Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логопедии".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСЭКЗАМЕНУ.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Назад

Ринолалия

Ринолалия — (греч. rhinos - нос + греч. lalia - речь) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Ринолалия иногда рассматривается в качестве вида органической (механической) дислалии, но чаще выделяется в самостоятельное речевое нарушение из-за ярко выраженного назализованного (т.е. носового, от лат. nasus - нос) тембра голоса. 
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации, кроме носовых звуков, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются небно-глоточным смыканием. Во время речи мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков. При нормальном произнесении назальных звуков “м”–“мь” “н”–“нь” воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. При нарушении же функций небно-глоточного смыкания появляется специфический для ринолалии носовой оттенок речи. В зависимости от характера нарушений функций небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии: открытую ринолалию, при которой изменение тембра и искажение произношения объясняется недостаточным подъмом мягкого неба, что ведет к попаданию значительной части воздуха в носовую полость, и закрытую ринолалию, при которой тембр голоса изменяется вследствие пониженного физиологического носового резонанса. Когда же наблюдается сочетание носовой непроходимости с недостаточностью небно-глоточного смыкания, то выделяют так называемую смешанную форму ринолалии.

Назад

Дизартрия

Дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются: 
• псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ; 
• дистония — непостоянный, меняющийся тонус; 
• синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии. 
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую (экстрапирамидную, гиперкинетическую), корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии.
Анартрия: Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности.
Косноязычие: Ранее для обозначения дизартрии и (только) внешне похожей на неё дислалии использовался устаревший ныне термин: косноязычие.
Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаметозное же лечение назначается психоневрологом.
Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:
• Лекарственные средства. 
• Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции. 
• Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. 
• Лечение сопутствующих заболеваний. 
• Логопедическая работа по развитию и исправлению речи. 
Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты. 
Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:
• массаж органов артикуляции; 
• артикуляционную гимнастику; 
• исправление произношения звуков речи; 
• исправление речевого дыхания и голоса; 
• работу над выразительностью речи. 
Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями.

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития (ЗРР)
(дифференциальная диагностика)

Вопросы отграничения общего недоразвития речи (ОНР) от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития (ЗРР), неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под ОНР недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Но диалектический подход к проблемам речевых нарушений у детей делает необходимым разграничения различных нарушений речевого развития в зависимости от динамики их проявления и преодоления. Часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем обучаться в массовой школе. Другая же часть детей, имеющих сходные речевые нарушения, даже после систематических занятий с логопедом в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в дальнейшем обучаются в специальных школах для детей с речевыми расстройствами и продолжают иметь выраженные речевые нарушения. Из этого следует, что как в практическом, так и в теоретическом отношении целесообразно выделение более обратимых состояний в особую группу речевых расстройств. 
Прежде всего необходимо отграничивать общее недоразвитие речи от задержки темпа её формирования. Итак, развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами. Кроме того, дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями (например, ребенок понимает, что пальто, шапка - это одежда; чашка, тарелка - посуда и т.д.), что малодоступно детям с ОНР (дети с ОНР осваивают языковые обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий).

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития у детей с нарушениями слуха (дифференциальная диагностика)

Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации общего недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха (ранее называвшимися тугоухостью). 
Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта. По времени возникновения все нарушения слуха делятся на три группы:
• врожденные, 
• возникшие в период родов, 
• приобретенные после рождения. 
Последние подразделяются на периоды: 
• до 3-х лет, когда возникшие дефекты слуха нарушают формирование речи или полностью приостанавливают ее развитие, 
• после 3-х лет, когда в связи с дефектами слуха может происходить распад речевой функции. 
Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи — фонетической, лексической грамматической, смысловой, а в некоторых случаях и к полному отсутствию речи. Степень речевой нелостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта, но и от времени его появления и от условий развития ребенка. 
В настоящее время разработаны методы объективной оценки состояния слуха, уже начиная с периода новорожденности, с помощью электрокорковой аудиометрии. Важным критерием риска возможности нарушений слуха у детей являются данные анамнеза. Известно, что краснуха, корь, грипп, вирус герпеса у матери в первом триместре беременности и другие вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности неблагоприятно влияют на слуховой аппарат ребенка. Нарушения слуха чаще наблюдаются при недоношенности. Причиной нарушения слуха может быть и алкоголизм матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, несовместимость группы крови матери и плода, вызывающие желтушность новорожденного или неврологические расстройства, обозначаемые клинически как билирубиновая энцефалопатия. Кроме того, к группе риска по нарушениям слуха относятся дети с различными отоларингологическими заболеваниями (аденоиды, отиты и др.), а также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями. К группе риска относятся также и дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха. Внимание должно быть обращено и на частые воспалительные заболевания среднего уха — повторяющиеся отиты, возникающие в критические периоды развития слуховой и речевой системы.

