Развитие письменной речи учащихся на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:10, лекция

Описание

Письменные работы в школе носят учебный характер, т.е. имеют цели привить учащимся навыки письменной речи во всех отношениях: уменье правильно строить фразу, грамотно записать ее, передать содержание прочитанного произведения, расположив связно и последовательно содержащиеся в нем факты, и уметь самостоятельно построить свое сочинение, верно отражающее чувства и мысли, или изложить в письменном виде материал своих наблюдений. Эти задачи многообразны, различны по степени трудности и, конечно, не могут быть разрешены в школе сразу. Начинаясь в первых классах, развитие письменной речи идет постепенно, с каждым годом усложняясь и расширяясь в объеме и разнообразии форм.

Содержание

План:
1. Место и значение развития письменной речи учащихся на уроках литературы.
2. Методическая характеристика письменной работы.
3. Виды письменных работ.
4. Методическая характеристика подготовительных видов письменных работ: списывание, выписывание цитат, ответы на вопросы, составление планов.
5. Методическая характеристика основных видов письменных работ: изложения, сочинения.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 26.87 Кб (Скачать документ)

   В средних классах материалом для  пересказа должны быть несложные  и короткие рассказы или эпизоды  с динамически развивающимися действиям. Примерными текстами могут быть такие  общеизвестные рассказы, как «Акула», «Прыжок» Л.Н. Толстого, «На пожаре» (из Дубровского).

   Вначале нужно взять повествовательные  произведения с частями описательного  характера. Таким является, например: «Льгов», И.С. Тургенева, «Сон Гринева» (из главы «Буран»), басня И.А. Крылова  «Лиса», «Переправа через Каму» Аксакова и т.п. Затем нужно перейти к  статьям чисто описательного  порядка, примерами которых являются превосходные описания Аксакова («Голубь, «Сорока», «Перепелка» и д.р.) «Русак»  Л.Н. Толстого, «Классная комната» из «Детства» Л.Н. Толстого.

   Однако  писатели далеко не всегда склонны  давать такие прямые характеристики. Пушкин, например, вообще не уделяет  много места для описания внешних  и внутренних черт своих героев (Дубровских, Пугачева, Гриневых, Мироновых), предпочитая  рисовать их характеры в действии и лишь вскользь делая замечания  о наружности героя.

   Эти различия в приемах характеристики у писателей и нужно учитывать, выбирая для учащихся темы характеристики. Первые работы по характеристике нужно  давать по таким произведениям, в  которых материалы к характеристике даны самим автором, наиболее развернуто.

   Работа  по изложению такого типа продолжается в старших классах, где задача осложняется необходимостью сохранить  стиль рассказа, своеобразную манеру писателя.

   Общие методические замечания  о постановке письменного  изложения. Рассматривая отдельные виды изложений, мы указали на ряд различных методических приемов их постановки. Остается несколько общих вопросов касающихся всех наиболее популярных видов изложений.

   1. Как читать текст для письменного изложения? Текст, подлежащий изложению, должен быть прочитан с максимальной ясностью и выразительностью. Поэтому читать нужно учителю. Практикующееся иногда чтение текста самими учениками про себя снижает результаты письменной работы по понятным причинам: учащиеся читают недостаточно вдумчиво и внимательно.

   2. Сколько раз прочитать текст? Число чтений (одно или два) зависят от различных условий: а) характера текста, б) характера задания или изложения, в) возраста и опыта учащихся. Двукратное чтение снижает самостоятельность ученика при изложении, то допустимо прочитать рассказ во всех подробностях. Но если текст велик, сюжет сложен, а учащиеся не обладают достаточным навыком в изложении, то допустимо прочитать рассказ дважды. Это обычно приходится делать тогда, когда план изложения составляется учителем совместно с классом. Тогда ход работы будет таким:

   1. Вводное слово учителя.

   2. Первое чтение рассказа.

   3. Составление плана.

   4. Второе чтение.

   3. Допустим ли текст для изложения? Допустим в том случае, если он носит повествовательный характер. Лирические стихотворения и стихотворные пейзажи не следует давать для изложения, так как в этих произведениях форма неразрывна с содержанием.

   Стихотворный  текст для изложения в некотором  отношении имеет даже преимущественно  перед прозаическим: он вынуждает  учащихся к большей самостоятельности  в построении речи изложения.

   Особо следует сказать об изложении  «своими словами» текста (стихов или  прозы), выученного наизусть. Такой  вид пересказа нужно признать нежелательным, так как по сути дела работа ученика здесь сводится к  тому, чтобы разрушить усвоенную  им наизусть художественную форму текста, сознательно превратив ее в художественную. В том случае, когда ученик не знает наизусть произведения, он при  изложении стремится приблизиться по памяти к тексту, что является положительным фактом.

   4. Каков объем читаемого для изложения текста? Размер текста зависит от степени сложности его содержания и формы.

   Письменные  работы по картине могут быть двух родов:

   1. Изложение содержания картины.

   2. Сочинение по картине.

   Задача  изложения картины заключается  в том, чтобы по возможности точно  передать в связно устном или письменном рассказе изображенное художником на картине. Ни моментов, предшествующих тому, что изображено на картине. Таким  образом, излагая картину, учащийся словами передает то, что художник рассказами или другими средствами для рисования изображает на картине.

   Сочинение по картине является рассказом по поводу картины, содержание которой  может быть или отправным моментом рассказали заключительным. Такое сочинение  по содержанию всегда выходит за пределы  картины, дополняет ее или предшествующими, или последующими событиями, включая  иногда данный по картине эпизод лишь как один из моментов связного повествования.

