Развития самосознания в раннем юношеском возрасте. Личность старшеклассника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:32, реферат

Описание

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».
Психологов давно интересовало, почему именно в этом возрасте происходит развитие самосознания. В результате многих исследований они пришли к выводу, что этому способствуют следующие факторы.

Работа состоит из  1 файл

Развития самосознания в раннем юношеском возрасте. Личность старшеклассника..docx

— 21.08 Кб (Скачать документ)

Развития самосознания в раннем юношеском возрасте. Личность старшеклассника.

  1. Процесс становления самосознания

Важнейшим психологическим  процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

Психологов  давно интересовало, почему именно в этом возрасте происходит развитие самосознания. В результате многих исследований они пришли к выводу, что этому способствуют следующие  факторы.

1. Идет дальнейшее  развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического  мышления ведет к появлению  непреодолимого желания к абстракции  и теоретизированию. Юноши и девушки  готовы часами говорить и спорить  на отвлеченные темы, о которых,  в сущности, ничего не знают.  Это им очень нравится, потому  что абстрактная возможность  не знает никаких ограничений,  кроме логических.

2. В ранней  юности происходит открытие внутреннего  мира. Юноши и девушки начинают  погружаться в себя и наслаждаться  своими переживаниями, по-другому  смотреть на мир, открывают  новые чувства, красоту природы,  звуки музыки, ощущения своего  тела. Юность чувствительна к  внутренним, психологическим проблемам.  Поэтому в этом возрасте молодого  человека уже начинает волновать  психологическое содержание рассказа, а не только внешний, событийный  момент.

3. С возрастом  меняется образ воспринимаемого  человека. Он рассматривается с  позиции кругозора, умственных  способностей, эмоций, волевых качеств,  отношения к труду и другим  людям. Растет способность объяснять  и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно  излагать материал.

4. Открытие  внутреннего мира ведет к появлению  тревожности и драматических  переживаний. Наряду с осознанием  своей уникальности, неповторимости, непохожести на других появляется  чувство одиночества или страха  одиночества. Юношеское «Я» еще  расплывчато, неопределенно, неустойчиво,  поэтому может возникнуть ощущение  внутренней пустоты и беспокойства, от которого, как и от чувства  одиночества. необходимо избавиться. Молодые люди заполняют этот вакуум посредством общения, которое в этом возрасте становится избирательным. Но, несмотря на необходимость общения, потребность в уединении остается, более того, она жизненно необходима.

5. Юношескому  возрасту свойственно преувеличение  своей уникальности. От молодых  людей можно услышать такие,  например, высказывания: «По-моему,  труднее меня нет... С возрастом  это проходит. Чем старше человек,  чем более он развит, тем больше  различий находит между собой  и сверстниками. Это приводит  к возникновению потребности  в психологической интимности, которая  позволяет раскрыться самому  и быть допущенным во внутренний  мир другого человека, что приводит  к осознанию своей непохожести  на других, пониманию своего внутреннего  мира и единства с окружающими  людьми.

6. Появляется  ощущение устойчивости во времени.  Развитие временных перспектив  связано с интеллектуальным развитием  и изменением жизненной перспективы.

Если для  ребенка из всех временных измерений  самым важным является «сейчас» (он не ощущает течения времени, и  все важные переживания происходят в настоящем, будущее и прошлое  для него расплывчаты), то у подростка  восприятие времени охватывает не только настоящее, но и прошлое, а будущее  кажется продолжением настоящего. А  в юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы  как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая личные и социальные перспективы. Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее.

Благодаря таким  временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность  в достижении целей. Появляется осознание  текучести, необратимости времени  и конечности своего существования. У одних мысль о неизбежности смерти вызывает страх и ужас, а  у других – стремление к деятельности, повседневным занятиям. Некоторые взрослые считают, что чем меньше молодежь думает о печальных вещах, тем  лучше. Но это ошибочно: именно осознание  неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни.

