Развивающее обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:21, доклад

Описание

Итак, с термином развивающее обучение не связываются какие-либо конкретные системы развивающего обучения. Это учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека. Процесс, направленный на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.docx

— 14.81 Кб (Скачать документ)

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня  школу, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и  стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним  ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие “развивающее обучение” существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.

Существует  два типа мышления: рассудочно-эмпирическое и теоретическое.

Эмпирическое  мышление - ориентация на внешние, чувственно воспринимаемые свойства. Обобщение, если оно выполняется на материале  многих задач, так же базируется на внешних признаках.

Теоретическое мышление - способ ориентации, обеспечивающий выделение всеобщего для этого  класса задач отношения (это первый, аналитический уровень обобщения).

В дальнейшем, по мере развития технологии развивающего обучения, на первый план вышло еще  одно понятие: учебная деятельность. А освоение учебной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, стало одной из главных  задач развивающего обучения, по крайней  мере, на уровне начальной школы.

В процессе обучения должна создаваться определенная система знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления, должна отрабатываться прогрессивная технология деятельности по получению и использованию знаний. Опираясь на такое представление о развивающем обучении, обратим внимание на некоторые особенности традиционного и развивающего обучения.

Известно  внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование - то, что остается у человека после  того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство  сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется  отрицать полезность образования в  достижении жизненных целей. Хорошее  образование помогает человеку ориентироваться  в новой для него ситуации и  находить в ней эффективные варианты деятельности. Способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом.

Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного объема фактов и алгоритмов, важнейшей задачей  образования развитие интеллектуальных возможностей человека.

Накопленные на сегодня знания позволяют утверждать, что уровень интеллекта определяется совершенством, прежде всего степенью структурированности и обобщенности, модели мира человека и степенью отработанности операций на этой модели. Иными словами, знания человека - это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка на ее базе когнитивных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях - основная задача образования.

По этому  признаку (знания как сумма, знания как система) можно выделить два  крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь спектр реализуемых практически: знаниясуммирующие и интеллектразвивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии).

Первый тип  ориентирован на накопление суммы знаний (данные и алгоритмы), во втором конкретные знания являются в первую очередь  средством формирования системы  знаний (модели мира) и отработки  на ней когнитивных операций.

В рамках суммирующих  технологий накопление конкретных знаний является целью обучения. Для развивающих  технологий конкретные знания являются, прежде всего, средством достижения главной цели - развития интеллектуальных возможностей человека. Ни в коей мере не отрицая необходимости и полезности конкретных знаний, мы лишь подчеркиваем, что процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и  совершенствовались интеллектуальные возможности человека. Именно такая  технология обучения и называется развивающей  технологией.

В суммирующих  технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Лозунг, доктрину суммирующих технологий можно  сформулировать так: мы дадим знания, а интеллект сам при этом сформируется. Но конкретные знания в большом объеме тормозят интеллектуальное развитие человека.

К сожалению, используемые в нашем образовании (дошкольном, школьном, вузовском) технологии в целом ближе к знаниясуммирующим, чем к интеллектразвивающим. И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые - насущная задача образования на всех уровнях. Кроме прочего, это будет вкладом и в оздоровление общества.

Итак, с термином развивающее обучение не связываются какие-либо конкретные системы развивающего обучения. Это учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека. Процесс, направленный на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы. Особенность технологии развивающего обучения заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учащих и учащихся. Методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия.


Информация о работе Развивающее обучение