Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:03, реферат
Начальная школа является базой, основой всего образования человека. При этом важно всё: качество, прочность, настроение ученика. Об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний.
4.Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
Алгоритм проведения:
Прочитать текст.
Найти в каждом слове «опасные места».
Объяснить их написание.
Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
Списать.
Часто проработанный текст записываем по памяти.
5.Скоростное письмо.
Считаю, что
самым эффективным приемом для
выработки скоростного письма
является списывание на время.
Методика его проведения
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при условии, что после буква будет вписана.
7. Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
8.Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.
9. Использование словарей.
Уже на первых
уроках я познакомила учащихся
с орфографическим словарем, который
в дальнейшей работе стал «
10. Кроме этого, для выделения
орфограммы и запоминания её
правописания в своей
1.Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.
Я считаю, что «запоминалки» не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.
11. Эффективным будет и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Предлагаемые карточки
позволяют преодолеть эту
u развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
u самостоятельно проверить результат работы;
u видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.
Карточка состоит
из текста, в котором следует
выделить слова с заданной
орфограммой и ключа. Карточка-
Рабочие листы
второго вида представляют собой
занимательные тексты. За основу
берутся интересные статьи, заметки
из веселых детских журналов,
популярных энциклопедий, небольшие
художественные произведения
12.Также одним
из примеров повышения
Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.
Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.
1.Запиши и подбери
(Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).
2.Подбери 3 слова на это правило.
( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съли.
Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)
3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/
(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.
Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)
13.Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками.
Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова.
Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать каждую минуту, даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
- Сейчас предлагаю
просмотреть некоторые виды
Упражнения:
Прочитайте три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:
• сколько букв в предпоследнем слове?
• сколько слов, состоящих из двух слогов?
• назовите третье слово;
• сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
• сколько слов заканчивается на букву «а»?
• какие слова женского рода?
• сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Игра "Рассели своих друзей"
На наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов. Дети отгадывают, кто в домике живет.
[i ош]
[за i ыц]
[мґ эдвґ этґ]
Игра "Эхо".
Ученики внимательно
слушают слово, произнесенное
учителем, а в ответ говорят
только ударный слог, как эхо.
Роль ЭХА могут выполнять
Упражнение:
1.Обведите слова с
Под лестницей
на веревке грустно висели
и сохли 8 прелестных старушечьих
чепцов капустного цвета. 6 прекрасных
чепчиков поздним вечером,
(Подражая Г. Остеру)
2. «Кто больше?» Придумайте
свою вредную задачу, включив
в нее большое количество с
Упражнения на правописание слов
с непроверяемым написанием
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа?
(Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".
(дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона?
(КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка?
(КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?
(КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
Двенадцать
Запишите предложения, заменяя цифры словами.
К 8 прибавить 4 получится 12.
Разность 16 и 4 равна 12.
Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую вы любите больше всего, расскажите.
Впишите в
стихотворение числительное,
написание которого следует
запомнить. Прочитайте
Вот опять . . . . палочек
Разлетелись по двору –
Это палочки-считалочки
Начинаем мы игру.
И пока . . . . палочек
Собирал в траве Сергей,
Мы с ребятами попрятались –
Кто-куда и кто-быстрей.
Билет
Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове.
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка рассуждает:
- Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Что вы ответите зайке?
Отгадайте слова
по их значению. Запишите однокоренные
слова в строчку, и дополните
по одному слову. Выделите
1. Поездка или
передвижение пешком с какой-
2. Коллективный
поход или поездка куда-
3. Человек, совершающий
полеты в космическом
4. Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда- нибудь.
Приготовьте красочные
пригласительные билеты.
Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.
Информация о работе Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы