Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:01, контрольная работа
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Традиционно
главным институтом воспитания является
семья. То, что ребенок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет
в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что
в ней ребенок находится в
течение значительной части своей
жизни, и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей. В
ней закладываются основы личности
ребенка, и к поступлению в
школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность. Семья
может выступать в качестве как
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания.
Положительное взаимодействие на
личность ребенка состоит в том, что никто,
кроме самых близких для него в семье людей
матери, отца, бабушки, дедушки, брата,
сестры, не относится к ребенку лучше,
не любит его так и не заботится столько
о нем. И вместе с тем никакой другой социальный
институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья. Семья это особого
рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую
роль. У тревожных матерей часто вырастают
тревожные дети честолюбивые родители
нередко так подавляют своих детей, что
это приводит к появлению у них комплекса
неполноценности .Несдержанный отец, выходящий
из себя по малейшему поводу, нередко,
сам того не ведая, формирует подобный
же тип поведения у своих детей и т.д. В
связи с особой воспитательной ролью семьи
возникает вопрос о том, как сделать так,
чтобы максимизировать положительные
и свести к минимуму отрицательные влияния
семьи на воспитание ребенка. Для этого
необходимо точно определить внутрисемейные
социально-психологические значение.
Главное в воспитании маленького человека-
достижение душевного единения, нравственной
связи родителей с ребенком. Родителям
ни в коем случае не стоит пускать процесс
воспитания на самотек ,и в более старшем
возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка
наедине с самим собой. Именно в семье
ребенок получает первый жизненный опыт,
делает первые наблюдения и учится как
себя вести в различных ситуациях. Очень
важно, чтобы то, чему мы учим ребенка,
подкреплялось конкретными примерами,
чтобы он видел, что у взрослых теория
не расходится с практикой. Если Ваш ребенок
видит, что его мама и папа, которые каждый
день твердят ему, что лгать нехорошо,
сами того не замечая, отступают от этого
правила, все воспитание может пойти насмарку.
Каждый из родителей видит в детях свое
продолжение, реализацию определенных
установок или идеалов. И очень трудно
отступает от них. Конфликтная ситуация
между родителями различные подходы к
воспитанию детей. Первая задача родителей
найти общее решение, убедить друг друга.
Если придется идти на компромисс, то обязательно,
чтобы основные требования сторон были
удовлетворены. Когда один родитель принимает
решение, он обязательно должен помнить
о позиции второго. Вторая задача - сделать
так, чтобы ребенок не видел противоречий
в позициях родителей, т.е. обсуждать эти
вопросы лучше без него. Дети быстро схватывают
сказанное и довольно легко маневрируют
между родителями, добиваясь сиюминутных
выгод обычно в сторону лени, плохой учебы,
непослушания и т.д .Родители, принимая
решение, должны на первое место ставить
не собственные взгляды, а то, что будет
более полезным для ребенка. В общении
у взрослых и детей вырабатываются принципы
общения :
3.Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает опосредствованность
межличностных отношений в семье общими
целями и задачами совместной деятельности,
ее организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений
является сотрудничество, обретает особое
качество, становится группой высокого
уровня развития коллективом.
Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников ,прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.
Неадекватность
также может проявляться с
завышенной самооценкой. Это
А.С. Макаренко придавал
особое значение структуре семьи. Он
ввел понятие “полная” и “неполная
семья”, понимая под этим семью,
которая не имеет отца или матери.
От того, какая по структуре семья,
зависит и воспитание, и успешная
социализация ребенка. К полным семьям
обычно причисляются и сводные семьи
с отчимом или мачехой. Эти
семьи считаются полными
Неполной
обычно считается семья одинокой матери
или отца с детьми. У одинокой женщины-матери
нередко формируется сугубо отрицательный
комплекс чувств к мужчинам, к брачной
и семейной жизни, а, следовательно, и у
детей могут сложиться деформированные
и искаженные представления о супружестве
и семье. Снижение воспитательных возможностей
неполной семьи происходит в результате
стечения ряда неблагоприятных обстоятельств,
таких как длительное влияние конфликтных
ситуаций на детей, напряженная психологическая
обстановка, в связи с неправильным отношением
членов семьи к особенностям жизнедеятельности
неполной семьи, неумение выбирать педагогически
целесообразный стиль воспитания, возникновение
ситуаций эмоционального “голода” или
чрезмерной, жертвенной родительской
любви, а также нередко и аморальное поведение
родителя, его низкий культурно-образовательный
и профессиональный уровни, материально-бытовые
трудности, слабая связь со школой. Неполными
можно считать и семьи, в которых дети
живут с дедушкой или бабушкой, но без
отца и матери, поскольку их родители развелись,
а мать затем либо умерла, либо была лишена
родительских прав за пьянство и дурное
обращение с детьми, после чего старики
взяли детей на воспитание. Либо мать нашла
себе нового мужа или сожителя, который
не пожелал заботиться о ребенке, и она
сама отдала ребенка своим родителям.
В этих случаях, даже если старшее прародительское
поколение представлено супружеской парой,
семья, безусловно, является неполной,
поскольку среднего, то есть, родительского
поколения в ней вообще нет. С психологической
и педагогической точки зрения, дедушки
и бабушки, выполняющие родительские функции,
вряд ли могут заменить родителей, поскольку
их роль в семье принципиально иная. Точно
так же неполными являются семьи, в которых
дети проживают с дядями, тетями, старшими
братьями и сестрами либо другими родственниками.
В нашем обществе всё заметнее становится
кризис семьи. Кризис выражается в том,
что семья всё хуже реализует свою главную
функцию- воспитание детей. Причины такого
кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением
экономической ситуации, они имеют более
общий характер. Легкомысленное отношение
к браку и семье, забвение традиций, нравственных
принципов, цинизм, пьянство, отсутствие
самодисциплины и половая распущенность,
высокий процент разводов самым пагубным
образом отражается на воспитании детей.
Неблагополучная семья – это семья,
в которой нарушена структура, обесцениваются
или игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые дефекты воспитания,
в результате чего появляются «трудные
дети». Одним из самых мощных неблагоприятных
факторов разрушающих не только семью,
но и душевное равновесие ребенка является
пьянство родителей. Определяющая роль
семьи обусловлена её глубоким влиянием
на весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней человека. Семья
для ребёнка является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой. Влияние
семьи особенно в начальной стадии жизни
ребёнка на много превышает другие воспитательные
процессы. По данным исследований, семья
здесь отражает и школу, и средства массовой
информации, общественные организации,
трудовые коллективы, друзей, влияние
литературы и искусства. Всё это позволило
педагогам вывести определённую зависимость:
успешность формирования личности обусловливается
прежде всего семьёй. Чем лучше семья и
чем лучше влияет она на воспитание, тем
выше результат физического, нравственного,
трудового воспитания личности. Редко,
роль семьи в формировании личности определяется
зависимостью: какая семья , такой вырастет
в ней человек. Эта зависимость используется
на практике. Опытному педагогу достаточно
посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы
понять в какой семье он воспитывается.
Точно так же не составит труда , пообщаться
с родителями, установить какие в их семье
вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное
отражение друг друга.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребёнка