Развитие коммуникативной компетентности на основе интерактивных форм обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:22, контрольная работа

Описание

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов как учащегося с учащимся, так и учащегося с педагогом, таким образом обеспечивает комфорт в физическом, интеллектуальном, нравственном, социальном и эмоциональном плане.

Работа состоит из  1 файл

Текст выступления.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Развитие  коммуникативной  компетентности на основе интерактивных форм обучения 

    Одной из приоритетных задач начальной  ступени обучения является сохранение здоровья детей.

    СЛАЙД 2. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

1) строгая дозировка  учебной нагрузки;  
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;  
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);  
4) благоприятный эмоциональный настрой.

 

    Обязанность учителя - забота о сохранении психического и физического здоровья детей, повышение устойчивости нервной системы учащихся в преодолении трудностей, неудовлетворенности.

    В известной степени неудовлетворенность  собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

    Но  неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

    СЛАЙД 3. Как же помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать?

      Здесь немаловажную роль играет  его общительность.

    На  основе общительности развивается такая черта характера как коммуникативность, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия. Современные дети все больше подвержены эгоцентризму, им трудно понимать друг друга, принимать другие точки зрения, принимать критику, это тоже мешает общению детей друг с другом и миром взрослых.

    СЛАЙД 4. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, а формируется. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения.

       Под коммуникативными компетенциями  понимается:

       – умение строить коммуникацию с другими людьми;

       – взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

       – владеть языком как  средством коммуникации;

       – ориентироваться  во времени, уметь  соотносить факты  и события прошлого и настоящего с  эпохой, временем и  другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;

       – занимать в соответствии с собственной  оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции  и роли, понимать позиции и роли других людей и  др.


 

   СЛАЙД 5. Все коммуникативные компетенции условно можно разделить на блоки, их вы можете увидеть на слайде

       – Умение оказывать  и принимать знаки  внимания (комплименты) от сверстника.

       – Реагирование на справедливую критику.

       – Реагирование на несправедливую критику.

       – Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение  со стороны собеседника.

       – Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

       – Умение ответить отказом  на чужую просьбу, сказать «нет»  – вопросы.

       – Умение самому принимать  сочувствие и поддержку  со стороны сверстников.

       – Умение вступить в  контакт с другим человеком, контактность.

       – Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.


 

   СЛАЙД 5. Практически все эти компетенции можно формировать и развивать в процессе обучения школьников (на уроках и во внеурочное время).

    Введение  комплекса специально организованных упражнений в урок способствует получению устойчивых положительных результатов.

    Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

   Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников является интерактивное обучение.

   СЛАЙД 6. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

   Значительны и воспитательные возможности интерактивных  форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между  учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

   СЛАЙД 7

   Сравнительную характеристику систем традиционного и интерактивного обучения вы можете видеть на слайде.

   Сравнительная характеристика систем традиционного и  интерактивного обучения
   Параметры    Традиционное  обучение    Интерактивное обучение
   Цели  обучения    Усвоение  ЗУН    Общее развитие школьника (ума, воли, чувств)
   Методы  обучения    Объяснительно-иллюстративные (методы сообщения готовых знаний)    Диалогические (проблемно-поисковые) методы
   Учитель    Дающий  знания    Создаёт условия для инициативы учащихся, побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
   Ученик    Объект  обучения    Активный  участник, организатор учебного процесса

 

    СЛАЙД 7. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что является неотъемлемой частью сохранения физического и психического здоровья учащихся.

    СЛАЙД 8. Здесь используются игровые приемы (игры ролевые и сюжетные), сочинение сказок, загадки, ребусы и другие виды заданий и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей и творческого воображения. Важным фактором в играх и упражнениях является двигательная активность, что очень важно для учащихся начальной школы. Поэтому подвижная игра принимает дидактический характер

    Пример такого упражнения – игра «Карусель», основная цель которой формирование навыка быстрого реагирования при вступлении в контакты. В игре осуществляется серия встреч, при чем каждый раз с новым человеком.

    Задание легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

    Учащимся  предлагаются три речевые ситуации: встретить человека, которого давно не видели, успокоить ребенка, познакомиться.

    Комментарий к видео. Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Традиционно рефлексия

    Итак, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов как учащегося с учащимся, так и учащегося с педагогом, таким образом обеспечивает комфорт в физическом, интеллектуальном, нравственном, социальном и эмоциональном плане.


Информация о работе Развитие коммуникативной компетентности на основе интерактивных форм обучения