Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:56, реферат

Описание

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.
Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми

 

Введение

 

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

 

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

 

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

 

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

 

В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

 

Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми

 

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

 

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

 

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

 

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7].

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

 

Ткач Р.М. [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

 

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

 

2. Сказки для гиперактивных детей.

 

3. Сказки для агрессивных детей.

 

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д;

 

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

 

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

 

 

1.1. Жанры, используемые в сказкотерапии

 

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

 

Как пишет Вачков И.В. [1], главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

 

Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции притч и сказок.

 

 

1.1.1.  Функция притч

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками.

 

При семейном и индивидуальном консультировании также  достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры, сказки и анекдоты.

 

По мнению Н. Пезешкиана [11]: «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное  и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

 

Если истории и притчи при психологическом консультировании  подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.

 

Истории предлагают различные варианты действий.

 

После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.

 

Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

 

1.1.2. Функции сказок

 

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6].

 

  1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

 

  2.  Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

 

 

  о жизненно важных явлениях;

 

 

  о жизненных ценностях;

 

 

  о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

 

  3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:

 

 

    как устроен этот мир, кто его создал;

 

 

    что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

 

 

    какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

 

 

    какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

 

 

    какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

 

 

    как приобретать и ценить дружбу и любовь;

 

 

    какими ценностями руководствоваться в жизни;

 

 

    как строить отношения с родителями и детьми;

 

 

    как прощать.

 

1.2.Типологии  сказок

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

 

1.Художественные сказки

 

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

2.Народные сказки

 

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

 

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.

 

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

 

     Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

 

    Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

 

   Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

 

    Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

 

     Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].

 

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные сказки

 

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

 

4.Дидактические сказки

 

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5.Психокоррекционные сказки

 

Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

 

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

 

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

 

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

 

     Жили-были.

 

Начало сказки, встреча с ее героями.

 

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

 

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

 

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

 

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

 

      И вдруг однажды…

 

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

 

     Из-за этого…

 

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

 

      Кульминация.

 

Герои сказки справляются с трудностями.

 

      Развязка.

 

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

 

      Мораль сказки…

 

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

 

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.  [5] психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

 

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

 

       1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

 

        2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

 

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

  4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

 

  5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

 

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения детей. Обычно их пять [5].

 

Пять причин плохого поведения ребенка

 

1. Желание привлечь к себе внимание.

 

2. Желание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.

 

3.Желание за что-то отомстить взрослому.

 

4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.

 

5. У ребенка не сформировано чувство меры.

 

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

 

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторга по поводу сказки, она все равно запала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Информация о работе Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми