Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:11, доклад
Большая роль семьи в руководстве чтением признавалась всегда, но сегодня в условиях господства электронной культуры она становится судьбоносной по двум причинам: во-первых, природный механизм восприятия книги складывается у ребенка в первые годы жизни, которые протекают в семье. А во-вторых, семья, являясь главным воспитателем, формирует школу жизненных ценностей, одна из которых – чтение как само по себе, так и в качестве средства достижения фундаментальных целей – формирования человека и укрепления семьи как первоосновы страны и общества.
Родителям о чтении
Большая
роль семьи в руководстве чтением
признавалась всегда, но сегодня в
условиях господства электронной культуры
она становится судьбоносной по двум
причинам: во-первых, природный механизм
восприятия книги складывается у
ребенка в первые годы жизни, которые
протекают в семье. А во-вторых,
семья, являясь главным воспитателем,
формирует школу жизненных
Если ребенку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игр. Он уже умеет принимать систему образов с листа, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир.
Зачем человеку необходимо чтение?
В последнее время положение чтения в нашем обществе снижается. С развитием модернизации чтение утрачивает статус самого престижного занятия. Это общенациональная проблема, от которой зависит духовное здоровье нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от не читателей в своем интеллектуальном развитии. Первые способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Чтение –
это всегда творчество, если нет
творчества – нет и чтения. Широко
распространенная в наше время нелюбовь
к чтению – результат дефекта
воображения, не способного воссоздать
слова в образе, что противоестественно
для детей, потому что природа
не случайно сделала воображение
самой сильной стороной детской
психики как гаранта
Книга будит эмоции. Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Подростки начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки» - говорят обычно. Нет правильнее всего – от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект и помогает в учебе. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям.
Благодаря книге человек лучше понимает людей. Читая художественную литературу, дети учатся разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, отличать существенное от второстепенного, устанавливать связь между психологией персонажей и окружающей действительностью
Как приобщить ребенка к чтению?
Если вы хотите приобщить ребенка к чтению книг, то скупать оптом все книжные развалы не стоит. Лучше выяснить какое «чтиво» привлекает вашего сына или дочь. Кому-то нравится фантастика, кому-то — журналы. Ведь люди читают не просто для того, чтобы складывать букву к букве, а чтобы получить нужную именно им информацию. А потребность в чтении человек сам в себе не формирует. Это делает его окружение. Что вложили, то и получите! И если папа предпочитает только спортивные газеты, а мама любому чтению предпочитает телевизионные сериалы, неужели вы думаете, что ребенок будет читать классику?
Если вы хотите, чтобы ребенок читал классику и книги, которые заставляют думать, вам придется потрудиться. Для начала нужно забыть о комиксах и журналах с наклейками. Насильно заставлять брать книгу не надо. Надо ее читать, как можно больше и чаще вместе с детьми, заражать их своей любовью к слову, устраивать семейные чтения и сделать их традицией. Читайте вслух ребенку детскую «классику». Попробуйте читать при зажженных свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах и памяти надолго остаются неповторимые впечатления. Что главное в чтении вслух? Это момент, когда вы принадлежите друг другу. Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда чтения, со временем придет.
Телевизор – друг или враг?
Книга заставляет наш мозг,
нашу фантазию работать. Читая
«Войну и мир», мы должны делать
усилия для того, чтобы представить
себе образ Болконского,
Но нынешняя упаковка информации другая. Она обязательно яркая, сильная, красочная, с движением. Она воздействует не столько на мой мозг, сколько на мои ощущения, на мои чувства. Мне кажется, что я, действительно, видел то, что смотрю по телевизору. На самом деле, я вижу то, что мне хочет показать оператор, режиссер и владелец компании. Понимаете? Это очень сильный способ воздействия. Есть в Америке даже такой термин сейчас у серьезных людей, который называется «АDD». Что означает - беспорядок дефицита внимания (Attention Defecit Disorder). Вот привыкнув к этой новой подаче информации, дети испытывают очень большую трудность, читая книги. Не потому что они ленятся, не потому что они стали плохими, а просто потому, что их приучили к другой упаковке информации. С этим надо бороться. Когда, привыкнув к телевизору, а к телевизору все привыкают, дети начинают уже отбиваться от книги. Задача родителей не оттаскивать ребенка от телевизора, это бессмысленно. Но при этом сделать все возможное, чтобы у него не было этого ADD. Чтобы у него не было этой болезни дефицита внимания. Надо специально обучать чтению.
Бесконтрольное и неразумное использование телевизора разрушает в мозге ребенка созданный природой механизм познания. Младенцу включали телевизор, и родители радовались, что мальчик часами сидел у телевизора и не беспокоил, не мешал им. Однако к 4-5 годам они увидели, что сын не может сосредоточиться на книге и слушать чтение, он не хочет, чтобы ему рассказывали сказки, потому что для восприятия ему нужна движущаяся картинка. А это уже дефект познания, разбалансированность восприятия зрительного и слухового, наконец, слабость воли: читая или слушая чтение, надо потрудиться, напрячь мысль, воображение, а телевизор дает готовенькое, только глотай.
Является ли компьютер помехой чтению?
Прогресс трудно, просто невозможно остановить. Это неоспоримый факт. Другое дело, что эти процессы — освоение современных технических средств и чтение — должны идти параллельно и взаимно дополнять друг друга. Ведь книга перестала быть единственным источником информации. Если раньше, для того чтобы что-то узнать о животных, нужен был большой том Брэма, то сейчас можно обратиться к Интернету или к соответствующей телевизионной программе.
Мышление ребенка развивает все вокруг. И чем больше разных видов и способов получения информации, тем для интеллекта лучше. Открываются, что называется все сенсорные входы. Ребенок ощущает, анализирует увиденное, услышанное. Книга, к примеру, не передает цвета, запаха. А вот то, что очень приличный процент младших школьников так и не умеет хорошо читать — правда. Это приводит к тому, что в девятом классе у половины школьников трудности с восприятием текстовой информации. А если ребенок не понимает сути прочитанного, то вполне естественно, что он никогда не полюбит книги. Хорошо, если он попытается добыть необходимую ему информацию другим путем: через телевидение, аудиокассеты или радио.