Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:35, реферат
Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Игра осуществляется с помощью определенных действий и ролевых высказываний. Специальное изучение процесса становления игровых действий в раннем возрасте, проведенное НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне — РАО) (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыкина, 1983), свидетельствует о сложности и многоэтапности этого процесса.
Развитие игры
Ролевая игра представляет
собой деятельность, в которой
дети берут на себя роли (функции) взрослых
людей и в обобщенной форме
в специально создаваемых игровых
условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними.
Для этих условий характерно использование
разнообразных игровых предметов, замещающих
действительные предметы деятельности
взрослых. Игра осуществляется с помощью
определенных действий и ролевых высказываний.
Специальное изучение процесса становления
игровых действий в раннем возрасте, проведенное
НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне
— РАО) (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыкина,
1983), свидетельствует о сложности и многоэтапности
этого процесса.
Первый — ознакомительный этап в развитии
игры (младенческий период). Действия ребенка
с игрушками или другими предметами на
этом этапе носят ма- нипулятивный характер,
типичными являются предметно-специфические
операции обследования.
Второй этап — отобразительная предметно-игровая
деятельность (конец первого — начало
второго года жизни). Этот период наступает
в результате преобразования предметно-специфических
операций действия. Действия при этом
осуществляются посредством особых предметно-опосредованных
операций (если толкнуть шарик — он покатится,
если потрясти погремушкой — она будет
греметь и т. п.). Предметы, с которыми действуют
дети, начинают выступать для них в роли
средства достижения определенного эффекта.
На следующем этапе предметно-опосредованные
операции переходят в сю- жетно-отобразительные.
Характерной особенностью этого этапа
является постепенный переход содержания
от операций орудийных, выполняемых в
условиях реального плана действий, к
операциям условно-орудийным, выполняемым
в мнимой ситуации (ложкой помешивают
воображаемый суп и т. п.). В конце раннего
возраста возникает предметная по содержанию
сюжетно-ото- бразительная игра. Она является
преддверием сюжетно-ролевой игры. В качестве
особо важного признака этого этапа развития
отмечается постоянная связь сюжета игры
с впечатлениями, получаемыми ребенком
из окружающей среды, отражение в сюжете
жизненной логики событий, близких, доступных
ему.
Возникшая на границе раннего и детского
возраста ролевая игра получает свое дальнейшее
развитие, достигает расцвета уже в дошкольные
годы. Развитие игры проявляется прежде
всего в изменении ее сюжета и содержания.
Сюжет игры — это сфера действительности,
которую дети отражают в своих играх. Если
для самых младших наиболее типичны игры
с бытовым сюжетом («дочки-матери» и т.
п.), то у средних детей наряду с этим часты
игры с производственным сюжетом («железная
дорога», «строительство», «больница»,
«летчики », «поликлиника», «детсад»).
У старших детей нередко возникают игры
и с общественно- политическим сюжетом
(«космос», «война» и т. п.).
Меняется в дошкольный период и содержание
детских игр — то, что воспроизводится
ребенком в качестве центрального и характерного
момента деятельности взрослых1. Главное
содержание ролевых игр в младшем детском
возрасте заключается в максимально развернутом
воспроизведении действий с предметами
(«трут морковку», «режут хлеб», «моют
посуду» и т. п.), в среднем детском возрасте
— воспроизведение отношений между взрослыми,
в старшем главным становится выполнение
правил, вытекающих из взятой на себя роли.
И ссоры соответственно возникают по разным
причинам: из-за игрушек, из-за ролей, по
поводу того, «бывает так или не бывает».
Сюжет и содержание игры воплощаются в
ролях: их выполнение и является главным
моментом творческой игры. Как ни фантастичен
на первый взгляд тот мир, в который вступает
ребенок в игре, он все же не является миром
абсолютной свободы и произвольности.
В играх действуют не менее жесткие, чем
в действительности, законы и правила,
которым ребенок охотно подчиняется. У
каждой роли свои правила. Но все они взяты
из окружающей жизни, заимствованы из
отношений в мире взрослых. Можно привести
многочисленные доказательства этого.
Напомним, например, известный эксперимент
Ф. И. Фрадкиной.
Дети играли «в больницу», «прививали»
оспу. При этом действовали так, как бывает
на самом деле: натирали кожу «спиртом»,
затем делали «надрез», вносили «вакцину...
Но вот обычное течение игры нарушает
экспериментатор: «Хотите, я вам дам настоящего
спирта?» Естественно, его предложение
встречается с восторгом. И здесь экспериментатор
добавляет: «Вы пока прививайте, а я пойду
за спиртом; сначала прививайте, а потом
потрете настоящим спиртом». Это условие
уже ставит детей в конфликтную ситуацию.
Конечно, делать «оспопрививание» с настоящим
спиртом соблазнительно, интересно, но...
Но ведь так в реальной жизни не бывает,
так неправильно; ведь все нужно как раз
в другой последовательности — сначала
натереть кожу спиртом, а уже потом делать
прививку. И как ни заманчиво предложение
экспериментатора, дети отказываются
от него ради того, чтобы «прививка оспы»
делалась «по-настоящему», в полном соответствии
с реальным действием.
С усложнением игры увеличивается состав
ее участников, значительно возрастает
и продолжительность существования игровых
объединений. Еще до начала игры старшие
дети планируют ее, распределяют роли,
подбирают все необходимые игрушки, а
в ходе игры постоянно контролируют действия
друг друга, критикуют, подсказывают, как
должен вести себя определенный персонаж.
Этого не наблюдается у малышей.
Д. Б. Эльконин (1960) выделил и охарактеризовал
четыре уровня развития игровой деятельности.
Первый уровень развития игры. ♦ Центральным
содержанием игры являются действия с
определенными предметами, направленные
на соучастника игры. Это действия «матери»
или «воспитательницы », направленные
на «детей». Самое существенное в выполнении
этих ролей — кормление кого-либо. В каком
порядке производится кормление и чем
именно — безразлично.
♦ Роли фактически есть, но они определяются
характером действий, а не сами определяют
действие. Как правило, они не называются.
Даже в том случае, если в игре имеется
ролевое разделение функций и роли называются,
например один ребенок изображает маму,
а другой — папу или один ребенок — воспитательницу,
а другой — повара детского сада, дети
фактически не становятся друг к другу
в типичные для реальной жизни отношения.
♦ Действия однообразны и состоят из ряда
повторяющихся операций (например, кормления
при переходе от одного блюда к другому).
Игра со стороны действия ограничена только
актами кормления, которые логически не
перерастают в другие, за ними следующие
действия, так же как и не предваряются
другими действиями, например мытьем рук
и т. п. Логика действий легко нарушается
без протестов со стороны детей. Порядок
обеда не является существенным.
Второй уровень развития игры.
♦ Основным содержанием игры является
действие с предметом, но на первый план
уже выдвигается соответствие игрового
действия реальному действию.
♦ Роли называются детьми. Намечается
разделение функций. Выполнение роли сводится
к реализации действий, связанных с ней.
♦ Логика действий определяется жизненной
последовательностью, т. е. их последовательностью
в реальной действительности. Количество
действий расширяется и выходит за пределы
какого-либо одного типа действий. Кормление
связывается с приготовлением и подачей
пищи на стол. Окончание кормления связывается
с последующими за ним по логике жизни
действиями.
Третий уровень развития игры.
♦ Основным содержанием игры становится
выполнение роли и вытекающих из нее действий.
Выделяются специальные действия, передающие
характер отношений к другим участникам
игры, связанные с выполнением роли, например
обращение к повару: «Давайте первое»
и т. п.
♦ Роли ясно очерчены и выделены. Дети
называют свои роли до начала игры. Роли
определяют и направляют поведение ребенка.
♦ Логика и характер действий определяются
взятой на себя ролью. Действия становятся
разнообразными: не только собственно
кормление, но и чтение сказки, укладывание
спать и т. п.; не только прививка, но и выслушивание,
перевязка, измерение температуры и т.
п. Появляется специфическая ролевая речь,
обращенная к товарищу по игре в соответствии
со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.
Но иногда прорываются и обычные внеигровые
отношения.
♦ Нарушение логики действий опротестовывается,
протест сводится обычно к ссылке на то,
что «так не бывает», вычленяется правило
поведения, которому дети подчиняют свои
действия. Причем нарушение правила —
порядка действий замечается лучше со
стороны, чем самим выполняющим действие.
Упрек в нарушении правил огорчает ребенка,
и он пытается поправить ошибку и найти
ей оправдание.
Четвертый уровень развития игры.
♦ Основным содержанием игры становится
выполнение действий, связанных с отношением
к другим людям, роли которых выполняют
другие дети. Эти действия явно выступают
на фоне всех действий, связанных с выполнением
роли.
♦ Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении
всей игры ребенок ясно ведет одну линию
поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны.
Речь носит явно ролевой характер, определяемый
и ролью говорящего, и ролью того, к кому
она обращена.
♦ Действия развертываются в четкой последовательности,
строго воссоздающей реальную логику.
Они разнообразны и отражают разнообразие
действий того лица, которое изображает
ребенок. Ясно выделены действия, направленные
к разным персонажам игры.
♦ Нарушение логики действий и правил
отвергается, что мотивируется не просто
ссылкой на реальную действительность,
но и указанием на рациональность правил.
Выделенные уровни развития игры являются,
по мнению Д. Б. Эльконина (1960), и стадиями
ее развития.