Среди разнообразных нарушений
речи у детей дошкольного возраста
одним из наиболее трудных для
коррекции является такое особое
проявление речевой патологии, как
нарушение слоговой структуры слов.
В секторе логопедии
Института дефектологии АПН СССР (в настоящее
время ИКП РАО) был осуществлен цикл исследований
по изучению особенностей формирования
звуко-слоговой структуры слова у детей
с различными видами речевой патологии.
В работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой и
их последователей отмечается, что нарушения
формирования звуко-слоговой структуры
слов препятствуют нормальному развитию
устной речи: овладению правильным произношением
отдельных звуков, накоплению словаря,
формированию грамматического строя речи,
а в дальнейшем и обучению письменной
речи. Следует отметить, что детальное
изучение этого вопроса касалось детей
с алалией, дизартрией, афазией. Проанализировав
данные научно-методической литературы,
посвященные нарушению и коррекции слоговой
структуры слова у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи, можно сделать
вывод о том, что проблема является малоизученной
и недостаточно описанной. Методические
рекомендации по коррекции этого нарушения
являются противоречивыми и неполными,
несмотря на их актуальность.
Формирование слоговой структуры
слов в онтогенезе. Причины нарушений.
Процесс усвоения слоговой структуры
слова и ее отдельных компонентов
происходит постепенно. Дети с нормальным
речевым онтогенезом, как правило,
испытывают определенные затруднения
при ее овладении. Однако нарушения
слоговой структуры слова в норме
являются временным этапом и преодолеваются
к концу преддошкольного периода
(Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Маркова А.К.,
Цейтлин). Исходя из схемы системного развития
нормальной детской речи, составленной
Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева
«Вопросы изучения детской речи», формирование
слоговой структуры слов происходит по
следующим этапам:
1г 3мес. - 1г 8мес.
ребёнок часто воспроизводит один слог
услышанного слова (ударный) или два одинаковых
слога: га-га, ту-ту;
1г. 8мес. – 1г. 10мес.
воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных
словах часто опускается один из слогов:
мако (молоко);
1г. 10мес. – 2г. 1мес.
в 3-сложных словах иногда всё ещё опускается
слог, чаще
предударный: кусу (укушу); может сокращаться
количество слогов в 4-сложных словах;
2г. 1мес. – 2г. 3мес.
в многосложных словах чаще опускаются
предударные слоги, иногда приставки:
ципилась (зацепилась);
2г 3мес. – 3года
слоговая структура нарушается редко,
главным образом, в малознакомых словах.
Итак, в норме после
трех лет слоговая структура в
основном является сформированной, но
в ряде случае нарушения слоговой
структуры после трех лет coxpaняются
и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением
звукопроизношения (физиологические нарушения),
с нарушением звуконаполняемости слов,
нарушения слоговой структуры часто делают
речь непонятной для окружаю¬щих. Нарушается
ее основная развивающая функция - коммуникативная.
В речи такого ребенка отмечаются:
- единичные правильно произносимые слова:
«па¬па, «мама»;
- искаженные в плане слогового состава
слова («ма-ко» — молоко);
- лепетные слова — «баба», «бах»;
- интонационные контуры слов («титики»
= кир¬пичи);
- слова - звукокомплексы, носящие коммуника¬тивную
функцию, но которые не имеют ничего общего
со словами родного языка («тс-тс» = конфета).
Подобные нарушения в формировании слоговой
структуры приводят к торможению развития
словаря, грамматического строя и к другим
проявлениям систем¬ного недоразвития
речи
Нарушения слоговой структуры слов сохраняется
у детей с патологией речевого развития
на протяжении многих лет, обнаруживаясь,
всякий раз, как только ребёнок сталкивается
с новой звуко-слоговой и морфологической
структурой слова (например, мотоциклист,
парикмахерская).
Говоря о факторах, вызывающих нарушение
слоговой структуры слова, ряд авторов
отмечают, что процесс усвоения слогового
состава слова тесно связан с речевым
развитием в целом, в частности, с состоянием
фонематических (сенсорных) или моторных
(артикуляторных) возможностей ребенка.
