Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка
1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.
Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной
Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:
1 этап: Сбор анамнестических сведений
Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.
Наследственность, беременность и роды у матери, период до 1-го года ,период дошкольного возраста, речевой анамнез, условия воспитания ребенка, развитие заикания, психологический климат в семье, особенности взаимоотношений.
Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:
— Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.
— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность.
— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.
— Уровень развития игровой деятельности ребенка.
— Склонность ребенка к определенным играм.
— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.
— Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).
2 этап: Обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, обследование речевой функции
3 этап: Изучение личностных особенностей заикающихся
Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.
В заключении логопед отражает:
-наличие
признаков органического
- особенности
речевого и моторного
- наличие психогении при возникновении заикания
- возраст появления заикания
- тяжесть заикания
- тип и локализацию судорог
- зависимость
проявления судорог от
- наличие страха речи
- течение заикания
- наличие других нарушений.
Т.о.логопед имеет возможность определить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заиканию нарушения, клиническую форму заикания и , главное, наметить индивидуальную программу логопедических занятий.
9.
Комплексный подход в
Реабилитация заикающихся требует комплексного подхода, поскольку нарушение плавности речи обусловлено причинами как биологического, так и психологического характера. Комплексный подход к преодолению заикания включает в себя 2 аспекта:
1. сочетание
коррекционно – педагогической
и лечебно-оздоровительной
2. система
четко разграниченных, но согласованных
между собой средств
Комплексный подход предполагает одновременное решение 3 задач:
1. формирование навыка плавной речи
2. воздействие на личность заикающегося
3. профилактика рецидивов и хронификация заикания
Решение 1 задачи связано с применением целого ряда логопедических технологий: охранительный режим, регуляция эмоционального состояния, развитие координации и ритмизации движений, формирование речевого дыхания, формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие планирующей функции речи. Эту работу выполняет логопед на логопедических и логоритмических занятиях.
Вторая задача предполагает психолого-педагогическое воздействие с целью воспитания и перевоспитания отношения к себе, к своему речевому дефекту, а также формирование социальной активности. Исп.психотерапия, психологические тренинги, функциональные тренировки и логопедические занятия.
Третья задача требует лечебно-оздоровительной работы и поддержки устойчивой плавной речи повторными курсами реабилитации.
Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно, т.е.все виды коррекционной работы выполняются по принципу от простого к сложному. Любому реабилитационному воздействию должно предшествовать обследование заикающихся и логопедическое заключение. Возможность сделать заключение предполагает проведение логопедической диагностики. Проведение логопедической диагностики возможно только при наличии знаний о сущности и значении выявляемых признаков.
10.
Основные положения
Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay (1933, 1959, 1983), которая не потеряла актуальности до настоящего времени. Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:
1) до начала
коррекционной работы
2) коррекционные
воздействия должны
3) логопедической
работе по развитию навыка
плавной речи должен
По мнению
этих авторов, реабилитация заикающихся
детей должна проводиться в
коллективе в условиях
В самом начале коррекционной работы Власова рекомендует проводить охранительный речевой режим. В этот период последовательно вводятся простейшие виды речи: сопряженной и позднее – отраженной. Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.
Особое
внимание в этой комплексной
системе реабилитации
Кроме
этого, система реабилитации включает
такие разделы: работа по развитию
общей и мелкой моторики, которая
осуществляется на
Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заикающимися разных возрастных групп. (Более подробное описание методики см.: Заикание. Ред. Н.А. Власова, К.П. Беккер, 1983.)
11.
Основные положения системы
Система реабилитации для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при реабилитации заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.
Система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой и др., основанная на тесном взаимодействии трех основных направлений: психотерапевтического, логопедического, психологического. Эти воздействия проводятся на фоне общеоздоровительного лечения с помощью лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, физиотерапии и т.п.
Особое место в этой системе занимает психотерапия, которая включает как общую, так и частную: рациональную, суггестивную и трудотерапию.
Если общая психотерапия, используемая при заикании как у детей, так и у взрослых, состоит из создания положительного эмоционального фона окружающей обстановки, то частная психотерапия в основном проводится, начиная с подросткового возраста. С помощью рациональной терапии подростку разъясняются причины его речевой патологии, последовательно и постепенно воспитывается адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту. С помощью этого вида психотерапии идет воспитание личности заикающегося подростка в целях переосмысления своей позиции к речевому дефекту, своего положения среди сверстников, своих возможностей получения образования, выбора профессии, устройства семьи.
В процессе
суггестивной терапии, которая проводится
обычно в бодрствующем
Одним из важных методов суггестивной терапии, применяемом при заикании у подростков, является аутогенная тренировка.
Большое
значение в реабилитационной
работе с подростками
Библиотерапия в подростковом возрасте оставляет глубокий след, помогает подросткам в формировании личности.
Проведение
так называемых функциональных
тренировок в процессе
Логопедическая
коррекция заикания у
На втором
этапе логопедической
На третьем
этапе логопедической работы
проводится автоматизация
Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. На протяжении всего курса реабилитации родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно получают сведения от логопеда о работе с подростком, его успехах и трудностях. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.
12.
Основные положения
Комплексный подход в реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений разработан В.И. Селиверстовым (1968, 1994), который особо подчеркивал необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.
Данная
система логопедических
Логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.
Построение
комплексного