Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 06:59, реферат
В процессе поиска литературы для подготовки реферата, ознакомления с ней, определился с постановкой цели моей работы. Впервые серьезно задумался о возможности ведения мной в будущем педагогической деятельности, и, как бы пафосно это не звучало, мне захотелось проникнуться нетривиальностью воспитания, как явления, метода, обладающего поистине огромным потенциалом, силой и глубиной, важность и востребованность которого сложно переоценить. В работе приведены основы теории воспитания, сформулированные Пидкасистым П. И.
1. Введение……………………………………………..……………………стр. 3
2. Понятие метода воспитания……………………………….…………… стр. 3
3. Система методов воспитания.………………...………..………………..стр. 6
4. Система методов педагогического воздействия……………….…..….стр. 11
Резюме ……………………………………………………………………....стр. 15
Список использованной литературы ……………
Поэтому как только сказанное проецируется на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания…нет. Ведь каждый акт организуемой жизнедеятельности детей – это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога – это одновременное сочетание тонких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания – лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания.
Введение “методов воспитания” обусловлено психологической природой отношения. Отношение - это связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех формах (субстанциях): рациональной, эмоциональной и практически-действенной. Чтобы прослеживать становление отношений, надо видеть эти три формы, в которых оно существует. И, чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три формы существования отношения. Вот почему понятия “метод воспитания”, несмотря на некоторую туманность, а вернее, пока еще недостаточную теоретическую разработанность, крайне необходимы и важны в научно-теоретической картине воспитательного процесса. Они и становятся инструментом мышления для педагога-практика: его педагогическое внимание будет ориентировано разом на все стороны складывающихся у детей ценностных отношений.
Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность своего методического замысла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индивидуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира. Единство методов обеспечивает реализацию целостности воспитательного процесса.
4. Система методов педагогического воздействия
Если методы воспитания обладают характеристикой стратегического плана: прямо выходят на планируемый педагогом результат, то…иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов тактического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальном проявлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры.
Так как отношение имеет три формы своего существования (субстанции), то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Метод убеждения выступает в виде следующего:
– суждение педагога (например:”Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия”);
– аргументация педагога (например:”В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее”);
– мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии (например:”Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы”);
– сообщение об общепринятом в культуре (например:”Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки”);
– диалог педагога с детьми (например:”Я так считаю, а вы что думаете?”);
– раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например:”Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою”);
– дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом (например:”Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас…”);
– обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например:”На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явная мордашка…”);
– совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например:”Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки”);
Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.
В поступке соединяются внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:
– примером педагога(например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);
– просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например:”Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам”);
– просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например:”Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода”);
– показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например:”Протяните, юноши, руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться”);
– специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета);
– игрой с этико-психологическими правилами (например, ”честно играть” в прятки или слышать другого в “эстафете смыслов”);
– традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: ”Спасибо” – “Спасибо”);
– приказ к действию в особых случаях, от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету)…
[1] Полиморфность (греч. poly – много, многое + morphe – форма).
[2] Амбивалентный (лат. ambo – оба + valentia – сила) – двойственность, неоднозначность, одновременное присутствие полярно противоположных характеристик
[3] Рефлексия (лат. reflexso – обращение назад) – размышление над прошедшим моментом, самоанализ.
Информация о работе Система методов педагогического воздействия