В случае преобладания в недоразвитии
речи нарушений в сфере слухового восприятия
у детей преобладают перестановки слогов,
добавления числа слогов. Уподобление
слогов и сокращение стечений согласных
встре-чаются редко и имеют изменчивый
характер (т.е. сокращенный вариант чередуется
с несокращенным).
В случае преобладания в недоразвитии
речи наруше¬ний в артикуляционной сфере
преобладают ошибки следующих видов: сокращение
числа слогов, причем в четкой статичной
форме, уподобление слогов друг другу
и сокращение стечений согласных.
Методы диагностики и
основные виды нарушений слоговой структуры
слова.
Методика обследования слоговой структуры
слов, предложенная Агранович З.Е.
Методика обследования детей 3 лет. Детям
предлагается воспроизвести вслед за
логопедом слова, состоящие из 2-х слогов,
например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х
слогов (кабина, машина, утята и т.д.) 1 слога,
например, (мак, сок, дым, и т.д. При этом
отмечается общее количество правильно
воспроизведенных слогов.
Методика обследования детей 4-5 лет. Детям
предлагаются различные типы слов: простые
- из открытых слогов без стечения согласных;
более сложные - из 4-5 слогов со стечением
согласных в начале, середине, конце слова.
Речевой материал может быть следующим:
снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица,
скворечник, простокваша, лекарство, помидоры,
сквозняк, телевизор, сковорода, свисток,
милиционер, аквариум, парикмахерская,
строительство.
Виды работ должны варьироваться:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за логопедом;
- ответить на вопросы (Где подстригают
волосы?).
После 5 лет детям дается задание повторить
за логопедом предложения с большой концентрацией
сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве
высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям предлагается самостоятельно
составить предложения по сюжетным картинкам.
Более детальное и развернутое
обследование состояния слоговой структуры
слов предлагают такие авторы, как
Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю.
Методика обследования включает четыре
серии заданий. Первая серия состоит из
комплекса заданий, направленных на выявление
особенностей слогового оформления слов
разной степени сложности (называние предъявляемых
картинок, отраженное произношение слов,
завершение словосочетаний и предложений).
Вторая серия включает комплексы заданий,
позволяющих определить особенности восприятия
ритмических и структурных характеристик
слова (на основе предъявления на слух
слогов, слов и квазислов.).
Третья – включает комплексы заданий,
направленных на выявление состояния
сложных параметров двигательных актов
– динамического и ритмического (при выполнении
серийных движений органов артикуляции,
рук и ног).
Четвертая серия состоит из комплекса
заданий, направленных на исследование
особенностей оптико-пространственной
ориентации (сомато-пространственной
и ориентации в трехмерном и двухмерном
пространстве.
Логопеду также необходимо
определить тип нарушения слоговой
структуры слова. Как правило, диапазон
данных нарушений широко варьируется:
от незначительных трудностей произношения
слов сложной слоговой структуры
до грубых нарушений .
Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизия — сокращение (пропуск) слогов:
«моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число
слогов слова. При сокращении числа слогов
могут опускаться слоги в начале слова
(«на» — луна), в его середине («гуница»
— гусеница), слово может недоговариваться
до конца («капу» — капуста).
В зависимости от степени недоразвития
речи, одни дети сокращают даже двусложное
слово до односложно¬го («ка» — каша, «пи»
— писал), другие затрудняются лишь на
уровне четырехсложных структур, заменяя
их трехсложными («пувица» — пуговица).
— опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться
за счет выпадения лишь слогообразующих
гласных, в то время как другой элемент
слова — согласный сохраняется («просоник»
— поросенок; «сахрница» — сахарница).
Данный вид нарушений слоговой структуры
встречается реже.
б) Итерации — увеличение числа слогов
за счет добавления сло-гообразующей гласной
в том месте, где имеется стечение согласных
(«тарава» — трава). Такое удлинение струк¬туры
слова обусловлено своеобразным расчлененным
его произношением, представляющим собой
как «раскладывание» слова и особенно
стечений согласных на составляющие звуки
(«дирижабил» — дирижабль).
2. Нарушения последовательности слогов
в слове.
- перестановка слогов в слове («деворе»
- дерево)
- перестановка звуков соседних слогов
(«гебемот» - бегемот). Данные искажения
занимают особое место, при них число слогов
не нарушается, в то время как слоговой
состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажения структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных, превращающее
закрытый слог в открытый («капута» —
капуста); слог со стечением согласных
— в слог без стечения («тул» —стул). Данный
дефект Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют
как самый распространенный при произнесении
слов различной слоговой структуры детьми,
страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог («лимонт» —
лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного
слога дру¬гому («пипитан» — капитан;
«вевесипед» — велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»).
Это инертное застревание на одном слоге
в слове («па-нанама» — панама; «вввалабей»
— воробей).
Наиболее опасна персеверация первого
слога, т.к. этот вид нарушения слоговой
структуры может перерас¬ти в заикание.
6. Контаминации - соединения частей двух
слов («холодильница» — холодильник, хлебница).
Методики формирования слоговой
структуры слов.
Различные научно-методические подходы
в коррекции слоговой структуры слова
у детей с речевой патологией были разработаны
такими авторами, как А.К. Маркова, Т.А.
Ткаченко, Ю.Ф. Гаркуша, З.Е. Агранович,
Н.С. Четверушкина, С.Е. Большакова и другими.
Для формирования слоговой структуры
слова рядом авторов были разработаны
различные методики. Рассмотрим некоторые
из них.
При формировании слоговой структуры
слова Т.А. Ткаченко выделяет в качестве
одного из важнейших условий опору на
слуховую, зрительную и кинестетическую
функции, поэтому предлагает применять
в качестве вспомогательных средств зрительные
и жестовые символы гласных и согласных
звуков на начальном, пусковом этапе работы
по формированию слоговой структуры слова.
Автор считает, что такой подход существенно
облегчает дошкольникам с общим недоразвитием
речи ориентировку в структурном составе
слова. Также автор обращает большое внимание
на лексическое развитие детей, предлагая
активнее использовать редко употребляемые,
сложные по значению слова (например, макулатура,
поверхность, горнолыжный курорт, неправдоподобный,
фантастический и др.). Помимо смысла, требующего
уточнения, они обладают усложненной слоговой
наполняемостью, поэтому тренировка в
их произнесении поможет улучшить состояние
как слогового контура слова, так и словарного
запаса ребенка.
Методика коррекции нарушений слоговой
структуры слова, предложенная Т.А. Ткаченко,
включает четыре этапа: подготовительный
этап (создание фонетико-фонематической
базы), этап формирования слоговой структуры
слова, этап закрепления навыков точного
воспроизведения слоговой структуры слова
(заучивание рифмовок, стихов, скороговорок
с правильно произносимыми звуками) и
заключительный этап (использование полученных
навыков точного воспроизведения слоговой
структуры слова в самостоятельной речи).
В основу методики, разработанной Н.С.
Четверушкиной, положен принцип системного
подхода в коррекции речевых нарушений
и классификация А.К. Марковой, которая
выделяет 14 типов слоговой структуры слова
по возрастающей степени сложности. Усложнение
заключается в наращивании количества
и использовании различных типов слогов:
1.Двухсложные слова из открытых слогов
(ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов
(охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом
(диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных
в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов
(компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом
(бегемот, телефон)
8. Трехсложные слова со стечением согласных
(комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных
и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями
согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных
в начале слова ( стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных
в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями
согласных (плетка, кнопка).
14.Четырехсложные слова их открытых слогов
(черепаха, пианино).
Система работы, предлагаемая автором,
рассчитана на 2 учебных года (старшая
и подготовительная группа). Важнейшее
значение в работе автор отводит индивидуальному
подходу к детям, который предполагает
учет психических возможностей, работоспособность,
речевые возможности дошкольника и характер
нарушения слоговой структуры слова. Поэтому
работу по формированию слоговой структуры
слова автор считает целесообразным проводить
индивидуально, как часть занятия по коррекции
звукопроизношения.
