Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:03, реферат

Описание

Начальная школа является базой, основой всего образования человека. При этом важно всё: качество, прочность, настроение ученика. Об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний.

Работа состоит из  1 файл

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.docx

— 40.12 Кб (Скачать документ)

 

4.Орфографические минутки  (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!

    Алгоритм проведения:

 

Прочитать текст.

 

Найти в каждом слове «опасные места».

 

Объяснить их написание.

 

Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.

 

Списать.

 

Часто проработанный текст  записываем по памяти.

 

5.Скоростное письмо.

 

     Считаю, что  самым эффективным приемом для  выработки скоростного письма  является списывание на время.  Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором  с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение  хором.

3. Объяснение орфограмм  (коллективно).

4. Считают количество предложений  в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя  запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество  записанных слов, записать на  полях.

9. Проверка написанного.

6. Письмо с пропуском  орфограмм.

 

   Ученикам дается  разрешение пропускать букву,  если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при условии, что после буква будет вписана.

7. Звуковой анализ слов.

 

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке  проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и  самим записывать слова при помощи транскрипции.

 

8.Письмо с простукиванием.

 

     Диктуя текст,  ударяю карандашом, где присутствует  «опасное место», что позволяет  ребенку задуматься.

 

9. Использование словарей.

 

    Уже на первых  уроках я познакомила учащихся  с орфографическим словарем, который  в дальнейшей работе стал «настольной»  книгой, часто используемой на  уроках. Далее происходит знакомство  со словарями разного вида  – дети умеют пользоваться  ими и делают это с интересом.

10. Кроме этого, для выделения  орфограммы и запоминания её  правописания в своей практической  работе применяю «Запоминалки».

 

 

 

1.Элла, Нонна, ванна, класс,

 

ссора, теннис и рассказ,

 

миллион, шоссе, программа,

 

грипп, аллея, телеграмма.

 

Мы слова такие слышим

 

и с двойной согласной  пишем.

 

   Многократное чтение  «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт  благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

 

    Я считаю, что  «запоминалки»  не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

 

  11.  Эффективным будет  и другое упражнение: поиск орфограмм  в “чистом” тексте.

 

    Предлагаемые карточки  позволяют преодолеть эту трудность,  а также они позволяют:

 

u      развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

 

u      самостоятельно проверить результат работы;

 

u      видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

 

    Карточка состоит  из текста, в котором следует  выделить слова с заданной  орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но  с вырезанными окошками на  местах, соответствующих словам  с орфограммами. Они-то и обнаруживаются  при наложении ключа на текст.  Конечно же, положительное в этом  упражнении то, что ребенок сразу  же после выполнения задания  – видит результат своей работы.

 

     Рабочие листы  второго вида  представляют собой  занимательные тексты. За основу  берутся интересные статьи, заметки  из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие  художественные произведения известных  авторов; найденные тексты перерабатываю,  насыщая необходимыми орфограммами  или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

 

     12.Также одним  из примеров повышения грамотности  считаю развитие  зоркости при  работе над ошибками. Начинаю  ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки  в словах на пройденные правила  не исправляю, вместо этого  на полях ставлю палочку, а  у более слабых учащихся неверно  написанную букву зачеркиваю  или подчеркиваю все слово  с ошибочным написанием.

 

Цель: заставить ученика  вдуматься в данную орфограмму и  исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы  учащиеся стремились избавиться от них.

 

Чтобы заставить ребенка  серьезно относиться к своим ошибкам  и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в  которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти  и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила  правописания.

 

     Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

 

                                    Памятка работы над ошибками.

 

1.Запиши и подбери проверочное  слово. /проверяемое написание/

 

(Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

 

 

 

2.Подбери 3 слова на  это правило. 

 

( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск.    Объезд, съёмка, въехал, съли.

 

Молодёжь, дочь, речь, рожь.      Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

 

 

 

3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/

 

(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.

 

Рисовали, рисовали, рисовали,  рисовали,  рисовали.)

 

13.Очень полезно (только  не часто) использовать такой  прием как «какография» - исправление  текста с допущенными ошибками.

 

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё  раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные  для написания слова.

 

   

 

     Мы все страдаем  от нехватки времени на уроке,  поэтому стараюсь использовать  каждую минуту, даже физкультминутки   могут способствовать развитию  орфографической зоркости.

 

 

 

Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

 

 

 

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

 

 

 

-    Сейчас предлагаю  просмотреть некоторые виды упражнений, способствующих формированию орфографической  зоркости.

