Социальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Содержание

Введение
1.Понятие и компоненты социальной коммуникации
2.Функции социальной коммуникации
3.Модели социальной коммуникации
4.Типология коммуникаций
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

2.пед. ком. готово!! 5вопр.контрольная.docx

— 39.50 Кб (Скачать документ)

К. Барнлундом рассмотрена трансактная модель коммуникации на уровне личности. По его мнению процесс коммуникации ставит одновременно и эволюцию смысла сообщения и уменьшении степени неопределенности. В качестве составных частей модели выделяются личность, сообщение, процессы кодирования-декодирования и четыре типа сигнала: общественного уровня, личностного уровня, вербальные и невербальные. Сигналы общественного уровня - это воздействие на личность факторов окружающей социальной среды, личностные сигналы характеризует взаимодействие личности с другими людьми. Поведенческие сигналы отображают вербальные и невербальные реакции удачно раскрывают конечный этап коммуникации - переход коммуникации в интраперсональную стадию.

Семиотические модели коммуникации реализуют информационную, экспрессивную и прагматические функции коммуникации. Информационная функция отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях  и процессах. Экспрессивная функция  выражает как смысловую, так и  оценочную информацию о реалиях  окружающей действительности. Прагматическая функция направлена на передачу коммуникативной  установки, рассчитывающую на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой.

В модели Густава  Шпетта в понятие смысла вкладывается предметно-объективное, либо психологически-субъективное. Предметно-объективный смысл вкладывается в слово как в знак, подлежащий истолкованию, а психологически-субъективная составляющая указывает только намерения, желания, представления коммуникатора. Шпетт разграничил значение и смысл, вкладывая в значение многозначный набор, фиксируемый в словарях, а в смысл как единственное понимание, которое возникает в данном речевом контексте. Шпетт считает, что сообщение является стихией сознания, в которой живет и движется понимание. Слово с семиотической точки зрения рассматривается как специфический тип знака. Действия и поступки в данной модели рассматриваются как не как следствия причин, а как знаки, за которыми скрывается известный смысл., т.е., когда они встраиваются в контекст ситуации, предопределяющей место и положение данного поступка. Слово в модели Шпетта воспринимается многозначно лишь до тех пор, пока оно не употреблено для передачи значения. «теория сова как знака есть задача формальной онтологии, или учения о предмете, в отделе семиотики. Слово может выполнять функции любого другого знака, и любой знак может выполнять функции слова. Любое чувственное восприятие любой пространственной и временной формы, любого объема и любой длительности может рассматриваться как знак и, следовательно, как осмысленный знак, как слово».

В отличие от социальных знаков, так называемые «знаки второй категории» рассматриваются  как составные части самого переживания, самой эмоции. «За каждым словом автора мы начинаем теперь слышать  его голос, догадываться о его  мыслях; подозревать его поведение. Слова сохраняют все свое значение, но нас интересуют некоторый как бы особый интимный смысл, имеющий свои интимные формы».

Роман Якобсон  выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между  коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах  связей и отношений с функциями  языка.

1.Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок.

2.Метаязыковая функция имеет непосредственную связь с кодом. С его помощью можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, например - показав предмет.

3.Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается.

4.Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение.

5.Фатическая функция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание.

6.Поэтическая (риторическая)функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.

Итальянский семиотик Умберто Эко, однако, считает, что далеко не все коммуникативные феномены можно объяснить, используя лишь семиотические категории. Если с помощью лингвистических категорий описывается то, чего на самом деле не было, то по мнению У. Эко порождается ложь. У. Эко и Ю. Лотманом отмечается, что в визуальных коммуникациях нельзя вычленить дискретные смыслообразующие элементы. Их компоненты ничего не значат сами по себе, а проявляются лишь в контексте.

Модель эстонского профессора Юрия Лотмана, видного представителя  тартуско-московской семиотической школы, отрицает возможность существования абсолютно одинаковых кодов и одинакового объема памяти у произносящего речь и слушающего ее из за их неэквивалентности. Коды участников коммуникации лишь имеют множество пересечений. Художественный текст особо четко обнаруживает такую расхожесть кодов. Так, при многократном обращении к одному и тому же литературному тексту появляются новые знания. Ю. Лотман рассматривает два случая увеличения информации у индивида или коллектива. В одном случае она поступает полностью извне, а в другом извне поступает лишь определенная часть информации, которая играет роль катализатора, вызывающего возрастание информации внутри сознания реципиента. Например, в фольклоре информация не может восприниматься получателем лишь в пассивной форме - он одновременно является наблюдателем и творцом, способным наращивать информацию. Ю. Лотман отмечает, что в фольклорной коммуникации в отличие от «высокого искусства» получатель информации вносит свое в художественно-коммуникативный процесс.

Владимир Пропп в своей книге «Морфология сказки» выделяет функции, примененные к персонажам данной сказки, могут быть отнесены к другому персонажу в ином произведении. В качестве функций, например, могут быть выделены отлучка, запрет, нарушение, и пр. Причем аксиоматика коммуникации требовала определенных ограничений: должно быть строго ограничено число функций и оно должно быть постоянным; последовательность функций должна быть сохранена. 

4.Типология коммуникаций

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления  решает три основных взаимосвязанных  задачи:

1) интеграцию  отдельных индивидов в социальные  группы и общности, а последних- в единую и целую систему общества;

2) внутреннюю  дифференциацию общества, составляющих  его групп, общностей, социальных  организаций и институтов;

3) отделение  и обособление общества и различных  групп, общностей друг от друга  в процессе их общения и  взаимодействия, что приводит к  более глубокому осознанию ими  своей специфики, к более эффективному  выполнению присущих им функций.

Важное значение имеет типологизация коммуникационных взаимодействий. Она может проводиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих      процессов они подразделяются на:

- информативные;

- управленческие;

- акустические;

- оптические;

- тактильные;

- эмотивные;

По модальности  воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются  следующим образом:

- сообщение побудительно-информационного  порядка;

- экспрессивно-эмоциональные  взаимодействия;

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникации подразделяют на следующие  типы:

- традиционная;

- функционально-ролевая;

- межличностная;

- групповая;

- массовая;

По средствам  выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

- символически-знаковые  и предметно-знаковые;

- паралингвистические;

- гипносуггестивные;

По формам выражения  коммуникационные взаимодействия можно  распределить на:

- вербальные;

- невербальные; 
 
 
 

Заключение

Так как человеческим существам приходится приспосабливаться  к своей окружающей среде, им необходима способность к общению друг с  другом. И действительно, любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию. Коммуникация - это процесс, с помощью  которого люди передают друг другу  информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Она включает в себя все  те вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек  посылает и принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек  оказался бы заперт в собственном  частном мирке. Коммуникация позволяет нам установить «общность» друг с другом, объединяя «отправителя» и «получателя» сообщения. Это неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей. Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и является выражением институциональной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Социология. Под  редакцией проф. Ешукова А.Н. Минск, «Тетра Системс» 2000г.

3. Соколов А.В.  Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с.

4. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.

5. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996.

6. Якобсон Р.О.  Язык в отношении к другим  системам коммуникации // Избранные  работы. М.: Прогресс, 1985.

7. Болотова А.К. , Жуков Ю.М. , Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2008 г, 279 с.

8. Куницына В.  Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.

9. Богомолова II.П., Мельникова О.Т. Отношение аудитории  к коммуникатору как фактор  эффективности коммуникативного  воздействия. // Оптимизация речевого  воздействия. М., 1990.

Информация о работе Социальная коммуникация