Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:49, контрольная работа
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Введение
1.Понятие и компоненты социальной коммуникации
2.Функции социальной коммуникации
3.Модели социальной коммуникации
4.Типология коммуникаций
Заключение
Список литературы
К. Барнлундом рассмотрена трансактная модель коммуникации на уровне личности. По его мнению процесс коммуникации ставит одновременно и эволюцию смысла сообщения и уменьшении степени неопределенности. В качестве составных частей модели выделяются личность, сообщение, процессы кодирования-декодирования и четыре типа сигнала: общественного уровня, личностного уровня, вербальные и невербальные. Сигналы общественного уровня - это воздействие на личность факторов окружающей социальной среды, личностные сигналы характеризует взаимодействие личности с другими людьми. Поведенческие сигналы отображают вербальные и невербальные реакции удачно раскрывают конечный этап коммуникации - переход коммуникации в интраперсональную стадию.
Семиотические модели коммуникации реализуют информационную, экспрессивную и прагматические функции коммуникации. Информационная функция отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях и процессах. Экспрессивная функция выражает как смысловую, так и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности. Прагматическая функция направлена на передачу коммуникативной установки, рассчитывающую на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой.
В модели Густава Шпетта в понятие смысла вкладывается предметно-объективное, либо психологически-субъективное. Предметно-объективный смысл вкладывается в слово как в знак, подлежащий истолкованию, а психологически-субъективная составляющая указывает только намерения, желания, представления коммуникатора. Шпетт разграничил значение и смысл, вкладывая в значение многозначный набор, фиксируемый в словарях, а в смысл как единственное понимание, которое возникает в данном речевом контексте. Шпетт считает, что сообщение является стихией сознания, в которой живет и движется понимание. Слово с семиотической точки зрения рассматривается как специфический тип знака. Действия и поступки в данной модели рассматриваются как не как следствия причин, а как знаки, за которыми скрывается известный смысл., т.е., когда они встраиваются в контекст ситуации, предопределяющей место и положение данного поступка. Слово в модели Шпетта воспринимается многозначно лишь до тех пор, пока оно не употреблено для передачи значения. «теория сова как знака есть задача формальной онтологии, или учения о предмете, в отделе семиотики. Слово может выполнять функции любого другого знака, и любой знак может выполнять функции слова. Любое чувственное восприятие любой пространственной и временной формы, любого объема и любой длительности может рассматриваться как знак и, следовательно, как осмысленный знак, как слово».
В отличие от социальных знаков, так называемые «знаки второй категории» рассматриваются как составные части самого переживания, самой эмоции. «За каждым словом автора мы начинаем теперь слышать его голос, догадываться о его мыслях; подозревать его поведение. Слова сохраняют все свое значение, но нас интересуют некоторый как бы особый интимный смысл, имеющий свои интимные формы».
Роман Якобсон выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка.
1.Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок.
2.Метаязыковая функция имеет непосредственную связь с кодом. С его помощью можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, например - показав предмет.
3.Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается.
4.Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение.
5.Фатическая функция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание.
6.Поэтическая (риторическая)функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.
Итальянский семиотик Умберто Эко, однако, считает, что далеко не все коммуникативные феномены можно объяснить, используя лишь семиотические категории. Если с помощью лингвистических категорий описывается то, чего на самом деле не было, то по мнению У. Эко порождается ложь. У. Эко и Ю. Лотманом отмечается, что в визуальных коммуникациях нельзя вычленить дискретные смыслообразующие элементы. Их компоненты ничего не значат сами по себе, а проявляются лишь в контексте.
Модель эстонского профессора Юрия Лотмана, видного представителя тартуско-московской семиотической школы, отрицает возможность существования абсолютно одинаковых кодов и одинакового объема памяти у произносящего речь и слушающего ее из за их неэквивалентности. Коды участников коммуникации лишь имеют множество пересечений. Художественный текст особо четко обнаруживает такую расхожесть кодов. Так, при многократном обращении к одному и тому же литературному тексту появляются новые знания. Ю. Лотман рассматривает два случая увеличения информации у индивида или коллектива. В одном случае она поступает полностью извне, а в другом извне поступает лишь определенная часть информации, которая играет роль катализатора, вызывающего возрастание информации внутри сознания реципиента. Например, в фольклоре информация не может восприниматься получателем лишь в пассивной форме - он одновременно является наблюдателем и творцом, способным наращивать информацию. Ю. Лотман отмечает, что в фольклорной коммуникации в отличие от «высокого искусства» получатель информации вносит свое в художественно-коммуникативный процесс.
Владимир Пропп
в своей книге «Морфология сказки» выделяет
функции, примененные к персонажам данной
сказки, могут быть отнесены к другому
персонажу в ином произведении. В качестве
функций, например, могут быть выделены
отлучка, запрет, нарушение, и пр. Причем
аксиоматика коммуникации требовала определенных
ограничений: должно быть строго ограничено
число функций и оно должно быть постоянным;
последовательность функций должна быть
сохранена.
4.Типология коммуникаций
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:
1) интеграцию
отдельных индивидов в
2) внутреннюю
дифференциацию общества, составляющих
его групп, общностей,
3) отделение
и обособление общества и
Важное значение
имеет типологизация коммуникационных
- информативные;
- управленческие;
- акустические;
- оптические;
- тактильные;
- эмотивные;
По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:
- сообщение побудительно-
- экспрессивно-эмоциональные взаимодействия;
В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникации подразделяют на следующие типы:
- традиционная;
- функционально-ролевая;
- межличностная;
- групповая;
- массовая;
По средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:
- символически-знаковые и предметно-знаковые;
- паралингвистические;
- гипносуггестивные;
По формам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:
- вербальные;
- невербальные;
Заключение
Так как человеческим
существам приходится приспосабливаться
к своей окружающей среде, им необходима
способность к общению друг с
другом. И действительно, любое социальное
взаимодействие предполагает коммуникацию.
Коммуникация - это процесс, с помощью
которого люди передают друг другу
информацию, идеи, мнения и душевные
состояния. Она включает в себя все
те вербальные и невербальные процессы,
с помощью которых человек
посылает и принимает сообщения.
Не имея способности общаться, человек
оказался бы заперт в собственном
частном мирке. Коммуникация позволяет
нам установить «общность» друг с другом,
объединяя «отправителя» и «получателя»
сообщения. Это неотъемлемый механизм,
с помощью которого люди добиваются социальных
целей. Коммуникация помогает людям координировать
сложную групповую деятельность и является
выражением институциональной жизни.
Список литературы
1. Социология. Под редакцией проф. Ешукова А.Н. Минск, «Тетра Системс» 2000г.
3. Соколов А.В.
Общая теория социальной
4. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.
5. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996.
6. Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.
7. Болотова А.К. , Жуков Ю.М. , Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2008 г, 279 с.
8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
9. Богомолова II.П.,
Мельникова О.Т. Отношение