Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка

Описание

1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.

Работа состоит из  1 файл

логопедия ответы.docx

— 100.43 Кб (Скачать документ)

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:

1 этап: Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

Наследственность, беременность и роды у матери, период до 1-го года ,период дошкольного возраста, речевой анамнез, условия воспитания ребенка, развитие заикания, психологический климат в семье, особенности взаимоотношений.

Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.

— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность.

— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

— Уровень развития игровой деятельности ребенка.

— Склонность ребенка к определенным играм.

— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

— Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).

2 этап: Обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики,  обследование речевой функции

3 этап: Изучение личностных особенностей заикающихся

Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

-наличие  признаков органического поражения  ЦНС

- особенности  речевого и моторного онтогенеза

- наличие  психогении при возникновении  заикания

- возраст  появления заикания

- тяжесть  заикания

- тип и  локализацию судорог

- зависимость  проявления судорог от эмоционального  состояния

- наличие  страха речи

- течение  заикания

- наличие  других нарушений.

Т.о.логопед имеет возможность определить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заиканию нарушения, клиническую форму заикания и , главное, наметить индивидуальную программу логопедических занятий.

 

9. Комплексный подход в коррекции  заикания.

Реабилитация заикающихся требует комплексного подхода, поскольку нарушение плавности речи обусловлено причинами как биологического, так и психологического характера. Комплексный подход к преодолению заикания включает в себя 2 аспекта:

1. сочетание  коррекционно – педагогической  и лечебно-оздоровительной работы.

2. система  четко разграниченных, но согласованных  между собой средств воздействия  разных специалистов – психотерапия, аутогенные тренировки, релаксация.

Комплексный подход предполагает одновременное решение 3 задач:

1. формирование  навыка плавной речи

2. воздействие  на личность заикающегося

3. профилактика  рецидивов и хронификация заикания

Решение 1 задачи связано с применением целого ряда  логопедических технологий: охранительный режим, регуляция эмоционального состояния, развитие координации и ритмизации движений, формирование речевого дыхания, формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие планирующей функции речи. Эту работу выполняет логопед на логопедических и логоритмических занятиях.

Вторая задача предполагает психолого-педагогическое воздействие с целью воспитания и перевоспитания отношения к себе, к своему речевому дефекту, а также формирование социальной активности. Исп.психотерапия, психологические тренинги, функциональные тренировки и логопедические занятия.

Третья задача требует лечебно-оздоровительной работы и поддержки устойчивой плавной речи повторными курсами реабилитации.

Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно, т.е.все виды коррекционной работы выполняются по принципу от  простого к сложному. Любому реабилитационному воздействию должно предшествовать обследование заикающихся и логопедическое заключение. Возможность сделать заключение предполагает проведение логопедической диагностики. Проведение логопедической диагностики возможно только при наличии знаний о сущности и значении выявляемых признаков.

 

10. Основные положения комплексной  психолого-педагогической системы  реабилитации заикающихся, предложенные Н.А.Власовой, Е.Ф.Рау.

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay (1933, 1959, 1983), которая не потеряла актуальности до настоящего времени. Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:

1) до начала  коррекционной работы необходимо  проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования;

2) коррекционные  воздействия должны направляться  не только на развитие навыка  плавной речи, но на весь организм  и личность заикающегося в  целом;

3) логопедической  работе по развитию навыка  плавной речи должен предшествовать  “охранительный речевой режим”; 4) развитие навыка плавной речи  включает постепенное усложнение  “степени самостоятельности речи”: сопряженная, отраженная, краткие ответы  на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой  картинки, пересказ прослушанного  небольшого рассказа, рассказ по  знакомой картинке и речь в  беседе (спонтанная).

 По мнению  этих авторов, реабилитация заикающихся  детей должна проводиться в  коллективе в условиях учреждений  типа дневного стационара или  детского сада с лечебным уклоном.

 В самом  начале коррекционной работы  Власова рекомендует проводить  охранительный речевой режим. В этот период последовательно вводятся простейшие виды речи: сопряженной и позднее – отраженной. Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.

 Особое  внимание в этой комплексной  системе реабилитации уделяется  развитию памяти, внимания, мыслительных  операций. Особый акцент именно  на этих видах деятельности  рекомендуется делать в работе  с детьми, страдающими неврозоподобной  формой заикания.

 Кроме  этого, система реабилитации включает  такие разделы: работа по развитию  общей и мелкой моторики, которая  осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности детей, работа по исправлению звукопроизношения, работа по развитию речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.

 Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заикающимися разных возрастных групп. (Более подробное описание методики см.: Заикание. Ред. Н.А. Власова, К.П. Беккер, 1983.)

 

11. Основные положения системы реабилитации  для заикающихся подростков М.И.Буянова.

Система реабилитации для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при реабилитации заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.

Система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой и др., основанная на тесном взаимодействии трех основных направлений: психотерапевтического, логопедического, психологического. Эти воздействия проводятся на фоне общеоздоровительного лечения с помощью лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, физиотерапии и т.п.

 Особое  место в этой системе занимает  психотерапия, которая включает  как общую, так и частную: рациональную, суггестивную и трудотерапию.

 Если общая  психотерапия, используемая при  заикании как у детей, так и у взрослых, состоит из создания положительного эмоционального фона окружающей обстановки, то частная психотерапия в основном проводится, начиная с подросткового возраста. С помощью рациональной терапии подростку разъясняются причины его речевой патологии, последовательно и постепенно воспитывается адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту. С помощью этого вида психотерапии идет воспитание личности заикающегося подростка в целях переосмысления своей позиции к речевому дефекту, своего положения среди сверстников, своих возможностей получения образования, выбора профессии, устройства семьи.

 В процессе  суггестивной терапии, которая проводится  обычно в бодрствующем состоянии  заикающихся подростков, внушаются  мысли о возможности полного  избавления от речевой патологии, о полноценности и самоценности личности подростка, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации, о его способности регулировать свое эмоциональное состояние и поведение и т.п.

 Одним из важных методов суггестивной терапии, применяемом при заикании у подростков, является аутогенная тренировка.

 Большое  значение в реабилитационной  работе с подростками придается  методу коллективной психотерапии. Учитывая особенности социализации  заикающихся подростков, в этом  виде психотерапии развивается  утверждение роли подростка в  коллективе сверстников, обсуждается  и утверждается мысль о необходимости  согласовывать свои действия  с коллективом, героические примеры  поведения из жизни литературных  героев в процессе коллективной  психотерапии становятся образцом  для подражания.

 Библиотерапия в подростковом возрасте оставляет глубокий след, помогает подросткам в формировании личности.

 Проведение  так называемых функциональных  тренировок в процессе школьного  урока, посещения музея, читального  зала, участие в дискуссиях позволяют  подросткам использовать новые  речевые и психологические стереотипы  в ситуациях, прежде их травмировавших  и провоцировавших заикание.

 Логопедическая  коррекция заикания у подростков  предусматривает на первом этапе  формирование техники речи, которая  включает в себя постановку  дыхания, голоса и работу над  артикуляцией. Обучение строится  на материале упрощенных форм  речевых заданий. Логопедическая  работа проводится одновременно  с психотерапией.

 На втором  этапе логопедической коррекции  используются освоенные формы  техники речи на более сложном  речевом материале: чтение текстов  и их пересказ. На этом этапе  особое внимание уделяется также  пониманию подростками содержания  и смысла текста. На логопедических  занятиях отрабатывается материал, который подросток затем будет  отвечать в школе на уроках.

 На третьем  этапе логопедической работы  проводится автоматизация новых  навыков речи и использование  их в различных видах речевой  деятельности, в том числе и  в спонтанной речи в различных  ситуациях общения. Особое внимание  уделяется воспитанию психологической  устойчивости к речевым и другим  трудностям, рациональному преодолению  стрессовых ситуаций.

 Общий  комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. На протяжении всего курса реабилитации родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно получают сведения от логопеда о работе с подростком, его успехах и трудностях. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.

 

12. Основные положения комплексной  психолого-педагогической системы  реабилитации заикающихся, предложенные В.И.Селиверстовым.

Комплексный подход в реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений разработан В.И. Селиверстовым (1968, 1994), который  особо подчеркивал необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

 Данная  система логопедических занятий  предусматривает регулярное и  обязательное использование магнитофона  на всех этапах работы с  заикающимися детьми. Это позволяет  детям активизировать свое внимание  на “речевых ошибках”, как собственных, так и других детей, правильнее  оценивать свои достижения и  недостатки и т.п. Родители становятся  активными помощниками логопеда  в решении коррекционно-воспитательных  задач.

 Логопедические  занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.

 Построение  комплексного реабилитационного  воздействия делится автором  на три этапа:

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"