Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:44, курсовая работа
Дошкольное обучение играет большую роль в коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями.
Умственное развитие является составной частью социализации. Называя первые семь лет жизни ребенка периодом его “очеловечивания”, А. Н. Леонтьев особо подчеркивал важность именно дошкольного возраста в развитии человеческой личности: в этот период ребенок овладевает необходимыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности и, что очень важно, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа).
Глава
3. Роль дошкольного образования в коррекции
ребенка с особыми образовательными потребностями
Дошкольное обучение играет большую роль в коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями.
Умственное развитие является составной частью социализации. Называя первые семь лет жизни ребенка периодом его “очеловечивания”, А. Н. Леонтьев особо подчеркивал важность именно дошкольного возраста в развитии человеческой личности: в этот период ребенок овладевает необходимыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности и, что очень важно, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа)[23].
Именно в дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительную часть личного опыта ориентации в окружающем мире, в его сознании составляется сравнительно полная картина мира, понимание бытового, предметного окружения, различных явлений природы, общественных событий, отношений, которые существуют между людьми, он начинает осознавать себя и своё место в этом мире. На основе этой ориентации у ребёнка возникает соответствующее отношение к окружающим предметам, к природе, к людям, к самому себе, к искусству. Эта система отношений – моральных, этических, эстетических – приобретает определённую стабильность (хорошо – плохо, нравится – не нравится, можно – нельзя), она определяет, как ведёт себя ребёнок в той или иной ситуации, выполняет ли те или другие задания, поручения. Всё это даёт основания для того, чтобы даже маленького ребёнка, в период, когда у него только складывается внутренний мир, который в дальнейшем должен продолжать развиваться и совершенствоваться, считать личностью [24]. Нужно не упустить этот момент, и направить ребенка в нужное русло… Но, как это часто бывает, у родителей немного времени для малыша, они заняты домашними делами, работой. А ребенку надо познавать мир! И если этот ребенок с особыми потребностями, он требует гораздо большего внимания.
Психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия врастания ребенка в культуру, страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества.
Возникает
объективная потребность в
Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (говоря современным языком «реализация особых образовательных потребностей») осуществляются в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного[6].
Отличительной особенностью системы коррекционно-развивающего обучения в детском саду является организация работы специалистов и педагогов на основе принципов комплексного междисциплинарного подхода, единства диагностики и коррекции, преемственности в работе.
Образовательно-
Особую социальную и педагогическую значимость имеет внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоение программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.
Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается её результат [26]. Отсутствие же своевременной коррекции недостатков мыслительной деятельности приводит к усугублению искажения процесса психического развития ребенка. А.В. Запорожец, уделявший огромное внимание вопросам специальной психологии и педагогики, говорил, что знание отклонений дает возможность лучше понять закономерности нормального развития и на этой основе разрабатывать более эффективные методики обучения [23].
Воспитание и развитие ребёнка как личности происходит в его деятельности. Поэтому в воспитательном процессе необходимо создавать все условия для разнообразных занятий, которые имеют характер какой-либо деятельности, и особенно заботиться о своевременном овладении ребёнком теми видами деятельности, которые наиболее характерны для его возрастной группы. Воспитание и обучение достигает своего развивающего воздействия при условии умелого педагогического руководства и знаний возрастных особенностей развития ребёнка [27].
Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в детском саду, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования.
Сам термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию «образование» дал В.С. Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование-это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».
Таким образом, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно.
Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями. Но когда говорят о коррекционно – педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.
В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.
Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.
Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С.Леднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой[28].
Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования [6].