Развитие устной речи учащихся в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:21, контрольная работа

Описание

Основными задачами обучения русскому языку на первом году обучения являются:
формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения, навыков письма;
приобщение к книге, воспитание читателя;
развитие устной и письменной речи.

Содержание

Введение 1

Развитие устной речи учащихся в начальной школе 2

Развитие письменной речи в начальной школе 4

Речевые ошибки и пути их устранения 5

Заключение 7

Литература 8

Работа состоит из  1 файл

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.docx

— 34.78 Кб (Скачать документ)

   Хотя  причины лексических ошибок не одинаковы  и неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения – это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте.

   К  морфолого-стилистическим ошибкам  относится неправильное словоизменение или словообразование, неправильное образование форм слова:

  • Детское словотворчество – создание собственных слов в соответствии с системой словообразования современного русского языка, например приречная полоса (по аналогии с прибрежной, с приморской). Такие ошибки требуют индивидуального разъяснения.
  • Образование просторечных форм от слов литературного языка, например: хочут, ихний, стрельнул. Ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.
  • Пропуск морфем, например: выглядал вместо выглядывал. Ошибки могут быть вызваны трудным произношением слов или влиянием просторечия. Ошибки первого типа ликвидируются развитием дикции школьника, второго – формированием понятия о литературном языке.
  • Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе, например: Бойцам не хватило оружий. Причина ошибок – стремление к конкретности.

    К синтаксисо-стилистическим ошибкам относятся:

  • Нарушение управления: смеялись с него.
  • Нарушение согласования: началась уборочные работы.
  • Неудачный порядок слов в предложении, искажающий смысл: Только равнодушным оставался кот Борька (вместо: Равнодушным оставался только кот Борька).
  • Нарушения смысловой связи между местоимениями и словами, на которые они указывают или которые заменяют: Пионерский отряд вышел в поход. Они пели песню.
  • Удвоение подлежащего местоимением: Саша он хороший друг.
  • Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: Надвигалась темная туча и полил дождь.
  • Неумение находить границы предложений, например: Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя.

      Система исправления и предупреждения ошибок в речи разрабатывается на основе их классификации, выделения конкретных типов ошибок и изучения причин возникновения  каждого типа. Система работы складывается из следующих элементов:

а) исправление  речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) классная работа над ошибками общими;

в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над  отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;

г) система  стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные  и наиболее вероятные речевые  ошибки;

д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики  предстоящего текста;

е) стилистические акценты, где это возможно, при  изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может послужить основой для  предупреждения ошибок;

ж) специальное  обучение школьников самопроверке и  самостоятельному совершенствованию («редактированию») собственного сочинения  и изложения. [4, стр.425]

      Все эти шесть направлений в работе доступны учащимся всех трех начальных  классов, особенно III и II классов.

Заключение

      Таким образом, работу по развитию связной  речи надо начинать в школе как  можно раньше, с 6-летнего возраста, с первых дней нахождения ребенка  в школе с учетом уровня речевого развития учащихся каждого конкретного  класса.

      Для развития речи следует прибегать  к различным методам и приемам  обучения, выполнять как можно  более разнообразные упражнения.

      Внимание  стоит уделять развитию и устной, и письменной речи.

      В ходе обучения непременно возникают  ошибки в речи учащихся, их появление  по-возможности следует предугадывать, для чего необходимо знать сами ошибки и причины, их вызывающие. Особенно необходимо корректировать ошибки устной речи, так как грамотная устная речь является необходимым условием для грамотности письменной речи. Это обусловлено тем, что в основе детской орфографии лежит фонетическое правило – ребенок стремится писать слово так, как его произносит.

      К письменной речи школьника предъявляются  значительно большие требования, чем к его устной речи. Письменное изложение того или иного учебного материала должно быть строго последовательным и связным, понятным и для читателя. Но всегда стоит помнить, что письменная и устная речь школьника развиваются в единстве и взаимно влияют друг на друга. 
 

 

   Литература

  1. Алябьева  Е.Н. Формирование устной и письменной речи у детей с разным уровнем  готовности к школе в период обучения грамоте [Научная статья]. –  http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op08/Alyabeva.pdf
  2. Кисть Е.А., Незаметдинова И.С. Система работы по развитию речи младших школьников в период обучения грамоте [Научная статья] // Начальная школа плюс –До и после. – №3 – 2008г. – http://www.school2100.ru/upload/iblock/958/9589bcf079254d28c10ca6e08c2e39d6.pdf
  3. Малашова И.Е. Приёмы развития речи шестилетних детей в период обучения грамоте. [Научная статья] // Фестиваль 2008 / 2009 года http://festival.1september.ru/
  4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

Информация о работе Развитие устной речи учащихся в начальной школе