   В школьной практике более популярен  этот второй вид письменной работы по картине до последнего времени  использовались главным образом  в младших классах: в этих классах  учащиеся лучше знакомы с повествовательной  формой сочинения. Однако изложение  картины более связано с описанием, которого еще не знают в нужной мере ученики младших классов. В  отношении учебном - второй вид письменной работы по картине более ценен. Общим  недостатком учащихся является то, что они не умеют видеть картины: ее детали, очень существенные в  общей композиции картины, часто  не замечаются, и общий замысел  художника остается непонятным и  невоспринятый учениками. Положение  дела здесь аналогично с восприятием  литературного произведения: совершенно также как преподаватель учит осмысленному чтению, он должен научить  смотреть и понимать картины, имеющие  те же художественные компоненты, что  и литературное произведение.

   Изложение картины - хорошее средство для того, чтобы развить наблюдательность учеников, приучить их вдумываться  в то, что они видят, и понимать соотношение содержания картины  со средствами его выражения в  изобразительном искусстве. В развернутом  виде эта задача по силе учащимся 8 и  последующих классов. Однако, это  не означает того, что изложение  по картине должно применяться лишь в этих классах. Развивать наблюдательность, умение с нужной точностью рассказывать о том, что видишь, какое впечатление  это на тебя производит, - нужно и  в младших классах.

   Поможет учащимся в этом отношении и план, который в начале сам учитель  предложит для изложения содержания картины. По этому плану ученики  должны рассмотреть картину, указать  центральные и второстепенные фигуры и предметы, их расстановку, характерные  детали картины, ее фон, преобладающие  тона или краски и пр. Само собой  разумеется, что картина, так же как  и литературное произведение, должна быть посильна для учеников младших  классов. Сюжет картины может  быть понятным и манера изображения  реалистичной.

   Особенно  интересными бывают работы по картине  в тех случаях, когда содержание картины тематически более или  менее близко ,но не являются прямой иллюстрацией к прочитанному учениками  произведению. Обычно сюжет такой  картины, вызывая в представлениях ученика знакомые мотивы, пробуждает его осознать и мотивировать те видоизменения, которые есть на картине. Это ценно  по тому, что культивирует наблюдательность ученика и, с другой стороны, заставляет его в сочинении творчески  описать и комбинировать эти  новые мотивы. Такой, например, является картина В. Маковского «Ночное». Работа по этой картине после прочтения  и разбора «Бежина луга» может  быть очень интересной для учащихся VII класса. Картина тематически близка к рассказу Тургенева, но не во всем совпадает с ним: здесь восемь детей (у Тургенева пять), среди  которых одна девочка, нет костра, отсутствует фигура охотника (Тургенева). Но фигура мальчика, рассказывающего  что-то, захватившее слушателей, черты  лица и одежды каждого из них, пейзаж (ранее летнее утро, до восхода солнца) - все эти черты «тургеневские» и обязательно вызовут в памяти детей соответствующие описания и характеристики из «Бежина луга».

   Сочинения являются одной из важных форм работы по развитию речи, и уроки чтения дают для них достаточно богатый материал. Устные сочинения и подготовка к письменным чаще всего проводится на уроках чтения. Читаемые тексты позволяют учителю знакомить детей с особенностями языка художественных произведений и деловых статей, работать над планом, над логической стройностью текста, над некоторыми литературоведческими понятиями, необходимыми для сочинения.

   Однако  работа над сочинениями страдает некоторыми существенными недостатками.

   Как показывает изучение работы учителей, во многих школах наблюдается однообразие  типов и тематики детских сочинений. Очень распространены темы «Как я  провел каникулы», «Осень», «Зима», «Весна». Значительно реже проводятся сочинения  на материале производственных экскурсий, сочинения - описания, сравнения по началу и пр. очень редко дети пишут сочинения на общественные темы, сочинения - рассуждения, сочинения  по пословице.

   В связи с этим важно рассмотреть  типы сочинений, доступных учащимся начальных классов школы, а также  их тематику. Это поможет учителю  в планировании работы по развитию речи, в разработке системы устных и письменных сочинений для своего класса с учетом требований преемственности  и перспективности.

   К рассмотрению типов сочинений мы подошли с различных точек  зрения и классифицировали их по шести  признакам:

   1) По жанрам: а) повествовательные;  б) сочинения - описания; в) сочинения  - рассуждения.

   2) По стилю: а) эмоциональные,  образные, приближающиеся к художественным  произведениям; сочинения типа  деловой статьи.

   3) По методам подготовки: а) коллективные, требующие общей подготовки; б)  индивидуальные.

   4) По источникам, из которых почерпнут  материалы для сочинений: а)  сочинения на материале наблюдения  или иных форм живого опыта  учащихся; б) сочинения на книжном  материале: в связи с прочитанным,  характеристики, работы типа рефератов,  типа рецензий; в) сочинения по  картине, по серии картин, диафильму,  кинофильму, спектаклю и пр.; г)  сочинения, объединяющие материалы  наблюдений самого ученика со  сведениями, почерпнутыми из книг  или других источников; д) сочинения  - «Фантазия», построенные на вымышленном  материале.

   5) По форме передачи содержания: а) письменные; б) устные.

   6) По целям проведения: а) обучающие;  б) контрольные;

   Отметим еще несколько общих требований к темам сочинений: во-первых, тема должна заинтересовать ученика, должна быть ему близкой; во-вторых, тема должна быть четко сформулирована, быть вполне определенной; в-третьих, тема не должна быть слишком широкой.

   В начальных классах тема обычно отождествляется  с заглавием. Но во многих случаях  возможно уже практически показать, что сочинения на одну ту же тему могут быть озаглавлены по-разному. Например, сочинения на тему «Кем я  буду» может получать различные  заглавия в зависимости о того, кем собирается стать автор сочинения.   

Информация о работе Развитие письменной речи учащихся на уроках литературы