Реализация андрагогической модели при обучении студентов заочного отделения фармацевтического факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:54, статья

Описание

Задача повышения качества образования поставлена в Национальной доктрине образования Российской Федерации и подразумевает государственную гарантию создания необходимых условий для полноценного качественного образования, с учётом интересов и способностей личности, и обеспечения достижения конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования. В Законе РФ "Об образовании" ответственность за повышение качества образования возлагается на образовательные учреждения (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.3, пп. 2).

Работа состоит из  1 файл

Реализация анд.мод..doc

— 42.00 Кб (Скачать документ)

РЕАЛИЗАЦИЯ    АНДРАГОГИЧЕСКОЙ  МОДЕЛИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ  ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО  ФАКУЛЬТЕТА

Волгоградский государственный медицинский университет

    Задача  повышения качества образования  поставлена в Национальной доктрине образования Российской Федерации и подразумевает государственную гарантию создания необходимых условий для полноценного качественного образования, с учётом интересов и способностей личности, и обеспечения достижения конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования.  В Законе РФ "Об образовании" ответственность за повышение качества образования возлагается на образовательные учреждения (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.3, пп. 2).

    Поэтому в вузах разрабатываются системы  управления качеством образования  студентов. Поскольку студенческие годы приходятся на период юности или ранней взрослости, то обучение и управление качеством его традиционно строится на педагогической модели. Анализ показывает, что обучение по времени и содержанию (в рамках учебного плана по специальности «Фармация») практически не отличается от подготовки специалистов-провизоров в ведущих высших учебных заведениях Европы. Обучение в Российской Федерации, как и за рубежом, продолжается 5 лет. Содержательная сторона учебных дисциплин и практик примерно такая же.

  Другая ситуация возникает когда предстоит обучать студентов заочного отделения ибо они обладают всеми основополагающими характеристиками, отличающими их от невзрослых обучающихся [1C.81], сочетают учёбу и работу, обычно более ответственны. Причём студенты-заочники сталкиваются с определёнными трудностями, обусловленными большим объёмом изучаемого материала и ограниченными временными рамками для его постижения. Поскольку качество образования можно рассматривать в виде совокупности двух взаимосвязанных процессов - качество преподавания и качество учения  и их результата, то представляется более целесообразным использовать андрагогическую модель обучения как резерв, который способен улучшить качество, как преподавания, так и учения  студентов заочного отделения.

 В научно-педагогической литературе работ, посвящённых совершенствованию организационно-методических  основ преподавания различных дисциплин, в том числе и на фармацевтическом факультете достаточно много, тогда как вопросы совершенствования процесса учения  в рамках андрагогической модели рассматриваются фрагментарно и лишь в единичных исследованиях затрагивают фармацевтическое образование.

    Цель  настоящей работы показать возможности  применения андрагогической модели при обучении биохимии студентов заочного отделения фармацевтического факультета. Экспериментальной площадкой  служила кафедра теоретической биохимии с курсом клинической биохимии Волгоградского государственного медицинского университета. Общий объем выборки составил – 175 человек (89  студентов III курса, обучающихся на заочном отделении фармацевтического факультета в 2009-2010 учебном году и     86 студентов III курса   в 2010-2011 учебном году).

    В соответствии с современной пятифакторной андрагогической моделью обучения пристальное внимание обращалось на социально-психологические установки обучающихся [6.,C.111]. Известно, что учебный процесс ориентирован на достижение государственных стандартов: в содержании образования преобладает опыт деятельности по известным способам, причём опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений (В.В. Краевский. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) функционирует в жестко нормированной системе и свобода выбора деятельности учащегося ограничивается требованиями учебных программ, регламентируется рамками занятий. Ситуативная профессиональная готовность отличается высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств. В то же время ситуативная психологическая готовность выступает следствием актуализации потенциальной готовности, опыт формирования которой  закладывается в учебной деятельности. Поэтому студенту заочного отделения, будущему провизору при первом появлении на кафедре даётся установка научиться осознавать себя субъектом учебного процесса (а при осознании – повышать собственную субъектность). Студент – не пассивный индивид, обучаемый преподавателями, а, прежде всего активная личность, которая хочет, может и обучается сама во взаимодействии, как с профессорско-преподавательским составом вуза, так и со всеми факторами, влияющими на этот процесс. Самосознание студента-заочника ориентируется преподавателем на формирование профессионально-субъектной позиции студента медицинского вуза в соответствии с образовательной технологией разработанной на кафедре биохимии [4], с использованием для этого возможности самостоятельной работы по дисциплине [3]. Важно, что студенту не только объясняют его роль в формировании профессионально-субъектной позиции, но предоставляют необходимое методическое обеспечение.

    Жизненный опыт, в том числе профессиональный помогает студентам –заочникам осознать смысл своего учения и служит одним из источников обучения. По утверждению В. Франкла, основная задача образования состоит в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы. Осуществляя смысл, человек реализует себя. Характер мотивации учения  и особенности личности рассматривают как показатели качества образования.  Мы использовали методику диагностики направленности учебной мотивации, предложенную Т.Д. Дубовицкой [5] и выяснили, что в целом у студентов фармацевтического факультета внешняя мотивация к изучению биохимии преобладает, хотя и незначительно (2,5%). В то же время количество студентов с высокой внутренней мотивацией к изучению предмета выше на 6,8%  у студентов заочного отделения по сравнению со студентами очного отделения. При этом число студентов с низкой внутренней мотивацией на очном и заочном отделении примерно равное – соответственно 3,3%  и 3,1% .

    Студенты  заочного отделения, если они уже работают в сфере будущей профессии, то имеют возможность сопоставить требования Государственного образовательного стандарта и  потребности практической фармации, применять свои знания и умения на рабочем месте. Студентам даются задания на обнаружение в образовательной среде возможностей для презентации знаний по биохимии. Поскольку человек только при самостоятельной деятельности может стать компетентным, мы ориентируем студентов использовать средовые события для приращения профессиональной компетентности, учиться преобразовывать учебную ситуацию в ситуацию профессионально-личностного развития. Личность провизора, разные ее грани, будут востребованы в разных сферах профессиональной деятельности. Через образ жизни среда способна формировать личностный тип, присущий профессии, в данном случае, провизора, и в то же время развивать личностную индивидуальность.

    Основным  для студентов заочного отделения становится организация рациональной самостоятельной работы с ориентацией на своё профессионально-личностное развитие. Мы рекомендуем начинать изучение новой дисциплины с: 1) определения всех возможных и необходимых для изучения дисциплин текущего семестра информационных источников; 2) выявления межпредметных связей дисциплин химического профиля (для этой цели советуем ознакомиться с соответствующим учебным пособием [1]); 3) организации самостоятельной работы [2]; 4) определения для себя профессионально значимых личностных качеств, которые можно развить, изучая данный предмет.

    Переход в обучении студентов заочного отделения на андрагогическую модель стал возможным лишь после внимательного ознакомления преподавателей с андрагогикой и внесения изменений в технику педагогического общения со студентами и в методику преподавания. Результаты обучения биохимии на основе андрагогической модели свидетельствуют о необходимости её применения  у студентов заочного отделения фармацевтического факультета.

Литература

1. Артюхина А.И. Технология организации самостоятельной работы студентов по биохимии: Методическое пособие для преподавателей биохимии. Волгоград – 2006.- 76с.

2. Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Складановская Н.Н. Образовательная среда как ресурс качества образования (межпредметные связи курса биохимии  c дисциплинами химического профиля). Учебное пособие для студентов заочного отделения фармацевтического факультета. Волгоград-2006.-  125 с.

3. Бондаренко Е.В. Формирование профессионально-субъектной позиции в самостоятельной работе студентов медицинского вуза: Учебное пособие - Волгоград: Изд-во ВолГМУ.-2011.-125с.

4. Бондаренко Е.В., Артюхина А.И. Технология формирования профессионально-субъектной позиции у студентов медицинского вуза: Учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских вузов.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ.-2011.-100с.

5. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / // Психологическая наука и образование, 2002, №2.-С.42-45

6. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых.- М.: ПЕР СЭ, 2007.- 272 с.

Информация о работе Реализация андрагогической модели при обучении студентов заочного отделения фармацевтического факультета