Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 15:32, доклад
Сформировать орфографическую грамотность – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50%.
Первый срез (констатирующий) проводился в 3 классе в середине ноября с целью выявления уровня орфографических умений и включал в себя следующие задания:
Безошибочно списать текст с карточки;
В 4 предложении подчеркнуть все изученные орфограммы.
Зима настала
Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал cнег. Шапками oн лег на ветки деревьев. Укрыты снежком озимые хлеба. Не страшны им холод и вьюга. Стоят они под пушистой перинкой.
Результаты работы оценивались по следующим критериям:
1. Время, затраченное на выполнение всей работы;
2. Количество допущенных ошибок.
Фамилии учащихся |
Время, затраченное на работу |
Количество ошибок при списывании текста |
Количество выделенных орфограмм, % |
Уровень |
Сергей К. |
24 |
6 |
33,3 |
Н |
Дима Щ. |
17 |
3 |
66,6 |
С |
Алена Л. |
20 |
2 |
83,3 |
С |
Наташа П. |
14 |
0 |
100 |
В |
Ульяна С. |
17 |
2 |
83,3 |
С |
Анжела С. |
15 |
0 |
100 |
В |
Анализ результатов позволил разделить детей на три группы:
В – высокий уровень (время выполнения 12–14 мин); допущено не более 1 ошибки.
С – средний уровень (время выполнения 14–20 мин); допущено не более 3 ошибок.
Н – низкий уровень (время выполнения 20–30 мин); допущено более 5 ошибок.
Итак, анализ результатов первого среза показал, что слабым “местом” у детей оказались слова с глухими и звонкими согласными и безударной гласной в корне. Это связано, на мой взгляд, с невнимательностью и высокой отвлекаемостью детей данного возраста, а также с низким уровнем грамматико-орфографических знаний, умений и навыков.
Затем проводилось целенаправленное обучение с использованием большого количества занимательности при изучении тем “Парные звонкие и глухие согласные в корне слова”, “Безударные гласные в корне слова”.
По итогам экспериментального обучения в конце декабря четвертого класса в этой же группе ребят был проведен второй срез (контрольный).
Были предложены задания, аналогичные первому срезу, но на новом языковом материале:
1. Безошибочно списать текст.
2. Во втором предложении
Снежинки
Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки делались прекраснее и наряднее. Одна снежинка была, как звездочка, с шестью лучами. Другая снежинка напоминала цветок с шестью лепестками. Третья снежинка сверкала, как дорогой камень. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей.
Критерии оценивания работы те же, что и в первом срезе.
Фамилии учащихся |
Время, затраченное на работу |
Количество ошибок при списывании текста |
Количество выделенных орфограмм, % |
Уровень |
Сергей К. |
18 |
2 |
83,3 |
С |
Дима Щ. |
14 |
1 |
100 |
В |
Алена Л. |
16 |
0 |
83,3 |
С |
Наташа П. |
12 |
0 |
100 |
В |
Ульяна С. |
14 |
0 |
100 |
В |
Анжела С. |
14 |
0 |
100 |
В |
Итак, результаты контрольного списывания показали, что в группе учащихся 67% соответствует высокому уровню, 33% – среднему уровню сформированности знаний, умений и навыков.
Если сопоставить результаты первого и второго срезов, то можно увидеть, что учащиеся повысили свой грамматико-орфографический уровень. Они поднялись на ступень выше. Три человека перешли со среднего уровня на высокий, один с низкого на средний уровень. Два человека остались на прежнем уровне. Если посмотреть на таблицу, то у этих детей сократилось число допущенных ошибок и им немного не хватило перейти на следующий уровень.
Работая по данной теме я пришла к выводу:
· Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
· Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
· Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
· Развивать фонематический слух.
· Обучать правильному списыванию текста.
· Прививать интерес к чтению.
· Интегрировать уроки русского языка и чтения.
· Развивать словарный запас детей.
Всё это
позволяет повысить уровень грамматико-
Информация о работе Система работы по предупреждению и ликвидации ошибок на уроках русского языка