Становление личности включает в себя становление  устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления о себе. Происходит осознание своих качеств и  совокупности самооценок. Юноши и  девушки начинают размышлять на темы: «Кем я могу стать, каковы мои возможности  и перспективы, что я сделал и  что еще могу сделать в жизни?»

Как для юношей, так и для девушек большое  значение имеет внешность: рост, состояние  кожи; болезненно воспринимается появление  прыщей, угрей. Важной проблемой становится вес. Иногда молодые люди, особенно девушки, начинают прибегать к различным  диетам, которые в данном возрасте категорически противопоказаны, так  как могут нанести большой  вред формирующемуся организму. Юноши  стремятся наращивать мускулы (усиленно занимаются спортом), а девушки, желая  иметь изящную фигуру, стараются  «подогнать» ее под навязываемый рекламой и СМИ эталон красоты (необходимый  размер груди, талии, бедер и т. д.).

Поскольку свойства человека как индивида формируются  и осознаются раньше, чем личностные, соотношение «телесных» и морально-психологических  компонентов «Я» в юношеском  возрасте неодинаково. Молодые люди сравнивают строение своего тела и  внешность с особенностями развития своих товарищей, находят у себя недостатки и начинают «комплексовать» по поводу своей «неполноценности». Как правило, эталон красоты в этом возрасте завышен и нереалистичен, поэтому подобные переживания в основном беспочвенны.

Взрослея, человек  становится более уверенным в  себе, озабоченность внешностью исчезает. На первый план выступают такие качества, как умственные способности, волевые  и моральные качества, отношения  с окружающими.

В юношеском  возрасте происходят изменения в  целостном восприятии образа «Я». Это  отражается в следующих моментах.

1. С возрастом  изменяются когнитивная сложность  и дифференцированность элементов образа «Я». Иными словами, взрослые различают и осознают в себе больше деловых и личностных качеств, чем юноши; юноши – больше, чем подростки; подростки – больше, чем дети. Это связано с развитием интеллекта.

2. Усиливается  интегративная тенденция, от которой  зависят внутренняя последовательность, целостность образа «Я». Это  выражается в том, что подростки  и юноши умеют давать себе  характеристику, т. е. описывать  свои качества, лучше, чем дети. Но так как уровень их притязаний еще не совсем определен и переход от внешней оценки к самооценке пока затруднен, отмечаются внутренние содержательные противоречия самосознания (например, молодой человек может сказать о себе: «Я в своем представлении гений + ничтожество»), которые будут служить источником дальнейшего развития.

3. Устойчивость  образа «Я» со временем меняется. Взрослые описывают себя более  последовательно, чем юноши, подростки,  дети. Самоописание взрослых меньше зависит от ситуативных, случайных обстоятельств. Надо учесть еще тот факт, что личностные черты, из которых складывается образ «Я», обладают разной степенью устойчивости. Они могут изменяться, исчезать, могут развиваться другие черты (например, человек был застенчивым, а стал активным, общительным и т. д.).

4. Происходят  изменения в конкретизации, степени  значимости и отчетливости образа  «Я». Чем взрослее становится  человек, тем яснее он осознает  свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более  четко может объяснить особенности  своего поведения. С изменением  содержания образа «Я» меняется  степень значимости отдельных  его черт, на которых индивид  сосредоточивал внимание, например, в юношеском возрасте на первый  план выходят внешние проявления, в то время как для взрослых  приоритетными становятся внутренние  качества. Происходит осознание  своих переживаний, что может  сопровождаться повышенным вниманием  к себе, озабоченностью собой  и тем впечатлением, которое молодой  человек производит на окружающих. Следствием этих переживаний  является застенчивость, свойственная  многим юношам и девушкам.

2. Личность старшеклассника. Старший школьный возраст — пора юношества. Юность — это первый этап становления социально-нравственной зрелости личности. В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие социальной активности в учебной и различных видах общественной деятельности. Основными показателями развития социальной активности старшеклассников являются:

1) целенаправленность;

2) участие  в работе общественных организаций;

3) отношение  к учебной деятельности;

4) позиция  в коллективе или группе сверстников;

5) уровень  развития самосознания.