 

 

 

Упражнения:

 

Прочитайте три раза слова:

 

мама                дети         человек       брат

 

доброта           тетя        мужчина     ребенок

 

Слова закрываются, и ученики  отвечают на следующие вопросы:

 

•         сколько букв в предпоследнем слове?

 

•         сколько слов, состоящих из двух слогов?

 

•         назовите третье слово;

 

•         сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

 

•         сколько слов заканчивается на букву  «а»?

 

•         какие слова женского рода?

 

•         сколько раз встретилась буква  «в»? и т.д.

 

 

 

Игра "Рассели своих  друзей"

 

На наборном полотне в  виде домика выставляются схемы слов. Дети отгадывают, кто в домике живет.

 

[i ош]

 

[за i ыц]

 

[мґ эдвґ этґ]

 

 

 

Игра "Эхо".

 

 

 

 Ученики внимательно  слушают слово, произнесенное  учителем, а в ответ говорят  только ударный слог, как эхо.  Роль ЭХА могут выполнять отдельные  ученики, определенная группа (ряд).

 

Упражнение:

 

1.Обведите слова с орфограммой  «Непроизносимая согласная». Выделите  все приставки и графически  объясните их написание. 

 

    Под лестницей  на веревке грустно висели  и сохли 8 прелестных старушечьих  чепцов капустного цвета. 6 прекрасных  чепчиков поздним вечером, забыв  об опасности, бессовестно стащила  и безжалостно сжевала бесчувственная  коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?

 

(Подражая Г. Остеру)

 

2. «Кто больше?» Придумайте  свою вредную задачу, включив  в нее большое количество с       орфограммой «Непроизносимая согласная».

 

 

 

Упражнения на правописание слов

с непроверяемым написанием

 

 

 

1. В каких словах живет  рак?

 

           (ЗавтРАК, РАКета.)

 

    2. В каких словах  спрятались ноты?

 

           (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

 

    3. Назовите слова,  в которых спрятались числа?

 

           (Родина(1), сорока(4О) )

 

    4. Все слова  хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

 

           (дЕЖурный, УЖин.)

 

    5. Какие слова  любит ворона?

 

           (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

 

      А лягушка?

 

           (КВАртира, МосКВА.)

 

    6. В каких словах  ель растет?

 

                   (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

 

 

 

Двенадцать

 

                                                   Урок 1

 

    Запишите предложения,  заменяя цифры словами.

 

    К 8 прибавить  4 получится 12.

 

    Разность 16 и 4 равна  12.

 

                                   Урок 2

 

    Запишите названия  сказок, в которых есть числительные. Сказку,  которую вы любите  больше всего, расскажите.

 

                                   Урок 3

 

    Впишите  в   стихотворение  числительное,  написание  которого   следует  запомнить. Прочитайте стихотворение  выразительно.

 

    Вот опять    . . . .      палочек

 

    Разлетелись по  двору –

 

    Это палочки-считалочки

 

    Начинаем мы  игру.

 

    И пока . . . .      палочек

 

    Собирал в траве  Сергей,

 

    Мы с ребятами  попрятались –

 

    Кто-куда и кто-быстрей.

 

                                                                  Ю. Синицын

 

 

 

Билет

 

                                               Урок 1

 

    Прочитайте  выразительно  стихотворение.   Подчеркните  орфограммы   в выделенном слове.

 

                            Едет зайка на трамвае,

 

                         Едет зайка рассуждает:

 

                         - Если я купил билет,

 

                         Кто я: заяц или нет?

 

    Что вы ответите  зайке?

 

                                   Урок 2

 

    Отгадайте слова  по их значению. Запишите однокоренные  слова в  строчку, и дополните  по одному слову. Выделите корень  в однокоренных словах.

 

    1. Поездка или  передвижение пешком с какой-либо  целью.

 

    2.  Коллективный  поход  или  поездка  куда-нибудь  с  целью   осмотра,знакомства с чем-либо.

 

    3. Человек, совершающий  полеты в космическом пространстве.

 

    4. Листок, дающий  нам  право  пользоваться  чем-нибудь,  входить  куда- нибудь.

 

                                   Урок 3

 

    Приготовьте   красочные  

 

         пригласительные   билеты.

 

 

 

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для  работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические  задачи.

 

 

 

Целенаправленная, систематическая  работа по формированию орфографической  зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические  трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

 

Вся эта работа помогает умственному  развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать  и синтезировать

 

Трудно перечислить все  виды работ по формированию орфографической  зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более  высокой грамотностью учащихся.

 


Информация о работе Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы