Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:51, реферат
«Общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности», общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности».
М.И. Лисина
1. Введение 5 стр
2. Понятие « Общение» 6 стр
3. Общение дошкольников с взрослыми 8 стр
4. Общение дошкольников со сверстниками 12 стр
5. Заключение 14 стр
6. Список используемой литературы 15 стр
Общение с взрослыми в дошкольном возрасте
Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.
Параметры общения:
форма общения:
- вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
- внеситуативно-личностное (5-6 лет).
Содержание потребности в общении:
- потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
- потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
Ведущий мотив общения:
- Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
- Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
- первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
- приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Перечислим
лишь некоторые проблемы, возникающие
у дошкольников лишенных полноценного
общения с взрослыми. Повышенная потребность
во внимании и доброжелательном отношении
взрослого, характерна, как это было показано
при выделении параметров общения, для
младенцев.
3. Развитие общения детей со сверстниками.
Наличие у ребенка специфической потребности в общении со сверстниками определяют по четырем критериям:
1) вниманию его к другим детям,
2) эмоциональному отклику на их действия,
3) стремлению обратить на себя внимание сверстников и
4) чувствительности к их аффективному отношению
Одновременное
наличие всех четырех
В области процесса общения детей со сверстниками выделяется четыре этапа.
Первый этап - это период отсутствия у ребенка самостоятельной и специфической потребности в общении со сверстниками. Он охватывает первый год жизни. Установлено, что у младенцев выявляются только два критерия: внимание и аффективный отклик. Первый и второй критерии характеризуют отношение ребенка к сверстнику как к объекту - источнику богатых впечатлений. Младенцы с интересом следят за ровесниками, находящимися в отдалении. В конце года возникают эпизодические практические контакты, когда дети вместе рассматривают что-то, раскачивают ограждение манежа, тянут за шнурки ботинок: но они очень кратковременны и быстро прекращаются из-за неумения младенцев произвольно регулировать свое поведение.
Контакты детей со сверстниками побуждаются на первом этапе не специфической потребностью в общении с равными партнерами, а стремлением к активности и новым впечатлениям.
Второй этап становления общения со сверстниками охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками.
На втором этапе контакты с ровесником начинают удовлетворять потребности детей не только во впечатлениях - они позволяют им развивать также бурную активность и строить совместную деятельность: малыши перебрасывают друг другу предметы, вместе занимаются крупными игрушками, переглядываются, пересмеиваютси, легко заражаются общим весельем. Взаимодействие детей во многом напоминает их контакты с взрослым: слова, улыбки, ожидание ответа присутствуют в обоих случаях. Но возникает и специфическое содержание взаимодействия именно со сверстником. Его отличает особенно раскованный, свободный характер действий детей и яркая эмоциональная окраска: дети прыгают, принимают причудливые позы, громко визжат, поют и явно испытывают при этом повышенное удовольствие, не возникающее у них ни в одиночестве, ни при общении с заботливыми и вечно осторожными взрослыми.
Третий этап развития общения детей со сверстниками охватывает третий и четвертый годы жизни. Он характеризуется закреплением и стабилизацией успехов, достигнутых детьми к самому концу второго этапа. В поведении детей теперь постоянно проявляются все четыре критерия потребности в общении друг с другом. Присутствует отношение к товарищу как к субъекту общения. Контакты детей множатся и разнообразятся параллельно развитию их практических умений, речи, игровой фантазии.
С четырех лет
до семи включительно длится
четвертый этап развития общения детей
со сверстниками. Его начало знаменуется
резким переломом в соотношении двух сфер
социального поведения ребенка: взрослый
сохраняет значение наиболее авторитетного,
любимого и необходимого человека в его
жизни, но сверстник, как партнер по общению,
обгоняет взрослого по своей привлекательности
и становится предпочитаемым. Дошкольник
относительно слабо интересуется своим
товарищем как таковым: он плохо отражает
его портретные черты, редко обращает
внимание на особенности его душевного
состояния, не осведомляется о важных
обстоятельствах его жизни. Зато он чутко
воспринимает все тонкие нюансы отношения
ровесников к самому себе - ребенок сразу
усиливает воздействия, вызывающие одобрительный
смех; прилагает разнообразные усилия,
чтобы обратить на себя внимание отвлекающихся
товарищей. Таким образом, дошкольники
относятся к сверстнику как к «невидимому
зеркалу» - они ищут в нем лишь свое собственное
отражение. Вместе с тем дошкольник очень
внимательно слушает, что говорят старшие
о других детях; характерно, что он немедленно
примеривает к себе все, что узнал о других
детях; он склонен ревниво оспаривать
их успехи и преувеличивать их промахи.
Такое непрестанное сопоставление себя
с другими детьми служит важным средством
формирования у дошкольника представления
о себе. Исследования И.Т. Димитрова и
Контакты ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребенку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку, обидеть, даже не заметив слез, ударить. И все же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед ребенком старше 4 лет стоит выбор — играть или гулять с товарищем или с мамой — большинство детей сделают этот выбор в пользу товарища. [1]
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. [5]
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. [2]
Первая
и наиболее важная отличительная
черта состоит в большом
Вторая
яркая черта общения
Третья
специфическая особенность
Перечисленные
особенности отражают специфику
детских контактов на протяжении всего
дошкольного возраста. Однако содержание
общения существенно изменяется от трех
к шести-семи годам. [8]
Заключение
Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Взаимоотношения
дошкольника с взрослым или сверстником,
по мнению М.И Лисиной, рассматриваются
как один из продуктов деятельности общения.
Они зарождаются, меняются и развиваются
в ходе коммуникации. При этом степень
и качество взаимоотношений определяются
характером общения. "Партнер, который
позволяет ребенку удовлетворить потребность
в общении на достигнутом детьми уровне
развития, вызывает у него симпатию и расположение.
Чем больше общение с партнером соответствует
конкретному содержанию потребности ребенка
(во внимании, уважении, сопереживании),
тем больше тот его любит».
Список литературы