Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:01, курсовая работа
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Выявить основные компоненты творчества на основе анализа литературы.
- Определить условия благоприятные для развития творческого потенциала детей.
- Определить основные направления педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Разработать методические материалы, направленные на формирования творческого потенциала.
Введение.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования творчества.
1.1. Анализ проблемы творчества в современной психолого-педагогической науке.
1.2 Структура и содержание креативности.
1.2.1 Биологический компонент креативности.
1.2.2 Когнитивный компонент креативности.
Глава 2. Младший школьник как субъект творческой деятельности.
2.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
2.2. Характеристика творческих способностей младших школьников.
2.3. Факторы актуализации креативности.
Глава 3. Организация творческой деятельности младших школьников.
3.1. Творческие задания в начальной школе.
3.2. Система творческих заданий.
3.3. Рефлексия творческой деятельности.
Заключение.
Список литературы.
Тематические серии | Содержание творческих заданий | Типы заданий | Возможности учебных предметов |
“Театральная” | Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки | Познание | Художественный труд |
“Бионика” | Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники | Создание | Окружающий мир |
“Винни-Пух решает вслух” | Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй | Создание | Обучение грамоте |
“Технический мир” | Изучение и создание различных технических объектов | Познание | Обучение грамоте |
“Природный мир” | Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений | Познание | Обучение грамоте |
“Организм человека” | Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями | Познание | Окружающий мир ОБЖ |
“Головоломки” | Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов | Создание | Математика |
“Признаки” | Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений. | Познание | Математика |
“Космос” | Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости | Создание | Обучение грамоте |
“Страна несделанных дел” | Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний | Преобразование | Окружающий мир |
“Бесприродный технический мир” | Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными | Преобразование | Художественный труд |
“Фантастические сюжеты” | Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов | Познание | Обучение грамоте |
“Безопасность” | Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) | Создание | Окружающий мир |
“Проблемы третьего тысячелетия” | Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) | Создание | Окружающий мир ОБЖ |
“Реклама” | Разгадывание секретов построения рекламных трюков | Познание | Дополнительная учебная программа |
“Достойный ответ” | Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения | Познание | Обучение грамоте |
“Что такое хорошо?” | Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) | Познание | Математика |
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Под рефлексивными действиями будем понимать:
готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
умения обретать новый смысл и ценности;
умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С.Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С.Гафитулиным, Т.А.Сидорчук).
Шкала "Фантазия" включает пять показателей:
новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));
убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится).
Заключение.
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество.
На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы творчества. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.
Мы рассматриваем творческую активность как комплексно-интегративное свойство личности, проявляющееся в преобразовании действительности и имеющее гуманистическую направленность.
Существует зависимость между параметрами творчества и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими на ее развитие. Процесс развития творческой личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения.
Наша работа показала, что развитию творческой личности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.
Вне зависимости от применяемой системы значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: Рабочая концепция. - М.: Знание, 1998.-102с.
2. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы”.№2,2001.
3. Выготский Л.Н. Воображение и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.-92с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.:Питр Ком, 1999.-252с.
5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей// Дошкольное воспитание.-1967.- №12.-С.73-75.
6. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7
7. Крылов Е. Школа творческой личности//Дошкольное воспитание. -1992.-№ 7.-С.11-20, №8.-С.12-19.
8. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993.- 56с.
9. Основные современные концепции творчества и одаренности//Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М: Академия, 1997.-434с.
10. Пономарев Я.А. Психология творения.- М.: Наука, 1972.
11. Ратанова Т.А. Диагностика способностей детей: Учебное пособие,-2-е изд.,-М.:МПСИ: Флинта,2003.-168с.
12. Стернберг Р. Учись думать творчески/Р. // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.,1997.- С. 186-213.
13. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр.- Свердловск.: СИПИ, 1990.
3
Информация о работе Развитие креативных способностей у учащихся младших классов