Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:05, реферат
Самое большое место во всех школах, занимает слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
«Школьная неуспеваемость»
Самое большое место во всех школах, занимает слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
Неуспеваемость – это результат нашего невнимания, безразличия, нашего «авось пройдет». Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в педагогике. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихического характера: семейно – бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, учебно – мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся и др.
Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их влиянию, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, это работа, требующая большой затраты времени и сил и оказывается бесполезной и не дает желаемого результата.
Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растёт.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости.
На первый план в работе неуспевающих, выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия.
Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но и одновременно и развитие их познавательной самостоятельности.
Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требование к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Кроме того, для неуспевающих, создаются особые условия на уроке: им дается больше времени для обдумывания ответа у доски, учащиеся используются планы, схемы, плакаты.
Следует выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Наша задача заключается не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.
На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.
Работа с неуспевающими детьми осуществляется как на уровне урока, так вне урока (дополнительные занятия).
На дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто ещё не понял.
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова.
Для
этого я создавала особо
Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовались игровая и творческая деятельность, приобщала успевающих учеников к занятиям с отстающими учениками.
В
данном случае педагогическая деятельность,
заставила учащихся понять ценности знаний,
критически отнестись к своим занятиям
в школе.