Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.
Объект – социально-психологические причины девиантного и делинквентного поведения.
Субъект – подростки с отклоняющимся поведением.

Содержание

Введение 3
I глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии
1.1. Формы проявления нарушений поведения 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
II глава. Девиантное поведение и личность
2.1. Девиантные явления в жизни подростка 15
2.2. Личная характеристика «трудного» подростка 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     Пониженное  самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного  поведения – нечестностью, принадлежностью  к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

     В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.

     1. Девиантное поведение способствует  снижению самоуважения, потому что  вовлечённый в него индивид  невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

     2. Низкое самоуважение способствует  росту антинормативного поведения:  участвуя в антисоциальных группах  и их действиях, подросток пытается  тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

     3. При некоторых условиях, особенно  при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует  повышению самоуважения.

     4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

     Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 – летнего возраста, с их участием или неучастием в  девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

     Однако  у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют  себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.

     Во-первых, они считают, что не имеют личностно  – ценных качеств или не могут  совершить личностно – ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные  действия.

     Во  – вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

     В – третьих, они не обладают или  не умеют эффективно использовать механизмы  психической защиты, позволяющие  снять или смягчить последствия  первых двух элементов субъективного  опыта.

     Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она  не удовлетворяется социально приемлемыми  способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

     Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1]

     Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка – преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

     Компенсаторные  механизмы, посредством которых  подросток «восстанавливает» подорванное  самоуважение, не совсем одинаковы  для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

     Девиантное  поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет  соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные  факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

     При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность  совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль  поведения; совершая антинормативные  поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12]

Заключение

     Подростковый  возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

     Анализируя  личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:

     Наследственно-биологических  факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.

     Ближайшего  социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

     Личностные  характеристики подростка: особенности  характера и темперамента, ценностно-мотивационный  блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки. 

     Правосознание подростка.

     Таким образом, антисоциальное поведение  несовершеннолетнего взаимообусловлено  влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

     В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует  осторожности, ибо:

     Суждение  о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе  находящиеся в оппозиции к  детству и психосоциальным издержкам развития.

     Критериями  для суждения о девиантном поведении  являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо  зависим и в котором права  ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного  поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация

     несовершеннолетних. - Свердловск, 1985

     2. Васильев В. Л. Юридическая  психология. - СПб., 1997

     3. Кон И. С. Психология ранней  юности.- М., 1989

     4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

     5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

     6. Личко А. Е. Типы акцентуаций  характера и психопатий

     у подростков. - М., 1999

     7. Личко А. Е. Эти трудные подростки:  записки психиатра. - Л., 1983

     8. Личность преступника. - М., 1975

     9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка:  эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999

     10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987

     11. Степанов В. Г. Психология трудных  школьников. – М., 1988

     12. Трудный подросток: причины и  следствия / Под редакцией

     Татенко В. А. - Киев, 1985

     13. Фельдштейн Д. И. Психология  воспитания подростка. – М. :Знание, 1978

     14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? – М., 1988


Информация о работе Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков