Развитие общения детей с взрослыми и со сверстниками на протяжении дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:51, реферат

Описание

«Общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности», общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности».
М.И. Лисина

Содержание

1. Введение 5 стр
2. Понятие « Общение» 6 стр
3. Общение дошкольников с взрослыми 8 стр
4. Общение дошкольников со сверстниками 12 стр
5. Заключение 14 стр
6. Список используемой литературы 15 стр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

     Общение с взрослыми в дошкольном возрасте

     Этот  период описывается как время  овладения социальным пространством  человеческих отношений через общение  со взрослыми, а также игровые  и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

     Параметры общения:

     форма общения:

     - вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

     -  внеситуативно-личностное (5-6 лет).

     Содержание  потребности в  общении:

     - потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);

     - потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

     Ведущий мотив общения:

     - Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);

     - Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

     Значение данной формы общения в общем развитии ребенка:

     - первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

     - приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

     Перечислим  лишь некоторые проблемы, возникающие  у дошкольников лишенных полноценного общения с взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Развитие общения детей со сверстниками.

Наличие у ребенка специфической потребности в общении со сверстниками определяют по четырем критериям:

1) вниманию  его к другим детям, 

2) эмоциональному  отклику на их действия,

3) стремлению  обратить на себя внимание  сверстников и 

4) чувствительности к их аффективному отношению

 Одновременное  наличие всех четырех критериев  свидетельствует о желании ребенка  познать себя (третий критерий), оценить  себя (четвертый критерий) через  посредство других детей (первый  и второй критерии) и с их  помощью (снова четвертый критерий).

 В  области процесса общения детей со сверстниками выделяется четыре этапа.

Первый  этап - это период отсутствия у ребенка самостоятельной и специфической потребности в общении со сверстниками. Он охватывает первый год жизни. Установлено, что у младенцев выявляются только два критерия: внимание и аффективный отклик. Первый и второй критерии характеризуют отношение ребенка к сверстнику как к объекту - источнику богатых впечатлений. Младенцы с интересом следят за ровесниками, находящимися в отдалении. В конце года возникают эпизодические практические контакты, когда дети вместе рассматривают что-то, раскачивают ограждение манежа, тянут за шнурки ботинок: но они очень кратковременны и быстро прекращаются из-за неумения младенцев произвольно регулировать свое поведение.

Контакты  детей со сверстниками побуждаются  на первом этапе не специфической  потребностью в общении с равными  партнерами, а стремлением к активности и новым впечатлениям.

Второй  этап становления общения со сверстниками охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками.

     На  втором этапе контакты с ровесником начинают удовлетворять потребности  детей не только во впечатлениях - они  позволяют им развивать также  бурную активность и строить совместную деятельность: малыши перебрасывают друг другу предметы, вместе занимаются крупными игрушками, переглядываются, пересмеиваютси, легко заражаются общим весельем. Взаимодействие детей во многом напоминает их контакты с взрослым: слова, улыбки, ожидание ответа присутствуют в обоих случаях. Но возникает и специфическое содержание взаимодействия именно со сверстником. Его отличает особенно раскованный, свободный характер действий детей и яркая эмоциональная окраска: дети прыгают, принимают причудливые позы, громко визжат, поют и явно испытывают при этом повышенное удовольствие, не возникающее у них ни в одиночестве, ни при общении с заботливыми и вечно осторожными взрослыми.

     Третий  этап развития общения детей со сверстниками охватывает третий и четвертый годы жизни. Он характеризуется закреплением и стабилизацией успехов, достигнутых детьми к самому концу второго этапа. В поведении детей теперь постоянно проявляются все четыре критерия потребности в общении друг с другом. Присутствует отношение к товарищу как к субъекту общения. Контакты детей множатся и разнообразятся параллельно развитию их практических умений, речи, игровой фантазии.

С четырех лет  до семи включительно длится четвертый этап развития общения детей со сверстниками. Его начало знаменуется резким переломом в соотношении двух сфер социального поведения ребенка: взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в его жизни, но сверстник, как партнер по общению, обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым.  Дошкольник относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на особенности его душевного состояния, не осведомляется о важных обстоятельствах его жизни. Зато он чутко воспринимает все тонкие нюансы отношения ровесников к самому себе - ребенок сразу усиливает воздействия, вызывающие одобрительный смех; прилагает разнообразные усилия, чтобы обратить на себя внимание отвлекающихся товарищей. Таким образом, дошкольники относятся к сверстнику как к «невидимому зеркалу» - они ищут в нем лишь свое собственное отражение. Вместе с тем дошкольник очень внимательно слушает, что говорят старшие о других детях; характерно, что он немедленно примеривает к себе все, что узнал о других детях; он склонен ревниво оспаривать их успехи и преувеличивать их промахи. Такое непрестанное сопоставление себя с другими детьми служит важным средством формирования у дошкольника представления о себе. Исследования И.Т. Димитрова и 

            Контакты ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребенку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку, обидеть, даже не заметив слез, ударить. И все же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед ребенком старше 4 лет стоит выбор — играть или гулять с товарищем или с мамой — большинство детей сделают этот выбор в пользу товарища. [1]

     В дошкольном возрасте в жизни ребенка  все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего  возраста потребность в общении  со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. [5]

     Общение дошкольников со сверстниками имеет  ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. [2]

     Первая  и наиболее важная отличительная  черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. [9]

     Вторая  яркая черта общения сверстников  заключается в его чрезвычайно  яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность  контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. [2]

     Третья  специфическая особенность контактов  детей заключается в их нестандартности  и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д. [2]

     Перечисленные особенности отражают специфику  детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от трех к шести-семи годам. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Подводя итог можно отметить, что общение  является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается.

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

     Взаимоотношения дошкольника с взрослым или сверстником, по мнению М.И Лисиной, рассматриваются как один из продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. "Партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону.
    2. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. - М., 1974.
    3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
    4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва - Воронеж, 1997.
    5. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1990.
    6. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989
    7. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996.
    8. Смирнова Е.О.  Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
    9. Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе». Сост. Марвина И.В. М., 2004.

Информация о работе Развитие общения детей с взрослыми и со сверстниками на протяжении дошкольного возраста