Для личности обретает ценность система определенно  ориентированных поступков, возрастает значимость функции самоконтроля, которая  срабатывает в различных по типу проблемных ситуациях. Юноша несет  ответственность не за отдельный  поступок, а за систему нравственно-мировоззренческих  ориентаций. К юношескому возрасту в общих чертах складывается интеллектуально-практический инструментарий, необходимый для  овладения сложными мировоззренческими понятиями.

Ранний юношеский  возраст — переломный для формирования целостного мировоззрения. Мышление старшеклассника  становится интимно-личностным. Формирование устойчивых установок — это преодоление  противоречия между усвоенными знаниями и имеющимся социальным опытом, которое  осуществляется через переход знаний в убеждения. Такой переход завершается  тогда, когда осознанные ценности становятся руководством в деятельности и общении. Однако мировоззренческие установки  еще недостаточно устойчивы. Таковыми они будут, когда превратятся  в систему деятельностно-поведенческих принципов.

Старшеклассник  вырабатывает осознанные моральные  принципы, которые имеют мировоззренческую  основу. Именно в юношеском возрасте начинается переход от конвенциональной (принятой) морали к автономной. Нравственные убеждения приобретают характер относительно завершенных и устойчивых системных образований, входящих в качестве важного компонента в мировоззрение личности. В этом же возрасте происходит образование личностно значимых принципов поведения. Эмоционально-нравственные отношения, выступая компонентом убеждений, согласуются с усвоенными ценностными ориентациями, с приобретенным старшеклассниками опытом сознательного самоуправления нравственным поведением. Проявление стабильных эмоционально-нравственных отношений свидетельствует о значимости для старшеклассников нравственных принципов, об их внутренней присвоенности.

 

В юности возникает  психологическая потребность в  теоретизировании. Мыслительная деятельность характеризуется активностью и  самостоятельностью. Старшеклассники  получают удовлетворение от самого процесса мышления, сознательно стремятся  к творчеству, ощущая радость от достигнутого (Н.С. Лейтес). Интеллектуальные процессы тесно связаны со становлением самосознания и устойчивого образа «Я». Образ «Я» — это социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: подсознательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.; поведенческий —

 т.е. практическое  отношение к себе, производное  от первых двух компонентов  (И.С. Кон).

В юношеском  возрасте завершается переход к  устойчивой мотивации, связанной с  будущей жизнедеятельностью . Процесс самовоспитания становится организованным. Расширяется временная перспектива. Формирование новой временной перспективы происходит не всегда гладко: различные отклонения в ее становлении влияют на самосознание и самоопределение юноши. Развитию временной перспективы сопутствуют отмеченные психологами различных школ характерные для ранней юности чувства одиночества и страха.

Качественный  скачок происходит и в развитии самосознания. На основе образа Я у юношей формируются  поведенческие конструкции, строятся отношения с окружающими. В то же время представления о себе нередко ситуативны и противоречивы. Есть основания полагать, что ситуативность, выходя из-под контроля механизмов саморегуляции, оказывает в отдельных случаях серьезное влияние на поведение старшеклассника.

Выделяются  два типа старшеклассников: самоуглубленный  тип и тип личности со слабо  выраженной интроспекцией — способностью к самонаблюдению. Юноши по сравнению  с подростками обнаруживают большую  экстравертированность (внешняя направленность личности), меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, большую эмоционально-нравственную устойчивость. Они значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков, у них выше уровень самоконтроля и саморегуляции.

Сильно выражено у старшеклассников чувство обособления. Говоря об обособлении личности в  ранней юности, имеют в виду несколько  уровней:

1) обособление  старшеклассников в составе возрастной  группы;

2) в составе  коллектива сверстников;

3) в рамках  неформальных объединений;

4) обособление  личности внутри коллектива и  группы (А.В. Мудрик).

Информация о работе Развития самосознания в раннем юношеском возрасте. Личность старшеклассника