют таблицу 2.

 

 

 

Наименование  исследуемого вещества

Окраска лакмуса

Серная кислота

 

Соляная кислота

 

Сок лимона

 

кефир

 

Станция индикаторная.

 

    • Делают вывод:  индикаторы изменяют свой цвет  в растворах кислот,  это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями их строения.
    • Закрепление материала. «Почему свойства минеральных и органических кислот по их действию на индикатор являются общими? Как это связано с их строением?»
    • Вывод: минеральные и органические кислоты  проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

 

 

 

Закрепление и обобщение материала

 

    • Завершающая часть.«Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы  помогли мне осуществить его.  И если оно вам  понравилось, напишите для меня работы  об этих веществах».
    • Учащиеся отвечают на вопросы:
    1. Бывают ли кислоты жирные?
    2. Как появилось название «лимонная кислота»?
    3. Есть ли кислоты в янтаре и молоке?
    4. Есть ли в яблоках яблочная кислота, а в вине – винная?
    5. Отчего укусы муравьёв так болезненны?

 

Приложение 1: таблица «Взаимосвязь кислот с другими классами неорганических соединений». 

Приложение 2: пример карточки с заданиями.

 

Задание.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

 

Ниже записаны формулы кислот. Укажите карточку, на которой приведены формулы:

А) Кислородсодержащие кислоты;

Б)  Бескислородные кислоты;

В) Одноосновные кислоты;

Г) Двухосновные кислоты;

Д) Трехосновные кислоты.

И дайте названия кислотам

H2SO4

H2SO3

HCl

HBr

HI

H2S

H2SiO3

CH3COOH

HF

HBr

HI

H2CO3

H2CO3

C17H35COOH

HNO3

HF

H2S

H3PO4

HNO3

H3PO4

HCl

H2SO4

H2SO3 H2SiO3



Информация о работе Разработка игровой педагогической технологии