Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание

На плечи социальных работников ложится груз большой ответственности, ведь именно они первыми принимают на себя всю боль и тяготы людских проблем, дают человеку возможность ощутить поддержку и заботу.
Социальная работа - это искусство индивидуального подхода к каждому человеку, искусство формирования новых контактов и преобразования окружающего мира в процессе поиска выхода из сложной жизненной ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сиротство в Республике Беларусь как объект технологии социальной
работы…………………………………………………………………………...4
2. Проблемы пожилых людей и инвалидов……………………………………...8
3. Алкоголизм, табакокурение, наркомания как социальные проблемы
современной Беларуси………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

технол.соц.раб..docx

— 44.23 Кб (Скачать документ)

Социальный компонент  включает помощь в социальной адаптации  подростка, решение проблемы занятости.

Таким образом, профилактическая работа должна включать не только информационно-просветительский блок, но и психолого-педагогические аспекты (тренинги, ролевые игры). Именно это позволяет увлечь детей, донести  до них ценности здоровья, активного  творческого образа жизни. В учреждениях образования имеет значение и дисциплинарный элемент для правильного реагирования на проступки и нарушения учебных правил.

Решаемые антинаркотической  пропагандой и профилактикой  задачи – это воспитание установки  на здоровый и социально позитивный образ жизни, в котором нет  места наркотикам и другим одурманивающим веществам, алкоголю, табаку, на раскрытие  всех возможностей духовного и физического  развития. Наиболее эффективной и  действенной формой воздействия  на сознание молодежи является агитация за здоровый образ жизни в сочетании  с антинаркотической пропагандой.

Здоровому, социально защищенному  и профессионально ориентированному человеку не требуется наркотический  допинг. Но такие внешние условия  складываются далеко не везде, а наркотическая  субкультура уже не один год исподволь, а порой и агрессивно влияет на поведение молодежи, расшатывает  психологические установки, препятствующие вовлечению в употребление наркотической отравы.

В настоящее время на месте  прежней цели – достижение абсолютной абстиненции, то есть полного отказа от немедицинского потребления каких-либо психоактивных веществ – оказалась иная: формирование здорового образа жизни. Новая цель обусловила необходимость перестановки акцентов в профилактической работе. В ее фокусе должны быть не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин потребления ими наркотиков. Деструктивные, связанные с запугиванием методы первичной профилактики заменяются на конструктивные, направленные не на изменение или разрушение спонтанных социальных установок, а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых алкоголь и психоактивные вещества не являются ценностями. Фундаментом превенции зависимости считается сегодня содействие формированию жизненных компетенций. Если молодые люди научатся справляться с повседневными конфликтами и выдерживать нагрузки, брать на себя ответственность, формировать стабильное чувство собственного достоинства, расслабляться и наслаждаться, в таком случае понижается вероятность того, что они выберут аддиктивные средства в качестве стратегии преодоления жизненных проблем. В плане формирования здорового образа жизни на данном этапе важен переход от одноразовых акций к созданию общегосударственной, постоянно действующей воспитательной и образовательной системы. На воспитание здорового поколения необходимо ориентировать всю систему образования, особенно школьного, с изучением вопросов здорового образа жизни как отдельной дисциплины.

Профилактика потребления  психоактивных веществ является одной из важнейших проблем современности. Во всем мире создаются программы превентивного обучения подрастающего поколения здоровому образу жизни и навыкам сопротивления приобщению к наркотикам. Задачи программы: развитие социальной и личностной компетенции детей; выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем. Решение каждой из этих задач предполагает: 1) обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки; 2) обучение навыкам умения постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор, а также навыкам регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне. В настоящее время количество различных профилактических программ, созданных по вышеуказанной модели, исчисляется трехзначным числом. Большинство школ и значительная часть детских учреждений многих развитых стран охвачены практической работой, реализующей теорию и методологию обучения в русле таких программ. В нашей ситуации программы просвещения являются практически единственным средством осуществления деятельности по сокращению спроса на психоактивные вещества. Существующая проблема научно-методического обеспечения профилактических мероприятий в нашей стране определяется выбором между адаптацией зарубежных программ и созданием собственных авторских. В настоящее время имеется достаточно материалов по методике и организации профилактической работы

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях экономического кризиса особенно обостряются проблемы, связанные со снижением уровня жизни, особенно контингентов, имеющих ограничения  жизнедеятельности, либо относящихся  к группам повышенного риска. Данные явления подталкивают к оптимизации  социальных процессов, оставляя лишь те, которые являются наиболее экономически обоснованными и эффективными. Происходит естественный отбор технологий и  подходов в решении конкретных задач. Потихоньку снижается уровень информационного  «шума», которым неизбежно обрастают  даже самые актуальнее проблемы на этапе своей выкристаллизации, актуализации и становления. Приоритеты в развитии социальных технологий переносятся на те, которые позволяют получить социально значимый результат.

Оптимизация технологий социальной работы происходит за счет переноса акцентов в сторону профессиональной социальной работы, наполненной конкретными методами и подходами, призванными пошагово решать вопросы ресоциализации, реабилитации лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие различных медицинских, социальных, профессиональных причин. Обсуждение сути и содержания профессионального и не профессионального уровней социальной работы встречается довольно часто и имеет достаточно разноречивые суждения. На наш взгляд, к профессиональному уровню социальной работы можно относить научно обоснованные методы, технологии и подходы, которые имеют четкие механизмы воздействия, могут быть оценены конкретными критериями и для реализации которых необходимо применение специальных знаний, умений и навыков квалифицированных специалистов. Т. е. реабилитационные подходы и виды социальной помощи, которые не требуют специальной квалификации специалистов, нужно относить к непрофес-сиональному уровню социальной работы.

Профессиональная социальная работа должна отвечать требованиям социально-экономической эффективности и адекватности. Результат деятельности специалиста должен быть направлен на расширение рамок физической, психологической, социальной независимости конкретного человека, имеющего ограничения жизнедеятельности. Нивелирование ограничений жизнедеятельности и расширение рамок независимости конкретного человека в процессе реабилитации должно достигать социально значимого уровня. Под социально значимым уровнем восстановления, в свою очередь, мы понимаем   появление либо значительное улучшение способностей к самостоятельному функционированию в повседневной жизни, появление или достижение уровня конкурентоспособности в трудовой, профессиональной деятельности. Данные изменения позволяют вернуть человеку уровень прежней самооценки, ощущение чувства собственного достоинства, т. е. реализацию человека как профессионально, социально адаптивной личности.

 

 

Список литературы

 

1. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы: Учеб. пособие.— Минск: Дизайн ПРО, 2000.—240 с.

2. Клипинина-Литовченко В. Н.  Теории и модели социальной работы как системный объект исследования // Сацыяльна-педагагічная  работа. - 2002. - № 4.

3. Красовская Н.Н. Формирование новой концепции социальной защиты: содержательные и организационно-управленческие аспекты // Кіраванне у адукацыі. – 2003. - № 3.

4. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа.— Минск: МФЦП., 2007. – 448 с.

5. Социальная работа: теория и организация: Учебное пособие / Под ред. Украинец П.П.— Мн.: ТетраСистемс, 2007.- 288 с.

6. Технологии социальной  работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холос-товой. - М., 2001.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная работа