Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:19, курсовая работа
Актуальность работы. Человек – одно из самых важнейших ценностей нашего общества. Становление человека как воспитанной, всесторонне развитой личности и совершенствование его личностных качеств лежит в основе задач современного общества. Всестороннее развитие человека – программная цель нашего общества – предусматривает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Введение-с.3
Глава I Семья как институт воспитания-с.6
1.1.Семья и ее социальные функции –с.6
1.2. Стили и типы семейного воспитания-с.9
1.3 Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания-с.14
ГлаваII Родители – первые воспитатели-с.16
2.1. Воспитание детей в различных по структуре семьях-с.16
2.2 Воспитательная позиция родителей - с.23
2.3. Семья как фактор формирования личности - с.24
Заключение - с.35
Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка[4,c.95]. С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности. Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности[16,c37].
В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем, используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность-завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая. Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.
Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка-то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются[11,c125].
Таким образом, главным
«воспитательным институтом» является
семья, которая формирует и развивает
ребенка как личности с теми качествами,
которые необходимы ей для жизни в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль семьи в обществе не сравнима
по своей силе, ни с какими другими социальными
институтами, т. к. именно в семье формируется
и развивается личность человека. Семья
выступает как первый воспитательный
институт, связь с которым человек ощущает
на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия.
Именно семья с ее постоянным
и естественным характером воздействия
призвана формировать черты характера,
убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.
Поэтому выделение воспитательной функции
семьи как основной имеет общественный
смысл.
К функциям следует отнести:
экономическую, хозяйственно-бытовую,
рекреативную, или психологическую, репродуктивную,
воспитательную функции.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.
Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.
Цель семейного воспитания-содействовать
развитию человека, отличающегося своей
мудростью, самостоятельностью, художественной
производительностью и любовью. Необходимо
помнить, что нельзя ребенка сделать человеком,
а можно только этому содействовать и
не мешать, чтобы он сам в себе выработал
человека.
Главное и основное правило,
которое нужно учитывать при воспитании
ребенка-это последовательность в разностороннем
развитии личности ребенка и демократичность
в отношениях с ним.
Надо также отметить, что развитие и становление
личности зависит не только от стиля семейного
воспитания, на личность оказывает влияние
огромное количество как внутренних факторов
(факторов влияния семейной микросреды),
так и внешних (факторов макросреды). Но,
тем не менее, семья является наиболее
близким окружением ребенка, поэтому ее
влияние является наиболее значительным
Список использованной литературы:
1. Авсиевич М. Л. , Мельник Л. И. « На встречу
друг другу», изд. «Народная асвета», Минск:
1992 г.
2. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М.: изд. «Политической литературы», 1999г.
3. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М.: изд. Центр «Академия», 1999г
4. Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г.
5. Захарова Л.Я. «Дитя в очереди за лаской», М., 1999г.
6. Земская М.Р. «Семья и личность»,
М. : изд. «Прогресс»,1999 г.
7.Ковалев С.В. «Психология семейных отношений»,
М.: изд. Педагогика», 2001г.
8. «Педагогика» под ред. Бабанского Ю.К., М.: изд. «Просвещение», 1993г.
9. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г.
10. «Педагогика». Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. Зав.; в 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.
11. Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г.
12. Сластёнин В.А. «Педагогика», М.: изд. «Школьная пресса», 2002г.
13. Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.– М., 1999
14. Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности», М.: изд. «Мысль», 2001г.
15. «Философский словарь» / под ред. И.Т Фролова - 6е изд., М., 1991г.
16. Филонов Г. Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика»- № 6, 2006.
17. Шубина А. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006г.
18. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.