Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:32, реферат
Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».
Психологов давно интересовало, почему именно в этом возрасте происходит развитие самосознания. В результате многих исследований они пришли к выводу, что этому способствуют следующие факторы.
Развития самосознания в раннем юношеском возрасте. Личность старшеклассника.
Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».
Психологов давно интересовало, почему именно в этом возрасте происходит развитие самосознания. В результате многих исследований они пришли к выводу, что этому способствуют следующие факторы.
1. Идет дальнейшее
развитие интеллекта. Развитие абстрактно-
2. В ранней
юности происходит открытие
3. С возрастом
меняется образ
4. Открытие
внутреннего мира ведет к
5. Юношескому
возрасту свойственно
6. Появляется
ощущение устойчивости во
Если для ребенка из всех временных измерений самым важным является «сейчас» (он не ощущает течения времени, и все важные переживания происходят в настоящем, будущее и прошлое для него расплывчаты), то у подростка восприятие времени охватывает не только настоящее, но и прошлое, а будущее кажется продолжением настоящего. А в юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая личные и социальные перспективы. Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее.
Благодаря таким временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей. Появляется осознание текучести, необратимости времени и конечности своего существования. У одних мысль о неизбежности смерти вызывает страх и ужас, а у других – стремление к деятельности, повседневным занятиям. Некоторые взрослые считают, что чем меньше молодежь думает о печальных вещах, тем лучше. Но это ошибочно: именно осознание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни.
Становление личности включает в себя становление устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления о себе. Происходит осознание своих качеств и совокупности самооценок. Юноши и девушки начинают размышлять на темы: «Кем я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и что еще могу сделать в жизни?»
Как для юношей, так и для девушек большое значение имеет внешность: рост, состояние кожи; болезненно воспринимается появление прыщей, угрей. Важной проблемой становится вес. Иногда молодые люди, особенно девушки, начинают прибегать к различным диетам, которые в данном возрасте категорически противопоказаны, так как могут нанести большой вред формирующемуся организму. Юноши стремятся наращивать мускулы (усиленно занимаются спортом), а девушки, желая иметь изящную фигуру, стараются «подогнать» ее под навязываемый рекламой и СМИ эталон красоты (необходимый размер груди, талии, бедер и т. д.).
Поскольку свойства
человека как индивида формируются
и осознаются раньше, чем личностные,
соотношение «телесных» и морально-психологических
компонентов «Я» в юношеском
возрасте неодинаково. Молодые люди
сравнивают строение своего тела и
внешность с особенностями
Взрослея, человек становится более уверенным в себе, озабоченность внешностью исчезает. На первый план выступают такие качества, как умственные способности, волевые и моральные качества, отношения с окружающими.
В юношеском возрасте происходят изменения в целостном восприятии образа «Я». Это отражается в следующих моментах.
1. С возрастом
изменяются когнитивная
2. Усиливается
интегративная тенденция, от
3. Устойчивость
образа «Я» со временем
4. Происходят
изменения в конкретизации,
2. Личность старшеклассника. Старший школьный возраст — пора юношества. Юность — это первый этап становления социально-нравственной зрелости личности. В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие социальной активности в учебной и различных видах общественной деятельности. Основными показателями развития социальной активности старшеклассников являются:
1) целенаправленность;
2) участие
в работе общественных
3) отношение к учебной деятельности;
4) позиция
в коллективе или группе
5) уровень развития самосознания.
Для личности
обретает ценность система определенно
ориентированных поступков, возрастает
значимость функции самоконтроля, которая
срабатывает в различных по типу
проблемных ситуациях. Юноша несет
ответственность не за отдельный
поступок, а за систему нравственно-
Ранний юношеский
возраст — переломный для формирования
целостного мировоззрения. Мышление старшеклассника
становится интимно-личностным. Формирование
устойчивых установок — это преодоление
противоречия между усвоенными знаниями
и имеющимся социальным опытом, которое
осуществляется через переход знаний
в убеждения. Такой переход завершается
тогда, когда осознанные ценности становятся
руководством в деятельности и общении.
Однако мировоззренческие установки
еще недостаточно устойчивы. Таковыми
они будут, когда превратятся
в систему деятельностно-
Старшеклассник
вырабатывает осознанные моральные
принципы, которые имеют
В юности возникает психологическая потребность в теоретизировании. Мыслительная деятельность характеризуется активностью и самостоятельностью. Старшеклассники получают удовлетворение от самого процесса мышления, сознательно стремятся к творчеству, ощущая радость от достигнутого (Н.С. Лейтес). Интеллектуальные процессы тесно связаны со становлением самосознания и устойчивого образа «Я». Образ «Я» — это социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: подсознательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.; поведенческий —
т.е. практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов (И.С. Кон).
В юношеском возрасте завершается переход к устойчивой мотивации, связанной с будущей жизнедеятельностью . Процесс самовоспитания становится организованным. Расширяется временная перспектива. Формирование новой временной перспективы происходит не всегда гладко: различные отклонения в ее становлении влияют на самосознание и самоопределение юноши. Развитию временной перспективы сопутствуют отмеченные психологами различных школ характерные для ранней юности чувства одиночества и страха.
Качественный скачок происходит и в развитии самосознания. На основе образа Я у юношей формируются поведенческие конструкции, строятся отношения с окружающими. В то же время представления о себе нередко ситуативны и противоречивы. Есть основания полагать, что ситуативность, выходя из-под контроля механизмов саморегуляции, оказывает в отдельных случаях серьезное влияние на поведение старшеклассника.
Выделяются два типа старшеклассников: самоуглубленный тип и тип личности со слабо выраженной интроспекцией — способностью к самонаблюдению. Юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность (внешняя направленность личности), меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, большую эмоционально-нравственную устойчивость. Они значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков, у них выше уровень самоконтроля и саморегуляции.
Сильно выражено у старшеклассников чувство обособления. Говоря об обособлении личности в ранней юности, имеют в виду несколько уровней:
1) обособление
старшеклассников в составе
2) в составе коллектива сверстников;
3) в рамках неформальных объединений;
4) обособление личности внутри коллектива и группы (А.В. Мудрик).
Информация о работе Развития самосознания в раннем юношеском возрасте. Личность старшеклассника