Назад

Алалия

Алалия (от греч.: "a" - отрицание и "lalio" - говорю, речь; переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и заболевание головного мозга у детей до 1,5 лет, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяется моторная алалия (экспрессивная), характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорная алалия (импрессивная), при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Алалия — системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. 
У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями. При сенсорной алалии дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсо-моторной алалией. 
Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, т.к. самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

Назад

Афазия


Афазия (от греч.: "a" - отрицание и "phasis" - речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. 
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще возникают у взрослых. Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенности остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.
Выделяют следующие формы афазии (Р.А. Лурия): 
• акустико-гностическая афазия 
• афферентная моторная афазия 
• эфферентная моторная афазия 
• акустико-мнестическая афазия 
• семантическая афазия 
• динамическая афазия 
В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка. Например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п., которое ведет к специфическому системному нарушению пониманию речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.).

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и олигофрения (дифференциальная диагностика)

Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием затруднительным, т.к. умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий. 
Под олигофренией понимают особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности и прежде всего абстрактно-логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в раннем периоде жизни ребёнка. 
Различный механизм речевых нарушений при олигофрении и ОНР определяет особенности динамики речевого развития у этих двух категорий аномальных детей. Дети-олигофрены затрудняются во всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеет место тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности и в первую очередь словестно-логического мышления. При ОНР картина иная: наибольшие трудности вызывают задания, требующие прямого участия речи. У детей с ОНР отсутствует в отличие от детей-олигофренов инертность психических процессов. Они способны к переносу усвоенных умственных действий на другие аналогичные задания. Но, несмотря на то, что у детей с ОНР отсутствуют интеллектуальные нарушения, характерные для олигофренов, неравномерности, своеобразное отставание интеллектуального развития определяет необходимость систематической педагогической работы с ними в дошкольном возрасте.

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка психического развития (ЗПР)
(дифференциальная диагностика)

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. 
Характерные признаки ЗПР:
• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем, 
• низкий уровень познавательной активности, 
• недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, 
• более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации. 
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения. 
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности. 
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. 
При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.

Назад

Голос

Голос — совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых связок (складок) гортани под воздействием поступающего из бронхов и легких воздуха. Голос является одним из компонентов речи, служит для выражения мысли и контролируется корой головного мозга. Характеризуется высотой, силой, тембром и диапазоном. 
Голос ребенка отличается высотой регистра и неустойчивостью звучания, что объясняется малоразвитостью гортани и короткими голосовыми связками. В период полового созревания у подростков наблюдается смена голоса — мутация. Затем в старческом возрасте вновь происходят изменения голоса, он становится низким, появляется дребезжание голоса, что связано с понижением мышечного тонуса, ограничением подвижности в суставах гортани, окостенением ее хрящей. 
Нарушения голоса делятся на органические и функциональные, центральные и периферические.

Назад

Развитие голоса у детей, мутация голоса

Развитие голоса у детей делится на периоды: дошкольный (до 6–7 лет), домутационный (от 6–7 до 13 лет), мутационный (13–15 лет), послемутационный (15–17 лет). Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счёт краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5–6 нот. 
Мутация голоса (лат. mutatio – изменение) — изменение голоса в период полового созревания, обусловленное увеличением гортани. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Продолжительность мутационного периода от месяца до 2-3 лет. В свою очередь, мутационный период делится на начальную, основную (пиковую) и конечную стадии. Начальная стадия мутационного периода характеризуется небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, которая увеличивается в размерах. Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека. Послемутационному периоду свойственная легкая ранимость неокрепшего голосового аппарта, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период расширяется диапазон, определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Назад

Физиологические итерации

Физиологические итерации (лат. iteracio – повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте. Несудорожные запинки, повторы. Относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи. Наиболее ярко физиологические итерации проявляются в период формирования фразовой речи и полностью исчезают к 4-5 годам. Итерации в детской речи — закономерное, естественное явление, исчезающее по мере образования в коре головного мозга прочных слуховых и кинестетических образов слов и словосочетаний. Однако при нервной ослабленности ребенка, других неблагоприятных факторах физиологические итерации могут перейти в заикание.

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"