Роль дошкольного образования в коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Дошкольное обучение играет большую роль в коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями.

Умственное развитие является составной частью социализации. Называя первые семь лет жизни ребенка периодом его “очеловечивания”, А. Н. Леонтьев особо подчеркивал важность именно дошкольного возраста в развитии человеческой личности: в этот период ребенок овладевает необходимыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности и, что очень важно, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа).

Работа состоит из  1 файл

Глава 3 Роль ДО.docx

— 24.77 Кб (Скачать документ)

      Глава 3. Роль дошкольного образования в коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями 

      Дошкольное обучение играет большую роль в коррекции  ребенка с особыми образовательными потребностями.

      Умственное  развитие является составной частью социализации. Называя первые семь лет жизни ребенка периодом его  “очеловечивания”, А. Н. Леонтьев особо  подчеркивал важность именно дошкольного  возраста в развитии человеческой личности: в этот период ребенок овладевает необходимыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к  продуктивным видам деятельности и, что очень важно, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа)[23].

      Именно в дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительную часть личного опыта ориентации в окружающем мире, в его сознании составляется сравнительно полная картина мира, понимание бытового, предметного окружения, различных явлений природы, общественных событий, отношений, которые существуют между людьми, он начинает осознавать себя и своё место в этом мире. На основе этой ориентации у ребёнка возникает соответствующее отношение к окружающим предметам, к природе, к людям, к самому себе, к искусству. Эта система отношений – моральных, этических, эстетических – приобретает определённую стабильность (хорошо – плохо, нравится – не нравится, можно – нельзя), она определяет, как ведёт себя ребёнок в той или иной ситуации, выполняет ли те или другие задания, поручения. Всё это даёт основания для того, чтобы даже маленького ребёнка, в период, когда у него только складывается внутренний мир, который в дальнейшем должен продолжать развиваться и совершенствоваться, считать личностью [24]. Нужно не упустить этот момент, и направить ребенка в нужное русло… Но, как это часто бывает, у родителей немного времени для малыша, они заняты домашними делами, работой. А ребенку надо познавать мир! И если этот ребенок с особыми потребностями, он требует гораздо большего внимания.

      Психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия врастания ребенка в культуру, страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества.

      Возникает объективная потребность в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для врастания в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального опыта.

      Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (говоря современным языком «реализация особых образовательных потребностей») осуществляются в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного[6].

      Отличительной  особенностью  системы  коррекционно-развивающего  обучения  в детском  саду   является  организация  работы  специалистов  и  педагогов  на  основе  принципов  комплексного  междисциплинарного  подхода, единства  диагностики  и   коррекции,  преемственности   в  работе.

      Образовательно-воспитательный  процесс  выстраивается  и  осуществляется  на  основе  конкретных  образовательных  задач  с  учетом  психофизических, индивидуальных  и  возрастных  особенностей  и  возможностей  детей  с  ООП. Специалисты  и  педагоги  детского  сада  обеспечивают  коррекционно-педагогическое  сопровождение, осуществляют  коррекцию  нарушений  умственного, речевого, эмоционального  развития, стимулируя  и  обогащая  образование  детей  во  всех  видах  детской  деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной, читательской  (слушательской), создавая  благоприятную  комфортную  среду, методически  грамотно  выстраивая  педагогический  процесс, осуществляя  текущее  и  перспективное  планирование [25].

      Особую социальную и педагогическую значимость имеет внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоение программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.

      Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается её результат [26]. Отсутствие же своевременной коррекции недостатков мыслительной деятельности приводит к усугублению искажения процесса психического развития ребенка. А.В. Запорожец, уделявший огромное внимание вопросам специальной психологии и педагогики, говорил, что знание отклонений дает возможность лучше понять закономерности нормального развития и на этой основе разрабатывать более эффективные методики обучения [23].

      Воспитание  и развитие ребёнка как личности происходит в его деятельности. Поэтому  в воспитательном процессе необходимо создавать все условия для  разнообразных занятий, которые  имеют характер какой-либо деятельности, и особенно заботиться о своевременном  овладении ребёнком теми видами деятельности, которые наиболее характерны для  его возрастной группы. Воспитание и обучение достигает своего развивающего воздействия при условии умелого педагогического руководства и знаний возрастных особенностей развития ребёнка [27].

      Чтобы  правильно  определить  содержание  коррекционной   работы в детском саду,  необходимо увязать коррекцию со  всеми основными компонентами  системы  образования.

      Сам  термин  «образование»  и  сущность  этого  процесса  во   многих исследованиях  трактуются  неоднозначно.  Но  наиболее  полное   определение понятию «образование» дал В.С. Леднев, в котором показал  и  структуру  этого понятия: «Образование-это общественно  организуемый  и  нормируемый  процесс постоянной  передачи  предшествующими  поколениями   последующим   социально значимого   опыта,   представляющий   собой   в    онтогенетическом    плане биосоциальный   процесс   становления    личности.    В    этом    процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных  структурных аспекта:   познавательный,   обеспечивающий   усвоение   опыта    личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и  умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».

      Таким образом,  образование  включает  в  себе  три  основные  части: обучение, воспитание и  развитие. Обучение  непосредственно  направлено  на усвоение  учащимися  опыта, а воспитание и развитие   осуществляются опосредованно.  Все  три  процесса  -  воспитание,  обучение  и  развитие  – выступают  едино,   органично   связаны   друг   с   другом,   и   выделять, разграничивать их практически невозможно.

      Во  многих  работах  по  дефектологии   и   специальной   педагогике, коррекцию, как правило,  связывают  чаще  всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление  вторичных  отклонений  в развитии детей с ограниченными возможностями. Но когда говорят о коррекционно – педагогической работе, то  она  не  может  вычлениться  из   триединой  схемы  образования: обучение, воспитание, развитие.

      В  практическом  осуществлении  учебно  – воспитательной  работы  во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально  организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать  вне  коррекционного обучения и воспитания.

      Поскольку развитие  учащихся  осуществляется  в  ходе  обучения  и  в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет  присутствовать  в этой  деятельности.  Следовательно,  специальное,  так  же  как   и   общее, образование триедино и состоит из  коррекционного  обучения,  коррекционного воспитания и коррекционного развития.

      Коррекционное  обучение  –  усвоение  знаний  о  путях  и   средствах преодоления  недостатков  психического  и  физического   развития   и усвоения способов применения полученных знаний.

      Коррекционное  воспитание  –  воспитание  типологических  свойств   и качеств  личности,  инвариантных  предметной  специфике  деятельности (познавательной,   трудовой,   эстетической   и   др.),   позволяющих адаптироваться в социальной среде.

      Коррекционное  развитие  –  исправление   (преодоление)   недостатков умственного и физического развития, совершенствование  психических  и физических функций, сохранной  сенсорной  сферы  и  нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

      Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то  мере  развивают, что и  относится  и  к  коррекционным  процессам.  Вместе  с  тем  коррекция развития не  сводится  только  к  усвоению  знаний  и  навыков.  В  процессе специального обучения  перестраиваются  психические  и  физические  функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

      В ходе коррекционного развития накапливаются  и изменяются состояние и свойства личности по мере  того,  как  происходит  усвоение  ею социального опыта. В  ходе  коррекционной  работы  развиваются  умственная,  физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать  свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

      Соотношение  коррекционных   компонентов   (обучения,   воспитания   и развития) выражено в схеме, предложенной  В.С.Леднёвым.  В схеме обучения, воспитания и развития  показаны  в  виде  трёх  пересекающихся  окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой[28].

      Максимально возможная реализация особых образовательных  потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования [6].

Информация о работе Роль дошкольного образования в коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями