Система работы по предупреждению и ликвидации ошибок на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 15:32, доклад

Описание

Сформировать орфографическую грамотность – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50%.

Работа состоит из  1 файл

Система работы по предупреждению и ликвидации ошибок на уроках русского языка.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Первый срез (констатирующий) проводился в 3 классе в середине ноября с целью  выявления уровня орфографических умений и включал в себя следующие задания:

Безошибочно списать текст с  карточки;

В 4 предложении подчеркнуть все  изученные орфограммы.

Зима настала

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко  молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.

Вот и выпал cнег. Шапками oн лег  на ветки деревьев. Укрыты снежком  озимые хлеба. Не страшны им холод  и вьюга. Стоят они под пушистой перинкой.

Результаты работы оценивались  по следующим критериям:

1. Время, затраченное на выполнение всей работы;

2. Количество допущенных ошибок.

Фамилии учащихся

Время, затраченное на работу

Количество ошибок при списывании текста

Количество выделенных орфограмм, %

Уровень

Сергей К.

24

6

33,3

Н

Дима Щ.

17

3

66,6

С

Алена Л.

20

2

83,3

С

Наташа П.

14

0

100

В

Ульяна С.

17

2

83,3

С

Анжела С.

15

0

100

В


 

Анализ результатов позволил разделить  детей на три группы:

В – высокий уровень (время выполнения 12–14 мин); допущено не более 1 ошибки.

С – средний уровень (время выполнения 14–20 мин); допущено не более 3 ошибок.

Н – низкий уровень (время выполнения 20–30 мин); допущено более 5 ошибок.

Итак, анализ результатов первого  среза показал, что слабым “местом” у детей оказались слова с  глухими и звонкими согласными и безударной гласной в корне. Это связано, на мой взгляд, с невнимательностью и высокой отвлекаемостью детей данного возраста, а также с низким уровнем грамматико-орфографических знаний, умений и навыков.

Затем проводилось целенаправленное обучение с использованием большого количества занимательности при изучении тем “Парные звонкие и глухие согласные в корне слова”, “Безударные гласные в корне слова”.

По итогам экспериментального обучения в конце декабря четвертого класса в этой же группе ребят был проведен второй срез (контрольный).

 

Были предложены задания, аналогичные  первому срезу, но на новом языковом материале:

1. Безошибочно списать текст.

2. Во втором предложении подчеркнуть  все изученные орфограммы.

Снежинки

Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки делались прекраснее и наряднее. Одна снежинка была, как звездочка, с шестью лучами. Другая снежинка напоминала цветок с шестью лепестками. Третья снежинка сверкала, как дорогой камень. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей.

Критерии оценивания работы те же, что и в первом срезе.

 

Фамилии учащихся

Время, затраченное на работу

Количество ошибок при списывании текста

Количество выделенных орфограмм, %

Уровень

Сергей К.

18

2

83,3

С

Дима Щ.

14

1

100

В

Алена Л.

16

0

83,3

С

Наташа П.

12

0

100

В

Ульяна С.

14

0

100

В

Анжела С.

14

0

100

В


 

Итак, результаты контрольного списывания показали, что в группе учащихся 67% соответствует высокому уровню, 33% – среднему уровню сформированности знаний, умений и навыков.

Если сопоставить результаты первого  и второго срезов, то можно увидеть, что учащиеся повысили свой грамматико-орфографический  уровень. Они поднялись на ступень  выше. Три человека перешли со среднего уровня на высокий, один с низкого на средний уровень. Два человека остались на прежнем уровне. Если посмотреть на таблицу, то у этих детей сократилось число допущенных ошибок и им немного не хватило перейти на следующий уровень.

Работая по данной теме я пришла к  выводу:

· Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

· Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление  возможной ошибки.

· Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.

· Развивать фонематический слух.

· Обучать  правильному списыванию текста.

· Прививать  интерес к чтению.

· Интегрировать  уроки русского языка и чтения.

· Развивать  словарный запас детей.

Всё это  позволяет повысить уровень грамматико-орфографических  умений, орфографическую зоркость и  оперативную память младших школьников.




Информация о работе Система работы по предупреждению и ликвидации ошибок на уроках русского языка