Та же система работы положена в основу
методики, разработанной С.Е. Большаковой;
автор предлагает эффективные приемы
формирования слоговой структуры слова,
в частности приемы мануального подкрепления,
облегчающие детям усвоение многосложных
слов и слов со стечениями согласных. Детей
знакомят с рядом ручных поз, соответствующих
гласным звукам, еще на этапе овладения
артикуляционной гимнастикой, что предупреждает
замещение гласных и перестановку слогов.
Впоследствии, по мнению автора, при работе
над слоговой структурой слов чередование
поз гласных облегчает ребенку переключение
со слога на слог, предотвращает их пропуски
и замены.
З.Е. Агранович предлагает свою систему
коррекционной работы по преодолению
нарушений слоговой структуры слов, в
которой можно выделить два этапа. Первый
этап – подготовительный (работа проводится
на невербальном, а затем на вербальном
материале; цель данного этапа – подготовить
ребенка к усвоению ритмической структуры
слов родного языка). Второй этап – собственно
коррекционный (работа ведется на вербальном
материале; цель этого этапа – непосредственная
коррекция дефектов слоговой структуры
слов).
Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова разработали
ряд дидактических игр и упражнений с
использованием метода наглядного моделирования
в коррекции общего недоразвития речи
дошкольников, в том числе для коррекции
нарушений слоговой структуры слова.
С.В. Дель, А.П. Непокорова разработали
систему работы по преодолению нарушений
слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи с учетом методик А.К. Марковой и З.Е.
Агранович. Работа проводится в несколько
этапов: подготовительный, коррекционный,
заключительный, каждый из которых подразделяется
на подэтапы, имеющие определенную цель
и задачи.
Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю. предлагают
свою систему работы по коррекции слоговой
структуры слов. Работа проводится в определенной
последовательности. Вначале формируются
пространственные представления и оптико-пространственные
ориентации (ориентировка в собственном
теле, в трехмерном пространстве, в двухмерном
пространстве). Затем проводится работа
по развитию моторных функций: совершенствуются
общие движения и действия (отрабатывается
темп и ритм), мелкая моторика рук, координация
пальцев рук и органов артикуляции при
выполнении совместных движений. Следующий
этап – формирование слоговой структуры
слова (восприятие и проговаривание лексических
единиц – гласных звуков, слогов и слов).
Список использованной и
рекомендуемой литературы:
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа
по преодолению нарушений слоговой структуры
слов у детей [Текст] : практич. пособие
для логопедов, воспитателей, родителей
/ З.Е. Агранович. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс»,
2005. - 48 с.
2. Большакова, С. Е. Формируем слоговую
структуру слова [Текст]: практич.пособие
для логопедов, воспитателей, родителей
/ С.Е. Большакова.- М.: Изд-во «ТЦ Сфера»,
2006.-32 с.
3. Дель, С.В. Система работы по преодолению
нарушений слоговой структуры слова у
детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В.
Дель, А.П. Непокорова // Логопед. – 2007. -
№4. – С.26-39.
4. Логопедия [Текст]:учебник для студ. дефектол.
фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр
Владос, 2003. – 680 с.
5. Поваляева, М.А. Справочник логопеда
[Текст] /М. А. Поваляева; 5-е изд. – Ростов
н/Д: Феникс, 2006. – 408 с.
6. Смышляева, Т.Н. Использование метода
наглядного моделирования в коррекции
общего недоразвития речи дошкольников
[Текст] / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова
// Логопед. – 2005. - №1. – С. 33-38.
7. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой
структуры слова. Альбом для индивидуальной
работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим
говорить правильно» [Текст]: практич.
пособие / Т.А. Ткаченко. - М.: Изд-во «Гном
и Д», 2001. – 40 с.: ил.
8. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура
слова: система коррекционных упражнений
для детей 5-7 лет [Текст]: практич. пособие
для логопедов, воспитателей, родителей
/ Н.С. Четверушкина. – М.: Изд-во «Гном и
Д», 2001.- 96с.
9. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.
Слоговая структура слова: обследование
и формирование у детей с недоразвитием
речи. Учебно-методическое пособие. –
М.: Книголюб, 2005. |