2.
Факторы, влияющие на
формирование авторитета
родителей Воспитательное
воздействие авторитет
родителей на детей
оказывается наиболее
эффективным при наличии
определенных условий.
Авторитет и личный
пример родителей.
Под
авторитетом следует
понимать глубокое
уважение детьми родителей,
добровольное и сознательное
выполнение их требований,
стремление подражать
им во всем и прислушиваться
к их советам. На авторитете
основана вся сила педагогического
влияния родителей на
детей. Но он не дается
от природы, не создается
искусственно, не завоевывается
страхом, угрозами, а
вырастает из любви
и привязанности к родителям.
С развитием сознания
авторитет закрепляется
или постепенно снижается
и отражается в поведении
детей. Воспитательная
сила личного примера
родителей обусловлена
психологическими особенностями
детей дошкольного возраста:
подражательностью
и конкретностью мышления.
Дети безотчетно склонны
подражать и хорошему,
и плохому, больше следовать
примерам, чем нравоучениям.
Поэтому так важен требовательный
контроль родителей
за своим поведением,
которое должно служить
детям образцом для
подражания.
Положительное
влияние примера
и авторитета родителей
усиливается,
если нет расхождений
в словах и поступках
родителей, если требования,
предъявляемые к детям,
едины, постоянны и последовательны.
Только дружные и согласованные
действия дают необходимый
педагогический эффект.
Важным в создании авторитета
является также уважительное
отношение родителей
к окружающим людям,
проявление к ним внимания,
потребность оказывать
помощь.
Авторитет родителей
во многом зависит и
от отношения к детям,
от интереса к их жизни,
к их маленьким делам,
радостям и печалям.
Дети уважают тех родителей,
которые всегда готовы
их выслушать и понять,
прийти на помощь, которые
разумно сочетают требовательность
с поощрением, справедливо
оценивают их поступки,
умеют своевременно
учесть желания и интересы,
наладить общение, способствуют
укреплению дружеских
отношений. Детям нужна
разумная и требовательная
родительская любовь.
Авторитет родителей
поддерживается их
педагогическим
тактом. Педагогический
такт- это хорошо
развитое чувство меры
в обращении с детьми.
Он выражается в умении
найти наиболее близкий
путь к чувствам и сознанию
детей, выбрать эффективные
воспитательные меры
воздействия на их личность,
учитывая возрастные
и индивидуальные особенности,
конкретные условия
и обстоятельства. Он
предполагает соблюдение
равновесия в любви
и строгости, знание
действительных мотивов
поступков детей, верное
соотношение требовательности
с уважением к достоинству
личности ребенка. Такт
родителей тесно связан
с тактом детей- с ответным
чувством меры в поведении,
основанном на чутком
и внимательном отношении
к людям. Вначале он
проявляется как подражание,
вызванное примером
старших, а позже становится
привычкой вести себя
тактично.
В понятие культурного
быта включаются правильные
взаимоотношения между
членами семьи, уважение
друг друга, а также
разумная организация
всей жизни семьи. При
этом дети учатся самостоятельно
рассуждать и оценивать
факты и явления, а родители
передают им жизненный
опыт, помогают утвердиться
в правильном суждении
и ненавязчиво направляют
их мысли. Беседы с ребенком
в свободной и сердечной
атмосфере создают близость
между родителями и
детьми и становятся
одним из средств родительского
влияния. Неполадки
в воспитании часто
возникают там, где общая
жизнь семьи недостаточно
организована. Отрицательно
сказываются на характере
и нравственных качествах
детей и пережитки старого
быта, сохранившиеся
в некоторых семьях:
неправильное отношение
к женщине, алкоголизм,
предрассудки и суеверия.
На
воспитание детей
в семье влияют
и внешние условия:
культура домашней обстановки,
соблюдение гигиенических,
общекультурных и
эстетических требований.
Знание особенностей
детей позволяет родителям
научиться правильно
обращаться с ними, повышает
ответственность за
их воспитание и обеспечивает
единство и последовательность
в требованиях к детям
со стороны всех членов
семьи. Специальные
педагогические знания
помогают развивать
детскую пытливость,
наблюдательность, простейшие
формы логического мышления,
руководить игрой и
трудом, разбираться
в причинах детских
поступков. Осведомленность
родителей о физиологических
и психологических особенностях
детей раннего возраста
помогает им не только
заботиться об охране
здоровья ребенка, но
и целенаправленно развивать
движения, культурно-гигиенические
навыки, речь, деятельность
общения.
3.
Влияние авторитета
родителей на развитие
личности ребенка
Основные
сложности в общении,
конфликты возникают
из-за родительского
контроля за поведением,
занятиями, играми, его
выбором друзей и т.д.
крайние, самые неблагоприятные
для развития ребенка
случаи – жесткий, тотальный
контроль при авторитарном
воспитании и почти
полное отсутствие контроля,
когда подросток оказывается
предоставленным самому
себе, безнадзорным.
Существует много промежуточных
вариантов:
- Родители
регулярно указывают
детям, что им делать;
- Ребенок
может высказать свое
мнение, но родители
принимая решение, к
его голосу не прислушиваются;
- Ребенок
может принимать отдельные
решения сам, но должен
получить одобрение
родителей, родители
и ребенок имеют почти
равные права, принимая
решение;
- Решение
часто принимает сам
ребенок;
- Ребенок
сам решает подчиняться
ему родительским решениям
или нет.
Остановимся
на наиболее распространенных
стилях семейного
воспитания, определяющего
особенности отношений
подростка с родителями
и его личностное
развитие.
Демократичные родители
ценят в поведении полростка
и самостоятельность,
и дисциплинированность.
Они сами предоставляют
ему право быть самостоятельным
в каких-то областях
своей жизни; не ущемляя
его прав, одновременно
требуют выполнения
обязанностей. Контроль,
основанный на теплых
чувствах и разумной
заботе, обычно не слишком
раздражает подростка;
он часто прислушивается
к объяснениям, почему
не стоит делать одного
и стоит сделать другое.
Формирование взрослости
при таких отношениях
проходит без особых
переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители
требуют от подростка
беспрекословного подчинения
и не считают, что должны
ему объяснять причины
своих указаний и запретов.
Они жестко контролируют
все сферы жизни, причем
могут это делать и не
вполне корректно. Дети
в таких семьях обычно
замыкаются, и их общение
с родителями нарушается.
Часть подростков идет
на конфликт, но чаще
дети авторитарных родителей
приспосабливаются
к стилю семейных отношений
и становятся неуверенными
в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется,
если высокая требовательность
и контроль сочетаются
с эмоционально холодным,
отвергающим отношению
к ребенку. Здесь неизбежна
полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай
– равнодушные и жестокие
родители. Дети из таких
семей редко относятся
к людям с доверием,
испытывают трудности
в общении, часто сами
жестоки, хотя имеют
сильную потребность
в любви.
Сочетание безразличного
родительского отношения
с отсутствие контроля
– гип опека – тоже
неблагоприятный вариант
семейных отношений.
Подросткам позволяется
делать все, что им вздумается,
их делами никто не интересуется.
Поведение становится
неконтролируемым. А
подростки, как бы они
иногда не бунтовали,
нуждаются в родителях
как в опоре, они должны
видеть образец взрослого,
ответственного поведения,
на который можно было
бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя
забота о ребенке, чрезмерный
контроль за всей его
жизнью, основанный
на тесном эмоциональном
контакте, - приводит
к пассивности, несамостоятельности,
трудностям в общении
со сверстниками. Трудности
возникают и при высоких
ожиданиях родителей,
оправдать которые ребенок
не в состоянии. С родителями,
имеющими неадекватные
ожидания, в дошкольном
возрасте обычно утрачивается
духовная близость.
Подросток хочет сам
решать, что ему нужно,
и бунтует, отвергая
чуждые ему требования.
Контроль
Конфликты возникают
при отношении родителей
к маленькому ребенку
как к подростку и при
непоследовательности
требований, когда от
него ожидается то детское
послушание, то взрослая
самостоятельность.
Часто источником конфликта
становится внешний
вид ребенка. Родителей
не устраивает ни мода,
ни цены на вещи, так
нужные их ребенку. А
ребенок, считая себя
уникальной личностью,
в то же время стремится
ничем не отличаться
от сверстников. Вот
почему недопустимы
со стороны родителей
мелочная опека, излишний
контроль. Слова убеждения,
совета или просьбы,
которыми родители на
равных обратятся к
ребенку, воздействуют
быстрее.
Существует 4
способа поддержки
конфликтных ситуаций:
- Уход
от проблемы (чисто деловое
общение)
- Мир
любой ценой (для взрослого
отношения с ребенком
дороже всего). Закрывая
глаза на отрицательные
поступки, взрослый
не помогает ребенку,
а наоборот – поощряет
отрицательные формы
поведения ребенка.
- Победа
любой ценой (взрослый
стремиться выиграть,
пытаясь подавить ненужные
формы поведения ребенка.
Если он проигрывает
в одном, то будет стремиться
выиграть в другом. Эта
ситуация бесконечна.)
- Продуктивный
(компромиссный вариант).
Этот вариант предполагает
частичную победу и
в одном и в другом лагере.
К этому обязательно
нужно идти вместе, т.е.
это должно стать результатом
совместного решения.
Наконец,
сам смысл авторитета
в том и заключается,
что он не требует
никаких доказательств,
что он принимается
как несомненное
достоинство старшего,
как его сила и
ценность, видимая, так
сказать, простым
детским глазом.
Отец и мать в глазах
ребёнка должны иметь
этот авторитет. Часто
приходится слышать
вопрос: что делать с
ребёнком, если он не
слушается? Вот это самое "не
слушается" и есть
признак того, что родители
в его глазах не имеют
авторитета.
Откуда берётся родительский
авторитет, как он организуется?
Те родители, у которых
дети "не слушаются",
склонны иногда думать,
что авторитет даётся
от природы, что это -
особый талант. Если
таланта нет, то и поделать
ничего нельзя, остаётся
только позавидовать
тому, у кого такой талант
есть. Эти родители ошибаются.
Авторитет может быть
организован в каждой
семье, и это даже не
очень трудное дело.
К сожалению, встречаются
родители, которые организуют
такой авторитет на
ложных основаниях.
Они стремятся к тому,
чтобы дети их слушались,
это составляет их цель.
А на самом деле это
ошибка. Авторитет и
послушание не могут
быть целью. Цель может
быть только одна: правильное
воспитание. Только
к этой одной цели нужно
стремиться. Детское
послушание может быть
только одним из путей
к этой цели. Как раз
те родители, которые
о настоящих целях воспитания
не думают, добиваются
послушания для самого
послушания. Если дети
послушны, родителям
живётся спокойнее.
Вот это самое спокойствие
и является их настоящей
целью. На поверку всегда
выходит, что ни спокойствие,
ни послушание не сохраняются
долго. Авторитет, построенный
на ложных основаниях,
только на очень короткое
время помогает, скоро
все разрушается, не
остаётся ни авторитета,
ни послушания. Бывает
и так, что родители
добиваются послушания,
но зато все остальные
цели воспитания в загоне:
вырастают, правда, послушные,
но слабые люди.
Список
использованной литературы
1.
Азаров Ю.Г. Семейная
педагогика. - М., 1989.
2.
Василькова Ю.В.
Методика и опыт
работы социального
педагога: Учеб. пособие
для студентов
высших пед. учебн.
завед. — М.: Академия, 2001.
3..Куликова
Т.А. Семейная педагогика
и домашнее воспитание:
Учебник для студ.
сред. пед. учеб, заведений. - 2
изд., испр. и доп. -
М.: Издательский
центр «Академия», 2000. -232
с.
4.Мамнева
В.А. Работа с
родителями: Пособие
для учителя. Из
опыта работы. -.: Просвещение, 1982. - 64
с.
5.
Социальная педагогика:
курс лекций / под
ред. М.А. Галагузовой.
— М., 2000. — 416 с.
6.
Кон, И. С. Ребенок
и общество / И.
С. Кон. — М., 1988.
Мустафаева,
Ф.А. Основы социальной
педагогики / Ф. А. Мустафаева.
— М., 2002. — 416 с.
7.
Мудрик, А.В. Введение
в социальную педагогику /
А.В. Мудрик. —
Пенза, 1994. — 171 с.
8.
Семенов, В. Д.
Социальная педагогика:
история и современность
/ В.Д. Семенов.
— Екатеринбург, 1993.
— 128 с.
9.
Куликова, Т. А.
Семейная педагогика
и домашнее воспитание /
Т.А. Куликова. —
М., 1989; Семейная педагогика
и домашнее воспитание:
Учебник для студ. сред.
пед. учеб, заведений. - 2
изд., испр. и доп. - М.:
Издательский центр
«Академия», 2000. - 110 с.
10.
Василькова Ю.В. Методика
и опыт работы социального
педагога: Учеб. пособие
для студентов высших
пед. учебн. завед. —
М.: Академия, 2001.
11.
Сапогова Е. Е. Психологические
особенности переходного
периода в развитии
детей 6—7 лет. М., 1986. 146
с.
http://images.google.ru/images?gbv=2&hl=ru&newwindow=1&sa=1&q=%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA&aq=f&oq=&start=0