Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:46, доклад
И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена прежде всего на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Другое дело, что первое без второго невозможно. Когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией.
Социализация и воспитание
Последнее время в литературе
нередко смешивают понятия социализации
и воспитания, поэтому представляется
целесообразным рассмотреть их соотношение
более подробно.
И социализация, и воспитание включают
в себя освоение нравственных норм. Но
социализация направлена прежде всего
на развитие духовного здоровья общества,
а воспитание - на развитие духовности
в личности. Другое дело, что первое без
второго невозможно. Когда общество не
стремится к поддержанию своего духовного
здоровья, социализация в нем во многом
заменяется простой адаптацией. Поддержание
общества основано на его стремлении к
здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности
свободы, прав и обязанностей личности
и социальных институтов. Если же все это
поддерживается в основном принудительными,
силовыми мерами, это говорит о нездоровье
общества.
Стабильность, духовное здоровье общества
невозможны без духовного развития личности.
От уровня нравственной культуры общества
зависит успех или неудача социальных
преобразований. Процессы воспитания
и социализации неразрывно соединены.
Поскольку сферы воспитания и социализации
в значительной мере пересекаются, то
социализацию необходимо определять как
имеющую целью и духовное здоровье общества,
и духовное здоровье личности. На пересечении
областей социализации и воспитания находится
процесс индивидуализации личности, когда,
"приобщаясь к различным сферам жизни
общества, личность вместе с тем приобретает
и все большую самостоятельность, относительную
автономность. Здесь происходит интернализация
культуры, обучение ролям. Кроме этого,
есть такая часть социализации, которая
направлена только на поддержание общества.
Здесь личность включается в систему общественных
отношений, приобретает социальную природу,
социальный опыт, адаптируется к обществу.
Аналогично, есть часть воспитания, направленная
только на развитие личности, ее духовный
рост. Здесь происходит определение смысла
жизни, нравственных ориентиров личности,
развитие и самоизменение человека. Это
сфера не только морали, но и религии, и
веры.
Чем больше степень пересечения этих двух
сфер, тем ближе цели развития общества,
отраженные в идеологии, к целям развития
личности, отраженным в нравственных идеалах.
Воспитание основывается преимущественно
на нравственных идеалах и общепринятых
нормах морали и права; социализация -
на идеологии, государственной политике
и тоже на общепринятых нормах морали
и права. Понятно, что как идеалы проникают
и присутствуют в социализации, так и идеология
влияет на воспитание. Взаимопроникновение
происходит через впитывание общепринятыми
нормами и нравственных идеалов, и идеологий.
И воспитание, и социализация включают
в себя как целенаправленные меры, так
и стихийные. Можно сказать, что воспитание
содержит больше целенаправленных мер,
социализация - больше стихийных.
Благодаря тому, что в процессе социализации
личность приобщается к нормам морали
и права, происходит развитие личности.
Чем выше мера гуманности отношений между
людьми, тем шире сфера действия нравственности
в жизни общества. Чем выше уровень духовного
здоровья общества, тем в большей степени
социализация способствует развитию личности.
Духовное здоровье общества создается
не столько общественным устройством
или развитостью морального сознания
правящих слоев, сколько уровнем духовного
развития каждого члена общества. Наибольший
вклад в развитие личности вносит дальнейшее
самодвижение по пути именно духовного
роста. Если же в процессе приспособления
человека к обществу происходит отклонение
от норм морали и права, это уже не социализация,
а девиация, следствием которой может
стать аномичное (безнормное) состояние
не только индивида, но и общества.