Семья и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:04, реферат

Описание

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Работа состоит из  1 файл

сама работа.docx

— 51.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос о структуре  семьи - вопрос очень важный, и к  нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят  их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва  и тем не ставить детей в  самое трудное положение.

  1. Особенности воспитания одарённых детей в семье

 

Многие думают, что ребёнок, опережающий  сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в  учебных занятиях – ему уготовано  более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут  себя родители и другие старшие члены  семьи, когда обнаружится необычность  ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок  вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление  чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

При этом далеко не всегда взрослым удается  хотя бы не обрушить на голову ребёнка  все свои сомнения и страхи. В  других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка  восхищаются, охотно его демонстрируют  знакомым и незнакомым. Так подогревается  детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти  общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями  для растущего человека.

В семье детям с признаками одаренности  труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без  меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в  своих оценках, когда встречают  у ребёнка то, чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность  лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских  психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребёнок с ранним расцветом  интеллекта встречает трудности, непонимание  далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с  того, что ему уже не интересно.

Наиболее любознательным часто  становится скучно в классе после  первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать  в безделье, пока другие осваивают  азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как  ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в  том, что:

а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности  ориентироваться на тех, кто идет впереди;

б) большинству учителей просто некогда  заниматься одаренными детьми; а некоторым  из них как бы мешают ученики с  поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно  был отличником. А ведь отметки  в школах старой системы ставят необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.

У ребёнка с ранним умственным расцветом  нередки трудности и во взаимоотношения  со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему- либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.

Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей  самого учителя, особенно в младших  классах. В этот период для ребёнка  еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция  на его деятельность взрослых: родителей  и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа учителей: “развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).

 

  1. Дети с нервно-психическими отклонениями

 

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен  диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И. Захарова, к окончанию младшей школы  здоровых детей меньше половины. Причины  такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у  своих детей, вторая часть относится  достаточно поверхностно, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов, к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Современная жизнь  стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение  будет легче только здоровому  человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Множество семей  распадается, не перейдя 5-летний рубеж  существования. Но так как в большинстве  семей уже есть дети, то прежде всего  они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению  неврозов и других нервных заболеваний  детей. Причины повышенной нервности детей кроются в неспособности родителей выполнять обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса, "рассоединенные" , они существуют рядом, но не вместе. Современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребёнка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Существуют несколько видов неврозов:

1. Невроз страха. ("...Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что  может что-то случиться. В своем  максимальном выражении это "что-то" означает смерть: от пожара, болезни  и т.д.")

2. Неврастения. ("Болезненное  перенапряжение психофизиологических  возможностей ребёнка. Он не  в силах соответствовать завышенным  требованиям окружающих и заранее  считает себя не способным  справиться с любыми предстоящими  трудностями".)

3. Истерический  невроз. Причина та же, что и  у педагогической запущенности: родители до определенного момента  потакали возрастающим требованиям  чада, но потом ввели ограничения,  поступив непоследовательно - ведь  ребёнок не понимает смену  логики родителей. 

4. Невроз навязчивых  состояний. Состояния, при которых  ребёнок испытывает потребность  совершать какие-либо действия, так  как, по его мнению, это несет  в себе защитные элементы. Корни  этого невроза - нарушения семейных  отношений. Повышенная требовательность  родителей, требовательность - ради  требований, принципиальность - вопреки  здравому смыслу.

Многие родители воспринимают собственного ребёнка, как  еще один шанс для воплощения собственных  амбиций и нереализованных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семейная жизнь сложилась с  давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом  и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей  ложатся на мать как потому, что  она в состоянии отдать детям  больше времени, чем отец, так и  потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может  внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким  участием матери в жизни детей  в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них  в эти первые их годы.

С годами, однако, значение этого непосредственного  ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая  нуждаться в помощи родителей  и взрослых, но ищут уже не исключительно  материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет  отец, чем мать, у других - наоборот.

Воспитывать - не значит говорить детям  хорошие слова, наставлять их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто  хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству  заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Цель воспитания - содействовать  развитию человека, отличающегося своей  мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка  сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал  человека.

 

 

 

Библиографический список

  1. Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети». М.,1991.
  2. Захаров А.И. "Неврозы у детей". СПб, 1996.
  3. Смирнова Е. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Поволж. фил. Рос. учеб. центра. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
  4. "Советы родителям о воспитании детей" под ред А.П.Усовой Изд.АПН Москва
  5. "Умом и сердцем: Мысли о воспитании" - 5-е - Политиздат, 1999.
  6. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. -М.. 1993.-С. 98-102.
  7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Информация о работе Семья и семейное воспитание