Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:32, статья
Проблема трудоустройства выпускников, имеющая острый социальный характер, и связанная с ней проблема дефицита отраслей экономики в кадрах квалифицированных специалистов сегодня являются факторами, сдерживающими темпы развития экономики. Острота этих проблем отчётливо понимается руководителями различных уровней управления образованием и реальной экономикой и находит отражение в решениях форумов промышленников и предпринимателей, предъявляющих сегодня повышенные требования к высшей школе.
Роль конкурентной образовательной среды в повышение качества образования
Проблема трудоустройства выпускников, имеющая острый социальный характер, и связанная с ней проблема дефицита отраслей экономики в кадрах квалифицированных специалистов сегодня являются факторами, сдерживающими темпы развития экономики. Острота этих проблем отчётливо понимается руководителями различных уровней управления образованием и реальной экономикой и находит отражение в решениях форумов промышленников и предпринимателей, предъявляющих сегодня повышенные требования к высшей школе.
Выпускники должны знать основы российского законодательства, а часто и международного права. Новые реалии требуют от них и более ярких личностных качеств, для развития которых требуется формирование в вузе соответствующей социокультурной среды.
В производственных отраслях экономики, в науке, образовании профессиональные качества выпускников ценятся выше их личностных качеств, а в непроизводственных отраслях экономики приоритет отдаётся личностным качествам выпускников. При этом в последние годы развитию личностных качеств студентов и выпускников придаётся всё большее значение.
Поэтому для того, чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда и их успешную профессиональную деятельность, вузам необходимо прививать студентам умения и навыки в решении широкого круга вопросов в сфере своей будущей профессиональной деятельности, а также развивать их личностные качества. В противном случае в условиях современной рыночной экономики при возрастающей конкуренции предприятий на рынках товаров, продуктов интеллектуального труда и услуг выпускники вузов будут испытывать всё возрастающие со временем трудности с трудоустройством, а их успешная профессиональная деятельность на многих предприятиях может стать вообще невозможной [1,с.180].
В современных социально-экономических условиях предприятия вынуждены конкурировать друг с другом не только за рынки сбыта своей продукции, услуг и за источники ресурсов для своего развития, но и всё чаще за наиболее квалифицированные кадры специалистов. И от того, насколько эффективно они решают проблему привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития своего кадрового потенциала зависят темпы их экономического развития, а зачастую и само их выживание в условиях конкурентной борьбы друг с другом.
Вузы также конкурируют друг с другом на рынке образовательных программ, и от того, насколько успешно они решают проблему эффективного (отвечающее профилю полученной в вузе специальности и их личным запросам) трудоустройства выпускников, зависят их рейтинг у абитуриентов и их родителей, возможность принять на обучение наиболее подготовленных абитуриентов, развитие внебюджетных форм подготовки специалистов и, в конечном счёте, экономическое благополучие вузов [2, с.14].
Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников и обеспечения предприятий региона кадрами квалифицированных специалистов зависит от многих факторов, в том числе от:
▫ качества подготовки специалистов в вузах,
▫ развития программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития промышленности и экономики в целом,
▫ структуры и объёма подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствия текущей и перспективной потребности в них реальной экономики,
▫ обучения навыкам предпринимательства, развития в вузах малых и средних предприятий,
▫ развития процессов интеграции деятельности вузов, других учреждений профессионального образования и предприятий в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов, включая развитие целевых форм подготовки специалистов, программ совместной (предприятий и вузов) послевузовской профессиональной подготовки молодых специалистов, создание региональных и межрегиональных образовательных кластеров, развитие непрерывных форм подготовки специалистов и др.
▫ профориентации студентов для работы на предприятиях и воспитания у них востребованных рынком труда личностных качеств,
▫ развития студенческой инициативы в сфере профориентации студентов, трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда,
▫ адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях, развития наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов,
▫ создания условий для самореализации молодёжи, поддержки молодёжных инициатив, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов и т.д.
Взаимная заинтересованность вузов и предприятий в решении проблем обеспечения региональной экономики и трудоустройства выпускников стимулирует вузы и предприятия к взаимодействию и к развитию интеграционных процессов по всему комплексу вопросов, связанных с формированием у молодых специалистов качеств, востребованных рынком труда, в том числе и по вопросам профориентации студентов и трудоустройства выпускников [3, с.78].
Таким образом, проблемы трудоустройства выпускников и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие вузов и предприятий. Эти проблемы приобретают для них не только социально-политический, но и реальный экономический характер, так как от их решения напрямую зависят не только их конкурентоспособность и темпы экономического, технологического, инновационного развития, а зачастую и их жизнеспособность. Не случайно вопросы привлечения квалифицированных специалистов, организации систематической работы с кадрами, повышения их профессионального уровня находятся в центре внимания у руководителей предприятий, а вопросы трудоустройства выпускников – у руководителей вузов и органов управления образованием.
Однако укрепление и развитие долгосрочных отношений между вузами и предприятиями, хотя и позволяет значительно снизить социальную напряженность в сфере трудоустройства и занятости молодёжи, но не снимает эту проблему окончательно. Поэтому другой не менее важной задачей региональной системы трудоустройства выпускников является развитие многосторонних отношений вузов и предприятий региона в сфере трудоустройства выпускников, решающих проблему собственного трудоустройства самостоятельно на свободном рынке труда. В настоящее время в регионах страны решение проблем их трудоустройства связывается с расширением двусторонних отношений сотрудничества предприятий и вузов, а также через кадровые агентства и центры занятости населения. С этой целью вузы и предприятия проводят Дни открытых дверей, организуют ознакомительные экскурсии студентов на предприятия, проводят презентации предприятий. Они также проводят различные конкурсы и тестирование студентов и выпускников, Ярмарки вакансий, Ярмарки выпускников, Дни карьеры, выставки, осуществляют выпуск различных информационных изданий для выпускников и работодателей, в том числе сборники «Лучшие выпускники вуза», «Лучшие выпускники города», размещают информацию о вакансиях на информационных щитах вуза, в вузовских СМИ и на их Интернет-сайтах, организуют программы временной занятости и стажировок студентов и т.д. В вузах для студентов организуется проведение учебных занятий и тренингов эффективного поведения в ситуациях трудоустройства и адаптации к условиям рынка труда, по основам предпринимательства (с привлечением специалистов предприятий и организаций), а также осуществляется разработка и издание соответствующих учебно-методических пособий и обеспечение ими студентов.
Список используемой литературы
1. Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие. М.: ЮНИТИ 2001.
2. Золотухина Е.С. Повышение конкурентоспособности Вуза на рынке образовательных услуг. Новосибирск. Новосибирская государственная академия экономики и управления. 2001.
3. Справочник «Социально-экономические проблемы России» С.П. Норма, 2001.
Информация о работе Роль конкурентной образовательной среды в повышение качества образования