Родителям о чтении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:11, доклад

Описание

Большая роль семьи в руководстве чтением признавалась всегда, но сегодня в условиях господства электронной культуры она становится судьбоносной по двум причинам: во-первых, природный механизм восприятия книги складывается у ребенка в первые годы жизни, которые протекают в семье. А во-вторых, семья, являясь главным воспитателем, формирует школу жизненных ценностей, одна из которых – чтение как само по себе, так и в качестве средства достижения фундаментальных целей – формирования человека и укрепления семьи как первоосновы страны и общества.

Работа состоит из  1 файл

Родителям о чтении.docx

— 19.93 Кб (Скачать документ)

 

Родителям о чтении

 

Большая роль семьи в руководстве чтением  признавалась всегда, но сегодня в  условиях господства электронной культуры она становится судьбоносной по двум причинам: во-первых, природный механизм восприятия книги складывается у  ребенка в первые годы жизни, которые  протекают в семье. А во-вторых, семья, являясь главным воспитателем, формирует школу жизненных ценностей, одна из которых – чтение как  само по себе, так и в качестве средства достижения фундаментальных  целей – формирования человека и  укрепления семьи как первоосновы  страны и общества.

Если  ребенку с первых лет жизни  постоянно поют песенки, читают стихи  и показывают картинки,  то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игр. Он уже умеет принимать систему  образов с листа, и другие системы  образов не заслоняют, а лишь дополняют  его мир.

Зачем человеку необходимо чтение?

В последнее  время положение чтения в нашем  обществе снижается. С развитием  модернизации чтение утрачивает статус самого престижного занятия. Это  общенациональная проблема, от которой  зависит духовное здоровье нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от не читателей  в своем интеллектуальном развитии. Первые способны мыслить в категории  проблем, схватывать целое и устанавливать  противоречивую связь явлений, более  адекватно оценивать ситуацию, быстрее  находить правильные решения, иметь  большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть  речью. Они точнее формулируют, свободнее  пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более  критичны, самостоятельны в суждениях  и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально  ценного человека.

Чтение –  это всегда творчество, если нет  творчества – нет и чтения. Широко распространенная в наше время нелюбовь к чтению – результат дефекта  воображения, не способного воссоздать слова в образе, что противоестественно для детей, потому что природа  не случайно сделала воображение  самой сильной стороной детской  психики как гаранта творческого  развития

Книга будит эмоции. Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Подростки начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки» - говорят обычно. Нет правильнее всего – от эмоционального «голода».

Чтение повышает интеллект  и помогает в учебе. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям.

Благодаря книге человек лучше  понимает людей. Читая художественную литературу, дети учатся разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, отличать существенное от второстепенного, устанавливать связь между психологией персонажей и окружающей действительностью

Как приобщить ребенка  к чтению?

Если  вы хотите приобщить ребенка к  чтению книг, то скупать оптом все книжные развалы не стоит. Лучше выяснить какое «чтиво» привлекает вашего сына или дочь. Кому-то нравится фантастика, кому-то — журналы. Ведь люди читают не просто для того, чтобы складывать букву к букве, а чтобы получить нужную именно им информацию. А потребность в чтении человек сам в себе не формирует. Это делает его окружение. Что вложили, то и получите! И если папа предпочитает только спортивные газеты, а мама любому чтению предпочитает телевизионные сериалы, неужели вы думаете, что ребенок будет читать классику?

Если вы хотите, чтобы ребенок  читал классику и книги, которые  заставляют думать, вам придется потрудиться. Для начала нужно забыть о комиксах и журналах с наклейками. Насильно заставлять брать книгу не надо. Надо ее читать, как можно больше и чаще вместе с детьми, заражать их своей любовью к слову, устраивать семейные чтения и сделать их традицией. Читайте вслух ребенку детскую  «классику». Попробуйте читать при  зажженных свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах и памяти надолго остаются неповторимые впечатления. Что главное в чтении вслух? Это  момент, когда вы принадлежите друг другу. Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда чтения, со временем придет.

Телевизор – друг или враг?

 Книга заставляет наш мозг, нашу фантазию работать. Читая  «Войну и мир», мы должны делать  усилия для того, чтобы представить  себе образ Болконского, скажем, Пьера, других персонажей. Телевизор  в отличие от книги подает  информацию в другой форме.  Поэтому нам не всегда нравится  экранизация какого-то художественного  произведения.

Но нынешняя упаковка информации другая. Она обязательно  яркая, сильная, красочная, с движением. Она воздействует не столько на мой  мозг, сколько на мои ощущения, на мои чувства. Мне кажется, что  я, действительно, видел то, что смотрю по телевизору. На самом деле, я вижу то, что мне хочет показать оператор, режиссер и владелец компании. Понимаете? Это очень сильный способ воздействия. Есть в Америке даже такой термин сейчас у серьезных людей, который  называется «АDD». Что означает - беспорядок дефицита внимания (Attention Defecit Disorder). Вот привыкнув к этой новой подаче информации, дети испытывают очень большую трудность, читая книги. Не потому что они ленятся, не потому что они стали плохими, а просто потому, что их приучили к другой упаковке информации. С этим надо бороться. Когда, привыкнув к телевизору, а к телевизору все привыкают, дети начинают уже отбиваться от книги. Задача родителей не оттаскивать ребенка от телевизора, это бессмысленно. Но при этом сделать все возможное, чтобы у него не было этого ADD. Чтобы у него не было этой болезни дефицита внимания. Надо специально обучать чтению.

Бесконтрольное и неразумное использование  телевизора разрушает  в мозге  ребенка созданный природой механизм познания. Младенцу включали телевизор, и родители радовались, что мальчик  часами сидел у телевизора и не беспокоил, не мешал им. Однако к 4-5 годам  они увидели, что сын не может  сосредоточиться на книге и слушать  чтение, он не хочет, чтобы ему рассказывали сказки, потому что для восприятия ему нужна движущаяся картинка. А  это уже дефект познания, разбалансированность восприятия зрительного и слухового, наконец, слабость воли: читая или  слушая чтение, надо потрудиться, напрячь  мысль, воображение, а телевизор  дает готовенькое, только глотай.

Является ли компьютер помехой  чтению?

 Прогресс трудно, просто невозможно остановить. Это неоспоримый факт. Другое дело, что эти процессы — освоение современных технических средств и чтение — должны идти параллельно и взаимно дополнять друг друга. Ведь книга перестала быть единственным источником информации. Если раньше, для того чтобы что-то узнать о животных, нужен был большой том Брэма, то сейчас можно обратиться к Интернету или к соответствующей телевизионной программе.

Мышление  ребенка развивает все вокруг. И чем больше разных видов и  способов получения информации, тем  для интеллекта лучше. Открываются, что называется все сенсорные  входы. Ребенок ощущает, анализирует  увиденное, услышанное. Книга, к примеру, не передает цвета, запаха. А вот то, что очень приличный процент младших школьников так и не умеет хорошо читать — правда. Это приводит к тому, что в девятом классе у половины школьников трудности с восприятием текстовой информации. А если ребенок не понимает сути прочитанного, то вполне естественно, что он никогда не полюбит книги. Хорошо, если он попытается добыть необходимую ему информацию другим путем: через телевидение, аудиокассеты или радио.


Информация о работе Родителям о чтении