Система образования в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:04, реферат

Описание

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:

– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;

– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;

– воспитание гражданственности и любви к Родине;

– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

Работа состоит из  1 файл

Система орбазования в РК.doc

— 35.50 Кб (Скачать документ)

Система образования В  РК

Основными целями системы образования в  Республике Казахстан являются:

 –  формирование общенаучной и общекультурной  подготовки учащихся;

 –  социальная адаптация школьников  к жизни в обществе;

 –  воспитание гражданственности и  любви к Родине;

 –  обеспечение потребностей общества  в квалифицированных рабочих  и специалистах, переподготовка  и повышение их квалификации.

В Конституции  Республики Казахстан (статья 30) записано:

     "Гражданам  гарантируется бесплатное среднее  образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".

Школьное  образование.

     Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.

     Перед системой среднего общего образования  стоят следующие задачи:

– охват обучением всех детей школьного возраста

– реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;

– повышение  качества образования в школах путем  усовершенствования содержания и методов  обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;

– обеспечение  мер по охране здоровья учащихся и  педагогов.

     Среднее общее образование приобретается  поэтапно путем усвоения образовательных  программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.

     В республике функционируют 8290 школ, где  обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся.

     Наряду  с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы.

     Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число  которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.

     С учетом этнических потребностей населения  обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков.

     Профессиональное  образование.

     Начальное и среднее профессиональное образование приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования.

     Основные  задачи профессионально-технического образования:

– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;

– создание условий для повышения доступности  профессионального образования;

– поддержка  негосударственного сектора профессионального образования;

– организация  и развитие социального партнерства  в системе профессионального  образования;

– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

     Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и  повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.

      В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется  более чем по 300 специальностям.

     Учреждения  среднего профессионального образования  представлены колледжами, которые перешли  на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.

     Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.

Высшее  образование.

     Высшее  профессиональное образование приобретается  гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений:

     университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).

     В структуре высшего образования  предусмотрено три ступени:

I. Высшее  базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»;

II. Высшее  специальное образование с присвоением  квалификации «специалист с высшим  образование» (дипломированный специалист);

III. Высшее  научно-педагогическое высшее образование  нацелено на последующее использование  выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему  итоговую аттестацию, присваивается  квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»;

     Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру  многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать  как все ступени высшего образования, так и отдельно.

     Система высшего профессионального образования  республики включает 164 высших учебных  заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.

     Подготовка  кадров для системы образования  осуществляется средними специальными и высшими учебными заведениями, головным из которых является Алматинский государственный университет имени Абая.

     Обучение  иностранных студентов ведется  в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов  из 43 стран мира, включая студентов  из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов - демократичны.

     Послевузовское  образование.

     Послевузовское  профессиональное образование получают специалисты с высшим специальным  образованием или академической  степенью "магистра". Основными  формами послевузовского образования является аспирантура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций. Подготовка научных и научно-педагогических кадров может осуществляться вне аспирантуры и докторантуры в форме соискательства, перевода в старшие научные сотрудники и предоставления творческих отпусков.

     Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям.

     Повышение квалификации и переподготовка кадров проводятся организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе. Переподготовка кадров проводится в Республиканском институте повышения квалификации; переподготовка научно-методических и руководящих кадров системы образования - в областных и городских институтах усовершенствования учителей.

Информация о работе Система образования в Республике Казахстан