Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:23, курсовая работа

Описание

Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями.
Цель данной работы показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия.

Содержание

Введение
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия
1.1 Семья как жизнедеятельная система
1.2 Функции семьи
1.3 Проблемы семьи
2. Социально-педагогические аспекты развития личности
Заключение
Источники информации

Работа состоит из  1 файл

ИНСТИТУТ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.docx

— 36.72 Кб (Скачать документ)

2



ИНСТИТУТ  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему

«Семья  как субъект педагогического  взаимодействия и социокультурная  среда воспитания и развития личности»

 

Выполнена студенткой 5-го курса

Паниной А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

Оглавление

 

Введение

1. Семья как  субъект педагогического взаимодействия

1.1 Семья  как жизнедеятельная система

1.2 Функции  семьи

1.3 Проблемы  семьи

2. Социально-педагогические  аспекты развития личности

Заключение

Источники информации

 

Введение

 

Семья является фундаментальной социальной ячейкой  общества. От ее морального и физического  здоровья зависит эффективность  воспитания. Здоровая семья всецело  связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи  с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем  крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Дети  в ходе жизни познают семью  как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как  дружный коллектив, живущий богатой  духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи с различными общественными  организациями.

Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни  семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать  добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.

Цель  данной работы показать семью как  комплексное социальное явление, как  субъект педагогического взаимодействия.

 

1. Семья как субъект  педагогического взаимодействия

1.1 Семья как жизнедеятельная  система

 

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные  формы общественных отношений и  процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

Существует  много определений семьи, но, на мой  взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Известный отечественный социолог Баранов  С.П. определяет семью как основанное на браке и кровном родстве  объединение людей связанное  общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.

Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Институт  семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение  к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт – это своеобразная форма  человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый  социальный институт имеет специфические  особенности и выполняет ряд функций. Социолог выделяет следующие функции социальных институтов:

  • функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
  • регулятивную функцию;
  • интегративную функцию;
  • транслирующую функцию;
  • коммуникативную функцию.

Существуют  функции явные (перечисленные) и  латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.

 

1.2 Функции семьи

 

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему  действий и отношений, необходимых  для существования и развития общества. Дадим определение семьи - это малая социальная группа, члены  которой соединены браком или  кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной  ответственностью. Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Социальные  функции семьи обусловлены не только потребностью общества, но и  потребностью самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически  изменяются, поэтому каждый этап в  развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных  изменениях общество на любой ступени  своего развития нуждается в воспроизводстве  населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого  воспроизводства.

Итак, семья  может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие  основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

  • Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
  • Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.
  • Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Хозяйственно-экономическая функция. Выполняя её, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Регулятивная функция. Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как  социальная общность является первичным  элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у  ребенка представление о социальных связях и включает в них его  с рождения. Отсюда следующая важнейшая  функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает  смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей  в обществе, их интеграции в различные  социальные структуры. Эта функция  тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи  как воспроизводства человеческого  рода, а также с хозяйственно-экономической  функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального  обеспечения и ухода за ними.

Коммуникативная функция. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

1.3 Проблемы семьи

 

Проблемы, с которыми сталкивается семья в  результате социальных и экономических изменений следующие:

  • Увеличение малообеспеченных слоев населения;
  • Увеличение социальной и географической мобильности;
  • Миграция, в том числе и за пределы государства;
  • Ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);
  • Фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;
  • Рост количества неполных семей;
  • Повышение коэффициента иждивенчества;
  • Население в семье, социальное сиротство.

За всем этим – совместная ответственность  государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что  замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально – экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.

Сегодня, под лозунгом перехода к рынку, продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего, в результате уменьшения возможностей и финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей; часть из них, не справились с финансовыми трудностями, закрываются. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей. Сейчас как никогда остро, ощущается слабость или полное отсутствие многих элементов социальной защищенности россиян. Если взять область личных доходов, то минимальная зарплата, максимальная пенсия, а также новые размеры всех основных социальных выплат ещё очень далеки от стандартов, способных обеспечить сколько-нибудь сносное существование людей.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности