Развитие творческой активности учащихся на уроках ОБЖ (с помощью проектного метода)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:44, доклад

Описание

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Развитие творческой активности учащихся на уроках ОБЖ (с помощью проектного метода).doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

     Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

     Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и  размещение иллюстраций. Освоив эти  навыки, выпускник школы легче  справится с требованиями в вузе.

     Работа  над проектом заканчивается написанием отчёта, который должен соответствовать  вполне определённым требованиям.

     Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам  процедура защиты проекта, которая  проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и 3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

     Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.

     Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

     В школах Международного Бакалавриата разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

     Примерный перечень критериев выглядит так:

    • Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
    • Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
    • Творческий и аналитический подход к работе.
    • Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
    • Анализ процесса и результата работы.
    • Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
    • Качество проведения презентации.

     С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над  проектом. Более того, они могут  сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся. [5, 24]

     Проектная деятельность может научить детей  умению:

    • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
    • поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
    • оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
    • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
    • планировать свою работу;
    • выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
    • увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

     Кроме того, проектная деятельность способствует:

    • развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
    • развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
    • решению профориентационных задач.

     Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать  как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать  академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. [3, 45-46]

     От  того, как ученик может применить  свои знания, насколько он компетентен  в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и  применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

     Опыт  использования данного метода дает возможность сделать вывод о  том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

     Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских  умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через  диагностику сформированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Результаты  учащихся показывают, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующуюся стремлением к творческой самореализации; стимулирование учителем развития творческой активности школьников; включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика. [11, 93]

     Наблюдая  за развитием творческой активности детей, мы заметили, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

     Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

     Дети  с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто  находят интересные способы их решения.

     С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём  работы на уроке, как следствие повышения  внимания и хорошей работоспособности детей.

     Ребята  ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический  климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием  участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

    Таким образом, используя метод проектов как средство активизации творческой активности и применяя его в учебном  процессе, можно добиться положительных  результатов в обучении и воспитании школьников. 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981. – 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10)
  2. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе. – М., 2003 г. – 76 с.
  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4. – 68 с.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. – 35 с.
  5. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997. – 34 с.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
  7. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
  8. Хромов А.А. «Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта», М, 2002 г. – 100 с.

Информация о работе Развитие творческой активности учащихся на уроках ОБЖ (с помощью проектного метода)