Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, удовлетворявшие потребностям развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание

Введение_______________________________________________________3
Новые цели и задачи образования__________________________________6
Проблема творчества и творческих способностей в учебной деятельности__________________________________________________10
2.1. Понятие «творчество» и «творческие способности»_________10
2.2. Компоненты творческих способностей____________________11
2.3. Проблема развития творческих способностей______________14
Развития творческого потенциала учащихся на уроках немецкого языка_________________________________________________________17
Заключение___________________________________________________27
Список использованной литературы___________

Работа состоит из  1 файл

Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

Hoffentlich finde ich irgendwelche найду одну какую-нибудь. 

eine.

− Oh! Ich muss jetzt meine liebe     − О! Мне нужно навестить мою

 Oma besuchen. Auf Wiedersehen, любимую бабулю. До свидания,

 Herr Volf!       господин Волк! 

− Bis bald, kleines Rotkäpchen!     − До скорого, малышка Красная                      Шапочка! 

Телефонный разговор двух деловых людей.

− Entschuldige mir bitte, Tom!   − Извини, пожалуйста, Том!

− Bitte, Hans!     − Да, Ганс! 

− Sage mir bitte, wie spät ist es? − Скажи, пожалуйста, который час! − Es ist dreizehn Uhr.    − 13 часов. 

− Danke schön!     – Спасибо!

− Nichts zu danken!      – Не за что.

− Wann findet unser Briefing statt? − Когда состоиться наша конференция? 

− Um siebzehn Uhr. Verspäte dich − В 17 часов. Не опаздывай! 

nicht!

− OK.         − Хорошо!

− Bis bald.       − До скорого!

Диалог  в форме “Jazz Chant”.

− Entschuldige, entschuldige, entschuldige mir bitte!

− Ja, bitte, ja, bitte, bitte sehr!

− Sage mir bitte, wie spät ist es? Sage mir bitte, wie spät ist es?

− Ja, bitte, ja, bitte, bitte sehr!

− Sage mir bitte, wie spät ist es? Sage mir bitte, wie spät ist es?

− Ja, bitte, ja, bitte, du kannst sich setzen!

− Sage mir bitte, wie spät ist es? Sage mir bitte, wie spät ist es?

− Ja, bitte, ja, bitte, bitte sehr!

− Sage mir bitte, wie spät ist es? Sage mir bitte, wie spät ist es?

− Es ist dreizehn Uhr. Es ist dreizehn Uhr. Oder vierzehn Uhr! Oder vierzehn Uhr! Dreizehn oder vierzehn. Dreizehn oder vierzehn.

− Danke schön! Danke schön! Vielen Dank!

Рекомендация 2. Активное ролевое изучение. При ролевом изучении программной темы ее содержание и лексика усваивается учащимися намного быстрее и запоминается надолго, по сравнению с механическим заучиванием. [19, 10]

Учащиеся заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями, обговаривают с учителем предположительный текст выступления и элементы костюма. Возьмем, к примеру, тему «Охрана природы» или «Экология».

Возможные роли учащихся при изучении данной темы:

    • Я – птичка. Спасите меня, люди!
    • Я – планета Земля. Я в опасности!
    • Я – цветочек. Не рвите меня!
    • Я – олененок Бемби. Не надо на меня охотиться!
    • Я – озоновый слой Земли, она – химическое предприятие и т.д.      [4, 38]

Рассмотрим тему «Моя квартира». Ученики на уроке – разная мебель. Но не простые стулья, шкафы, а со своими характерами и капризами. Вариантов данной игры много. Ученики тем самым расширяют свой лексический запас по теме. На одном уроке они – школьная мебель, на другом – домашняя и т.п.

Тема «Город». Возможные роли учащихся: Я – метро, Я – центральная площадь, Я – простой житель города, Я – бездомная собака этого города, и т.д.

Рекомендация 3. Работа с пословицами и поговорками. Большинство учителей работают над поговорками лишь с целью совершенствования фонетических навыков. Однако существует множество заданий, целью которых, помимо развития коммуникативных умений, является развитие творческого мышления и воображения, например, составить ситуацию, иллюстрирующую данную поговорку, интерпретировать ее значение или же как-то оригинально изменить известную пословицу, интересное высказывание. Вот некоторые примеры:

    • Erst die Arbeit, dann das Spiel, nach der Reise kommt das Ziel.

Erst die Ausbildung, dann das Spiel, nach der Reise kommt das Ziel.

(Тема «Образование», «Школа»)

    • Was du heute kannst besorgen, das verschiebe  nicht auf morgen.

Was du heute kannst erlernen, das verschiebe  nicht auf morgen.

(Тема «Образование»,  «Школа»)

    • Mit Lahmen lernt man hinken, mit Säufern – trinken, mit Rauchern – rauchen.

(Тема «Здоровый образ жизни»)

    • Besser zweimal messen, als einmal vergessen.

Besser zweimal denken, bevor einmal rauchen.

(Тема «Наркотики»)

    • Reden ist Silber, Schweigen ist Gold.

Vergnügen ist Silber, Leben ist Gold.

(Тема «Наркотики»)

Zu Besuch sein ist Silber, zu Hause sein ist Gold.

(Тема «Мой дом», «Моя  квартира»)

    • Eigene Last ist nicht schwer.

Eigenes Lernen ist nicht schwer.

(Тема «Образование»,  «Школа»)

Практический выход  такого вида работы – самодельный  сборник высказываний, учащиеся могут  сделать его с иллюстрациями.

Для стимуляции общения  на иностранном языке на уроке  хорошо подходит обсуждение интересных цитат и поговорок.

 

Тема «Моя семья».

    1. Das Beste, das ein Vater für seine Kinder machen kann, ist ihre Mutter zu lieben.
    2. Wir bemerken die Liebe unserer Eltern nicht, solange wir selbst keine Eltern sind.

Тема «Жизнь и учеба».

    1. Es gibt nur ein Mensch, der für dein Leben verantwortlich ist – du selbst.
    2. Der grösste Irrtum, den du begehen kannst, ist zu meinen, dass du für jemanden anderen lernst.
    3. Es ist nett, wichtig zu sein, aber es ist wichtiger, nett zu sein.
    4. Der Mensch, der keine Irrtume begeht, macht gewöhnlich überhaupt nichts.
    5. Du darfst niemanden lehren, aber du kannst ihm lernen helfen.

Тема «Дружба. Мои друзья».

    1. Ein Freund ist ein einziger Mensch, der alles über dich kennt, aber geht nicht weg.
    2. Es ist besser ohne Geld, als ohne Freunde zu sein.
    3. Ein Freund ist derjeniger, der dir Glauben schenkt, bevor du es sich selbst schenkst.

При обсуждении можно  использовать яркие плакаты, иллюстрирующие высказывание. Здесь важен эффект неожиданности. Не стоит вывешивать плакат с цитатой заранее и на весь урок. Если нет готовых плакатов, то их изготовление – это еще один вид творческого задания для учащихся. В конце четверти, семестра или учебного года можно организовать выставку самодельных плакатов с интересными цитатами и фразами или развесить лучшие из них по всей школе. Учащиеся могут сами найти или придумать проблемную «цитату дня» по изучаемой теме, оформить ее в виде плаката с рисунками и иллюстрациями. [4, 40]

Рекомендация 4. «Сладкие», «песенные», «рисовальные» уроки. [4, 40]

Такими терминами А.С. Бикеева обозначила тематические уроки, посвященные каким-либо праздникам, событиям, или же просто уроки в  нетрадиционной форме.

«Сладкие уроки» - уроки с небольшим застольем или чаепитием. Дети будут не  просто пить чай и есть сладости, а изучать и показывать манеры поведения немцев за столом. Дети узнают, когда, как немцы пьют чай, что к нему подается, можно даже принести на урок и показать детям всем известный немецкий  Apfelstrudel. Единственное условие – урок проходит полностью на немецком языке.

«Рисовальные уроки» посвящены определенной теме. Например, в день Св. Валентина 14 февраля учитель  рассказывает ребятам об этом празднике  и традициях, с ним связанных, или один из учащихся готовит сообщение на эту тему.  Затем дети рисуют свои «валентинки». Или на день Св. Николая можно предложить детям нарисовать подарки, которые они хотели бы от него пучить. Урок, проходящий 24-25 декабря, тоже можно сделать необычным. После информации о католическом Рождестве, можно изготовить  свои рождественские открытки. На доске написать различные варианты поздравлений. Ученики выбирают понравившийся им вариант и переносят его на свою открытку или сочиняют поздравление в стихах самостоятельно.

На «песенных уроках»  можно не только спеть все песни, изученные за год, но и устроить оригинальные музыкальные состязания. Класс делится  на несколько поп-групп и им даются разные задания: спеть песню о любви, инсценировать песню и т.д.

Рекомендация 5.  Элементы неожиданности, сюрпризы на уроке.

Все экспромты на уроке  должны быть заранее подготовлены и  детально продуманы. [25, 54]

Некоторые примеры подобных уроков:

    • Урок по теме «Путешествие». Вдруг стук в дверь. Входит Мэри Поппинс (в этой роли может выступить студентка-практикантка). Она рассказывает, где побывала, дети расспрашивают ее о путешествиях. [4, 41]
    • На урок по теме «Рождественские праздники» приходит Weihnachtsmann дарит детям по маленькому подарку и рассказывает, как празднуют Рождество у него на родине в Германии.
    • На урок по теме «Школьная жизнь» «прилетает» Карлсон (переодетый старшеклассник) в парике и с бумажным пропеллером и дети обсуждают с ним трудности и сложности школьной жизни.

Учителю нужно постоянно  контролировать ситуацию и направлять вовлеченных в игру учащихся в нужное русло, а так же вовремя остановить пришедшего в гости персонажа, завершить игру. Ребята отдохнули, можно продолжать урок.

Все вышеприведенные  рекомендации направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. Кроме того, они стимулируют учащегося на активную познавательную деятельность, а также пробуждают в нем мотивацию к изучению иностранного языка. Помимо развивающей, здесь реализуется важнейшая цель обучения иностранному языку – коммуникативная, что на сегодняшний день является очень актуальным.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной курсовой работе нами была рассмотрена проблема развития творческого потенциала школьников в учебной деятельности, в частности  на уроке немецкого языка. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

    1. Современная школа в ее целевых установках ориентирована на развитие личности с точки зрения ее индивидуальных особенностей, и это развитие должно проходить прежде всего в аспекте творчества и развития творческих способностей учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей, для возникновения внутренней мотивации и устойчивого интереса учащихся к учению. И эта задача реализуется за счет проведения уроков в нетрадиционный форме, за счет выполнения учащимися интересных и увлекательных творческих заданий. Идеальная цель современного образования – формирование всесторонне развитой гармоничной личности, реальной же целью на наш взгляд является формирование творческой, активной, деятельной личности.
    2. а) На основании трудов исследователей проблемы :творчества и творческих способностей мы выявили наиболее полные и на наш взгляд подходящие определения этих понятий:

Творческие  способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые  определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческая  деятельность мы – это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

б) Творческие способности, как и многие другие человеческие способности, включают в себя ряд компонентов. Нами были рассмотрены три классификации компонентов творческих способностей, авторами которых являются Лук А.Н., Кудрявцев В., Синельников В. и Ефремов В.И. Наиболее полной классификацией на наш взгляд является классификация А.Н. Лука, так она изложена в более общем виде и наиболее точно соответствует тематике данной работы.

в) Наиболее благоприятным периодом для начала развития творческих способностей детей является дошкольный возраст. Но прекращать развитие способностей, в особенности творческих, не рекомендуется и в школьном возрасте. Вслед за Никитиным Б.Н. мы полагаем, что это может привести к необратимому угасанию возможностей к развитию. Следовательно, начинать развивать творческие способности следует в самом раннем возрасте, приостановка данного процесса может повлечь за собой деградацию уже развитых способностей.

3. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в развитие творческих способностей учащихся, опираясь на этот аргумент, мы сочли необходимым разработку приемов развития творческих способностей школьников на уроке немецкого языка. Данные приемы могут послужить базой для дальнейшей творческой работы в этой области преподавателей немецкого языка и явиться основой для импровизации на тему творчества на уроке. В данных приемах мы учитывали темы и виды работы, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес и в первую очередь делали упор на развитие креативности и интереса к учебе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алейников А.Г. О креативной педагогике /А.Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12. – С.29-34.

2. Башмаков А. И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Ред.-изд. центр «Альфа», 2002. – 257 с.

3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности / В.Г. Березина [и др.]. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. – 60 с.

4. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка / А.С. Бикеева // Иностр. языки в школе. – 2005. - № 2. – С. 37-41.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению и специальностям психологии / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 317 c.

6. Борзенкова И.В. Психология творчества: Учебное пособие / И.В. Борзенкова; Регион. открытый социал. ин-т. — Курск: Изд-во РОСИ, 2002. — 67 с.

7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса  // Вопросы психологии. – 1990. - № 4. - С. 5-9.

8. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. — М.: Педагогический поиск, 1999. — 336 с.

9. Годфруа Ж. Психология изд. в 2 т., том 1. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992. - 489 с.

10. Головань И.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка / И.В. Головань // Иностр. языки в школе. – 2003. - № 2. – С. 23 – 26.

11. Геселев Б.Л. Развитие творческих способностей и воспитание молодежи в разновозрастных коллективах / Б.Л. Геселев — М.: Б.и., 1993. — 40 с.

Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема