Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:41, доклад
Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
1. Слово. Что думают об этом мудрецы.
2. Секреты речевого общения
3. Работа над ошибками анализ практики речевого общения
4. Советы педагогам.
План
1. Слово. Что думают об этом мудрецы.
2. Секреты речевого общения
3. Работа над ошибками анализ практики речевого общения
4. Советы педагогам.
1.СЛО́ВО ср. исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть возсоздание внутри себя мира. К. Аксаков.
- Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие;
Поговорки и пословицы о слове
Ласковое слово пуще дубины.
Воздух словами не наполнить.
Дальше в спор — больше слов.
Не много слов, да много дела.
Ласковое слово и кость ломит.
Без спорного слова не беседа.
Честь чести и на слово верит.
Бритва скребёт, а слово режет.
Без прикраски и слово не баско.
От слова до дела — сто перегонов.
Больше верь делам, нежели словам.
Слово — серебро, молчание — золото.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
Браниться бранись, а на мир слово береги.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Птицу кормом, а человека словом обманывают.
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
Велико слово небось. Небось не Бог, а полбога есть.
За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Не говоря худого слова — положил за пазуху, да и ушёл.
Слово — тень дела. Демокрит
К чему лишние слова? Плавт
Ты от зверей отличен слова даром — Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром. Саади
Слова — ветер, а бранные слова — сквозняк, который вреден. Шекспир У.
Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов. Поуп А.
Слово есть образ дела. Солон
Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово. Пифагор
Трех слов связать не может. Сенека
Выражай смертными словами бессмертные вещи. Лукреций
Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия. Эразм Роттердамский
Цени слово. Каждое может быть твоим последним. Лец С. Е.
Выпущенное слово не поймаешь. Гораций
Где мало слов, там вес они имеют. Шекспир У.
Большинство людей ищет общества не столько с целью слушать, сколько говорить. Поуп А.
Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. Монтескье
Меньше скажешь слов, скорее справишь дело. Скотт В
Слово, удержанное тобою, — раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, — господин твой. Хафиз
Секреты речевого общения
Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы ,т.к. многие из них действуют на уровне подсознания. Дело все в том , что многие из них люди используют еще с каменного века. Например раскрытые ладони в древности означали
- "у меня нет оружия".Сейчас это означает дружелюбный и открытый настрой собеседника.
Несколько приемов для эффективного общения : " Правило трех двадцати " : 20 сек. вас оценивают. 20 сек. как и что вы начали говорить. 20 см улыбки и обаяния.
6 правил Глеба Жиглова :
1. Проявлять искренний интерес к собеседнику.
2. Улыбаться.
3. Запомнить и мячеловекаи не забывать время от времени повторять его в разговоре .
4. Уметь слушать.
5. Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.
6. Относится к нему с уважением.
Как увеличить полезность контакта :
- Быть наблюдательным ;
- Сделать комплимент ;
- Говорить о проблемах собеседника ;
Как результат вы получите:
1. Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.
2. Вы завоюете собеседника.
3. Вы повесите вашу самооценку.
Правила эффективного общения по Блэку:
1. Всегда настаивать на правде.
2. Строить сообщения просто и понятно.
3. Не приукрашивать, не набивать цену.
4. Помнить, что 1/2 аудитории женщины.
5. Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.
6. Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.
7. Не жалеть времени на выяснение общего мнения.
8. Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.
9. Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.
Некоторые эксперты считают, что способность каждого человека говорить различна и свидетельствует о наличии в человеке двух качеств :
1. Степень самоуверенности ,т.е. насколько он уверено себя чувствует , т.е. на сколько он прав.
2. Его степень неуверенности в себе.
Критерии оценки уверенности или неуверенности служат слова которые употребляет человек и частота их повторения. Слова вставки и слова служащие для выражения неопределенности выдают неуверенность : вообще-то , как сказать , я думаю , по-моему и т.д.
Утвердительные выр-я характеризуют уверенность: однозначно, правильно, великолепно и т.д.
Есть несколько критериев которым должна соответствовать наша речь :
1. То, что мы говорим должно быть обоснованно.
2. Иметь смысл.
3. Быть взаимосвязано.
4. Понятно для окружающих.
Одно из основных профессиональных требований к предпринимателю является умение выступать на конференциях, заседаниях, деловых встречах. Более эффективно всегда короткое насыщенное интересное и яркое выступление, нежели длинная речь. Необходимо говорить редко и по-существу. Для того , чтобы выработать в себе способность говорить спокойно и ясно перед аудиторией необходимо учесть несколько моментов:
1. Начинать речь сильным и настойчивым голосом.
2. Готовится к выступлению.
3. Проявлять уверенность.
4. Практиковаться.
Подготовка к выступлению:
Подготовка к выступлению одна из основных и неотъемлемых частей слагающих успеха при выступлении. Порой именно от подготовки может зависеть все выступление. При подготовке необходимо :
1. "Пропустить" материал через себя.
2. Не превращать речь в сухое изложение фактов, приводить конкретные примеры" эффект слоеного пирога "
3. Собирать больше информации ,чем вы сможете использовать (резервные знания).
4. Необходимо придумать план речи и основные тезисы особенно выстроить ее начало и конец.
5. Записать свое выступление и прослушать на пленке
6. Использовать ассоциации, не читать по бумажке.
7. Отрепетировать готовую речь.
8. Употреблять в повседневных разговорах те моменты о которых вы хотите говорить в публичном выступление, т.к. сведения которые вы используете закрепятся в памяти.
9. Попытаться запомнить вашу речь не в один присест, а в течении нескольких дней.
Во время выступления:
1. Настройтесь на аудиторию ,выясните отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. Если нет, то на ходу приведите ваши интересы и интересы аудитории к общему знаменателю.
2. Прежде чем начать выступление, возьмите на себя внимание.
3. Начинайте говорить только тогда, когда установиться тишина.
4. Кратко и четко обратитесь ко всей аудитории, а потом сделайте паузу.
5. Наблюдайте за реакцией аудитории и старайтесь добиться ее расположения.
6. Следите за тем когда ваши слова найдут у аудитории поддержку и сразу же развивайте тему и старайтесь шире ее раскрыть.
7. Только когда вы полностью добились расположения слушателей переходите на главную тему выступления
8. Не теряйте самообладания от провокационных реплик.
9. Не вступайте в дискуссию вовремя выступления, иначе вас "уведут в сторону " ,и выступление будет " провалено ". Скажите, что на все вопросы вы ответите после выступления.
10. Если в выступление есть места неприятные аудитории, обязательно подкрепите их очевидными примерами и фактами, подчеркните, что только необходимость заставляет вас говорить о них .И , обязательно, снизить остроту несколькими комплиментами.
11. Не делать неоправданных выводов и обобщений.
12. Не показывать виду, что вы устали или в чем-то сомневаетесь.
13. Закончив выступление сделать комплимент аудитории и поблагодарить за внимание.
Начало выступления наиболее важная часть всего выступления. Цель начала выступления состоит в привлечении внимания и разжигании интереса аудитории. Не стоит начинать выступление с анекдота или извинений.
Лучше всего начинать выступление с :
1. С истории потрясающего факта.
2. C вопроса слушателям (Знаете ли вы, что ... ?).
3. С замечания касающегося непосредственно аудитории.
4. С цитаты известного человека.
5. С показа какого-либо предмета.
Как говорится: "Сначала расскажите то, что собирались рассказать, затем расскажите то, что помните и закончите тем, с чего начали."
Заканчивать выступление следует придерживаясь следующих правил :
1. Резюмировать основные положения выступления.
2. Призвать к действию, если это уместно.
3. Сделать подходящий комплимент.
4. Вызвать смех.
5. Использовать подходящую цитату.
6. Создать кульминацию.
7. Постараться закончить выступления, прежде чем этого захочет публика.
Некоторые аспекты необходимые для хорошего выступления :
1. Ощущение контакта с аудиторией.
2. Естественность речи :
a) разговорный тон, непосредственность;
b) акцентирование важных слов;
c) изменение темпа речи пауза до и после важных мыслей.
3. Проявление энергии и эмоциональной искренности.
У человека, как и у животных есть инстинкты, приобретенные или врожденные. К этим инстинктам можно отнести и невербальные средства общения. Большинство из них врожденные, т.е. у наследуемые в генах например интимные зоны. Так же часть из них является приобретенной, например если внимательно понаблюдать за поведением молодых людей в баре или на дискотеке при знакомстве с девушками, то можно увидеть, что примерно более 50% при этом постоянно рукой как бы поправляют себе прическу.
И хотя ваш собеседник может никогда об этом даже не слышал, но на уровне подсознания он будет их ощущать, что в значительной мере повлияет на его решение. Т.е. владея невербальными средствами общения можно иметь контроль и управлять вашим собеседникам. Кроме того владея этими средствами можно без особого труда оценить его искренность, а также лучше его понять. Психологами установлено, что от 60%до 80%коммуникации осуществляется за счет невербальных средств общения, и только 20%-40% за счет вербальных выражений.
У человека существует несколько зон и каждая зона имеет свое значение. Кроме того, каждый человек имеет свою личную территорию которая окружает его и является как-бы его собственностью, продолжением его физического тела (дом, машина и т.п.).
Протяженность личной территории у животных зависит от населенности, так же и у человека, но его личная пространственная территория делится на 4 зоны :
1. Интимная зона 15-46 см : Охраняется как собственность. В нее допускаются дети, родители, жены, мужья, любовники и близкие родственники. Менее 15 см – сверх интимная зона в которую ни вкоем случае нельзя проникать.
2. Личная зона 46 см - 1,2 м : Расстояние на официальных приемах и вечеринках.
3. Социальная зона 1,2 м - 3,6 м : Посторонние и малознакомые люди, новые служащие на работе.
4. Общественная зона более 3,6 м : При обращение к большой группе людей (театр, лекция, выступление).
В случае неизбежного вторжения в несоответствующую зону необходимо соблюдать следующие правила :
1. Ни с кем не разговаривать, даже если вы хорошо знакомы.
2. Не смотреть в упор, но и не прятать глаз.
3. Не проявлять ни каких эмоций.
4. Если в руках книга или газета необходимо полностью углубится в чтиво.
5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
6. В лифте рекомендуется смотреть на указатель этажей.
В последние годы на западе собираются отказаться от небоскребов, т.к. при этом увеличивается плотность населения, что ведет к увеличению стрессовых ситуаций.
Необходимо также отметить, что разных наций разные зональные пространства. Например у американцев зона меньше, чем у японцев . Вот почему, во время переговоров между собой они нередко чувствуют подозрительность. В европейских странах 23 -25 см. Так же различаются зональные пространства между горожанами и сельскими жителями.
У горожан 46 см, в то время как у сельчан 1-2м.
Отсюда можно сделать вывод, что чем более густо населенный регион - тем меньше зональные пространства его жителей.
Работа над ошибками анализ практики речевого общения
Существует несколько классификаций речевых ошибок. Мы остановимся на классификации в аспекте вторичной коммуникативной деятельности (восприятие ошибок адресатом) и рассмотрим ошибки, связанные с возникновением трудностей в интерпретации текста.
1. Неправильный выбор лексического эквивалента часто приводит к неуместному комизму, к абсурдности высказывания. Например: «Стоят наши русские березки в подвенечном саване» (вместо «в подвенечном уборе); «В феврале продолжительность суток возрастет на два часа» (вместо «…световой день увеличится на два часа»).
Подобные ошибки происходят в том случае, когда человек выбирает слова из определенной тематической группы, не утруждая себя анализом их точного значения. Эта небрежность оборачивается неясностью высказывания, а иногда и полным абсурдом. В данном случае могут подвести различные ассоциации (сутки - день, подвенечный убор (фата) - погребальный убор (саван). Такого рода ошибки можно назвать ассоциативными.
Неточный выбор слова случается не только в результате лексической ошибки. Бывает, что человек, по разным причинам (например, чтобы смягчить смысл высказывания) вместо точного значения слова подбирает неопределенное, смягченное. Стилисты называют такие завуалированные выражения эвфемизмами, говорят об эвфеместичности речи. Например, «Мы все еще уделяем недостаточно большое внимание здоровью детей» (лучше сказать: «уделяем мало внимания» или «недостаточно внимания»).
2. Алогизм. Еще Аристотель предостерегал от логических ошибок в речи. Он утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». Логичность - качество, которое характеризует смысловую структуру текста (высказывания). Оно относится к правильной соотнесенности смысловой структуры текста с законами развития мыслительного процесса. Далее приведены основные условия логичности (а в скобках - примеры из школьных сочинений, в которых нарушены эти условия):