Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:36, реферат
После распада СССР демократическое направление в педагогике и организации школьного обучение приобрело качественно другое толкование. Основные задачи школы складываются из двух составляющих: обучение и социальная диверсификация. Второе подразумевает распределение учащихся по профессиональным и социальным слоям населения, причем результат его зависит от выбора, характера и качества деятельности самого учащегося. В соответствии с этим значительно возросли права и свобода выбора граждан в направлении обучения, типов учебных заведений и т. д. наметилась глобальная тенденция современной школы - усиление и усложнение дифференцированной подготовки в соответствии с интересами и склонностями учащихся
Школа и педагогика России в конце XX в
После распада
СССР демократическое направление
в педагогике и организации школьного
обучение приобрело качественно
другое толкование. Основные задачи школы
складываются из двух составляющих: обучение
и социальная диверсификация. Второе
подразумевает распределение
Повышается возможность
влияния учеников, педагогов и
родителей на учебно-воспитательный
процесс. Осуществляется частичная
децентрализация школьного
В реальности, получение
желаемого уровня образования является
трудновыполнимой задачей. Это связано
с низким уровнем обучения многих
государственных школ, недостаточной
проработкой организации и
Возникновение частных школ в начале 1990-х годов постепенно набирает темпы роста. Как правило, частные школы доступны лишь небольшой элитарной части населения, так как плата за обучение в них достаточно высока. С появлением частных школ возрождается возможность получения религиозного образования.
Государственные
общеобразовательные школы
Стремление молодежи к получению образования, особенно высшего, на рубеже 1980-х - 1990-х гг. значительно ослабло, но к середине 1990-х гг. постепенно начинает возрастать количество учащихся средних и высших учебных заведений. Растут конкурсы в высшие учебные заведения.
Сформировалась система общего образования, состоящая из трех ступеней: начальная школа (3-4 года), школа основного общего образования (5-6 лет), средняя полная школа (1-2 школа). Обучение 1-й и 2-й ступеней является обязательным. 3-я ступень состоит из обязательной и выбираемой учеником программ. Оформились возможные способы получения общего образование: государственное бесплатное, частное платное и домашнее, предполагающее выплату государством субсидий. Появляются учебные заведения общего типа с профилирующим уклоном, зачисление в которые происходит на конкурсной основе.
Перевод учеников
в следующий класс возможен при
положительных оценках
Следующим звеном
системы образования является общее
профессиональное образование. Такое
образование не является обязательным
и направлено на приобретение учащимися
какой-либо профессии в соответствии
с их выбором. Общее профессиональное
образование можно получить в
следующих учебных заведениях: профессионально-технические
училища (ПТУ), техникумы, технические
лицеи и колледжи. Обучение в этих
заведениях длится от 1 до 4 лет. Учебные
программы таких учебных
Высшая школа включает академии, университеты и институты. Число высших учебных заведений постепенно растет, как и число студентов.
В системе высшего
образования постоянно
Вся система
образования России подчиняется
Федеральному министерству, далее - органам
управления субъектов Российской Федерации
и местным муниципальным
Социальный статус
учителя в России довольно низкий,
во многом это объясняется недостаточной
заработной платой педагогического
состава. Многие педагоги не обладают
достаточным уровнем
Государственное
педагогическое образование получают
в педагогических училищах и колледжах,
педагогических институтах и педагогических
университетах. Так же в стране действует
система государственных
66. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
Современная педагогическая
наука постоянно развивается
и прогрессирует. Меняются взгляды
на педагогический процесс, методы и
средства обучения и воспитания становятся
более гуманными и
В дидактике
в настоящее время существует
три основных направления: традиционное,
рационалистическое и феноменологическое.
Нестандартный взгляд на обучение просматривается
в феноменологической концепции, которая
ставит в центр внимания обучающего
процесса индивидуальность, личность.
Содержание обучения строится в соответствии
с индивидуально-
Теория воспитания содержит два принципиально разных направления: социальное и психологическое. Первое подразумевает под основой воспитания социальную среду человека, второе - биологические особенности и психологические процессы, сопровождающие взросление и развитие человеческой личности.
Все большее распространение получает социальная педагогика, особенно много сторонников она нашла в США и Франции. Второе направление является несколько более гуманным, и имеет много сторонников в разных странах мира.
В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.
Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной противостоять распространенным в настоящее время асоциальным проявлениям ровесников. В этой связи наблюдается конфронтация двух тенденций современной и традиционной педагогики. Многие учебные заведения не отошли от привычного авторитаризма в осуществлении учебно-воспитательной деятельности, который противоречит развитию самостоятельности, формированию ответственности, способностей к нестандартному эвристическому мышлению, гуманных сторон личности, высоких нравственных норм. Одним из последствий борьбы этих направлений явилось возникновение распространенной на Западе поведенческой методики воспитания. Она предполагает создание атмосферы сотрудничества, свободы мысли, способствует проявлению индивидуальности и развитию творческих способностей.
В системе образования подавляющего количества стран наблюдается значительная демократизация, то есть право учебных заведений на автономию, частичное самоуправление. Доступность образования в настоящее время является насущной проблемой многих стран. Не все люди могут получить желаемое образование, в основном по причине финансовых и социальных противоречий. В некоторых странах мира, особенно переживающих экономический кризис, остро стоит проблема обязательности образования, вызванная снижением посещаемости учебных заведений, качества образования, организация диверсификации образования на должном уровне и др.
Большое значение уделяется созданию специальных условий для талантливых, одаренных детей, а так же детей, имеющих различные отклонения, развитие которых производится с использованием методов коррекционной педагогики. Почти во всех странах мира имеет место компенсирующее обучение, направленное на оказание помощи в обучении отстающим ученикам.
Школьные системы
запада с начала 1990-х гг. подверглись
многочисленным реформам. Большинство
зарубежных стран осознало, что высокий
уровень образования в стране
является важным и необходимым условием
прогрессивного развития общества, науки
и культуры. Школьные программы, при
неизменно устойчивой основе, постоянно
подвергаются различного рода модификациям
и нововведениям. Кроме того, в
общеобразовательной школе
В системе начального
образования существует множество
частных школ, причем большинство
из них имеют какую-либо религиозную
направленность. Государственные же
школы стран Западной Европы и
США либо полностью светские, либо
включают религиозные дисциплины. Общая
мировая тенденция по этому вопросу
характеризуется лояльностью по
отношению к религиозной