Социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидным попыткам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Проблема профилактики подростковых и молодежных самоубийств относится к числу тех, актуальность которых резко возросла в условиях социокультурного кризиса последних десятилетий. Российские показатели уровня суицида (количество суицидентов на 100 000 жителей в год) в три-четыре раза превышают среднемировые (Г.В.Старшенбаум, 2005). Особенно стремительно растет число самоубийств среди подростков и молодежи, о чем свидетельствуют как сведения Федеральной службы государственной статистики, та

Работа состоит из  1 файл

социологическое исл..doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

Социологическое исследование предрасположенности

подростков  к суицидным попыткам

 
        Актуальность исследования
. Проблема профилактики подростковых и молодежных самоубийств относится к числу тех, актуальность которых резко возросла в условиях социокультурного кризиса последних десятилетий. Российские показатели уровня суицида (количество суицидентов на 100 000 жителей в год) в три-четыре раза превышают среднемировые (Г.В.Старшенбаум, 2005). Особенно стремительно растет число самоубийств среди подростков и молодежи, о чем свидетельствуют как сведения Федеральной службы государственной статистики, так и данные Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 20.09.2004) [108, с. 13]. Несмотря на то, что различными науками разрабатываются и внедряются в практику все новые и новые методы и технологии предупреждения самоубийств, тревожные тенденции не исчезают.

       Одна из причин - слабая разработанность педагогического аспекта профилактики суицида, о чем свидетельствуют ряд фактов, установленных нами еще в доэкспериментальный период. Прежде всего, это недостаточная подготовленность педагогов к диагностике и превенции суицидального поведения детей и молодежи; распространенность в педагогической среде ошибочных представлений о причинах, проявлениях суицидального поведения; иногда сами поступки педагогов становятся фактором суицидального поведения учащихся. При подготовке педагогических кадров недостаточно уделяется внимания вопросам их целенаправленной подготовки к решению задач педагогической профилактики суицидального поведения. Сложившаяся ситуация в педагогической практике ориентировала на изучение состояния вопроса в науке.

В педагогике проблема профилактики суицидального  поведения в той или иной степени  рассматривается в работах И.А. Галеева, П.И. Юнацкевича, Ю.Н. Дюндика, Н.М. Кий, М.И. Рожкова, Н.Ю. Костюниной, А.А. Арламова.  
Недостаточность собственно педагогических исследований, касающихся превенции суицидального поведения, подвигает обратиться к исследованиям, осуществленным в рамках других наук. Суицидальное поведение традиционно является предметом изучения философов (Сенека, М. Монтень, И. Кант, Д. Юм, А. Камю, А. Шопенгауэр, К. Ясперс, Н.А. Бердяев, Б.Г. Юдин); социологов (Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс, Я.И. Гилинский); юристов (А.Ф. Кони); медиков (Ч. Ламброзо, М. Ферри, Н.И. Козлов, А.Д. Никитин); психиатров (Ж.-Э. Эскироль, А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, Е.Г. Трайнина, СВ. Бородин, Е.М. Вроно, А.Е. Личко); психологов (3. Фрейд, К. Меннингер, Э. Шнейдман, В. Франкл, Н.В. Конончук, М.В. Горская, Е.В. Змановская).  
В данных исследованиях показано, что предупредить суицидальный поступок, который наиболее вероятен в кризисных ситуациях, можно посредством своевременного распознавания и коррекции суицидогенных факторов, формированием и развитием «антисуицидальных» психологических особенностей личности, воспитанием личности, способной противостоять суицидо-генным факторам. В этой связи для нашего исследования представляет интерес направление развития научной мысли, имеющее непосредственное отношение к изучению жизнестойкости, т.е. личностных возможностей сопротивления суицидоген-ным факторам и конструктивного преодоления жизненных трудностей. Однако остаются не выявленными педагогические условия профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости, не определены сущностные характеристики профессионально-педагогического сознания, позволяющие педагогу предупреждать самоубийства подростков на ранних этапах становления суицидального поведения, не обоснованы  безопасные средства, методы и содержание педагогической деятельности по  
профилактике данного явления.  В профилактике суицидального поведения в общеобразовательном учреждении необходимо учитывать следующие противоречивые обстоятельства. Во-первых, основная задача педагогической профилактики, в отличие от психиатрической, состоит в предупреждении возникновения антивитальных переживаний и суицидальных мыслей при столкновении подростка с жизненными трудностями, а не в предупреждении собственно суицидальной пытки. Во-вторых, постановка педагогических задач профилактики суицидального поведения без диагностики невозможна и вместе с этим, психиатрическая диагностика суицидального поведения, в силу своей специфики, может спровоцировать суицидальное поведение подростков. Диагностики, оценивающие состояния развития жизнестойкости подростков, адаптированные к условиям школы, не разработаны. В-третьих, если осуществлять педагогическую профилактику на основе формирования жизнестойкости, то есть опасность воспитать при этом антигуманную личность. Отмеченные противоречия позволяют вычленить проблему исследования, которая состоит в установлении педагогических возможностей профилактики суицидального поведения, их теоретического и опытно-экспериментального обоснования на основе формирования жизнестойкости подростков.

      Цель исследования: провести социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидальным попыткам учащихся СОШ с.Умыган 13 – 16 лет

     Задачи:

    1. Выявить представление подростков о суициде

    2. Выявить предрасположенность к суицидным намерениям

  1. Выявить спектр интересов, потребностей, жизненных  ценностей подростков

     Объект исследования: - суицидное поведения в юношеском возрасте

     Предмет исследования: - отношение учащихся 13 – 16 лет СОШ с.Умыган к суициду в юношеском возрасте

     Гипотеза – чем больше уровень конфликтности в коллективе (семье), чем выше предрасположенность к суицидным действием

Суицидальное  поведение в юношеском возрасте часто объясняется тем, что люди не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути её достижения. 

      Описание  выборочной совокупности:

Метод - выборка

Многофазовый  отбор

Умыганская средняя общеобразовательная школа  (далее СОШ) 7, 8, 9, класс 30 респондентов (15 девушек, 15 парней); 
 
 
 
 

                                                            АНКЕТА 
 

    Убедительно просим  Вас  принять   участие  в  небольшом   исследовании,

результаты  которого будут использованы в научных  интересах.  Ваше  участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в  том  случае, если вы отнесетесь к делу серьезно,  искренне  и  личностно.  Вопросник  состоит  из  15  вопросов,  к  каждому  из   которых предлагается выбрать один  (2-3)  вариантов  ответа,  которые  Вы  считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того  ответа  на вопрос,  который Вы  считаете  правильным,  Вы   сможете   написать   свой собственный вариант ответа в пункте «другое». 

Заранее благодарим Вас за участие! 
 
 

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

      Ваш пол:

      Возраст:

      В каком классе ты учишься? 

1.Удовлетворены  ли вы тем, как  складывается ваша  жизнь?

     а) Да

     б) Нет

     в) Нет

     г) Не совсем 

2. Какие чувства  у вас вызывают  мысли о будущем?  

     а) С чувством надежды и оптимизма  

     б) Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду  

     в) С тревогой и не уверенностью  

     г) Скорее со страхом и отчаянием 

3.Уверены  ли вы в осуществление  своих жизненных  планов?  

     а) Скорее, Да  

     б) Скорее, Нет  

     в) Затрудняюсь ответить 

4.Что  в окружающей жизни  вас больше всего беспокоит?  

     а) Материальные трудности  

     б) Равнодушие/Жестокость  

     в) Вич и Спид, гепатит, др.  

     г) Личностные проблемы  

     д) Семейные проблемы 

5. Знакомы ли в  с такой проблемой,  как суицид (самоубийство)?  

     а) Да  

    б) Нет 

6. Встречались ли  вы с такой проблемой  как суицид?  

    а) Да   

     б) Нет 

7. Что может толкнуть  человека на самоубийство?  

     а) Личностные проблемы  

     б)  Равнодушие со стороны окружающих  

     в)  Другое 

8. Какие пути решения проблем вы видите?  

     а) Разговор с другом  

     б) Разговор с родителями  

     в) Беседа с психологом  

     г) Употребление алкоголя и наркотиков  

    д) Другое

9. Чем предпочитаете заниматься в свободное время

           а) читать книги;

           б) смотреть телевизор;

           в) встречаться с друзьями (подругами)

           г) посещать досуговые учреждения;

           д) посещать дискотеки, ночные  клубы;

           е) другое

10. Какие фильмы предпочитаете смотреть?

           а) боевики;

           б) триллеры;

           в) детективы;

           г) фильмы с элементами эротики;

           д) комедии;

           е) мелодрамы;

11. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?

           а) не курить;

           б) не употреблять спиртные  напитки;

           в) заниматься спортом;

           г) жить полноценной духовной  жизнью;

           д) другое.

12. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

   (подчеркните  то, что относится к вам)

          а) Да

           б)Нет

    

13. Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это произошло?

           а) в компании друзей;

           б) в дни семейных торжеств;

           г) от нечего делать;

           д) из любопытства;

           е) случайно;

           ж) другое.

14. Если ты уже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?

           а) влияние друзей;

           б) пример родителей;

           в) любопытство;

           г) мода;

           д) желание почувствовать себя  взрослей;

           е) другое.

15. Если у тебя возникла какая-либо серьезная проблема, то с кем ты ее

   обсуждаешь?

           а) с друзьями;

           б) с родителями;

           в) не обсуждаю вообще;

           г) другое.

16. В какой семье ты воспитываешься?

           а) в полной;

           б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).

17. Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?

           а) счастье в семье;

           б) материальная обеспеченность;

           в) здоровье;

           г) любовь;

           д) карьера;

           е) нравственность;

    

 

     

1. Чем предпочитаете  заниматься в свободное время

           а) читать книги;

           б) смотреть телевизор;

           в) встречаться с друзьями (подругами)

           г) посещать досуговые учреждения;

           д) посещать дискотеки, ночные клубы;

           е) другое

2. Какие фильмы  предпочитаете смотреть?

           а) боевики;

           б) триллеры;

           в) детективы;

           г) фильмы с элементами эротики;

           д) комедии;

           е) мелодрамы;

3. Что такое,  на твой взгляд, здоровый образ  жизни?

           а) не курить;

           б) не употреблять спиртные  напитки;

           в) заниматься спортом;

           г) жить полноценной духовной  жизнью;

           д) другое.

4. Ведешь ли  ты здоровый образ жизни?

   (подчеркните  то, что относится к вам)

           Да

           Нет

      - курю

      - употребляю спиртные напитки

      - не занимаюсь спортом

      - употребляю наркотики

5. Если ты  уже пробовал спиртные напитки,  то при каких обстоятельствах это

   произошло?

           а) в компании друзей;

           б) в дни семейных торжеств;

           г) от нечего делать;

           д) из любопытства;

           е) случайно;

           ж) другое.

6. Если ты  уже пробовал курить, то что  тебя подтолкнуло к этому?

           а) влияние друзей;

           б) пример родителей;

           в) любопытство;

           г) мода;

           д) желание почувствовать себя  взрослей;

           е) другое.

7. Если у тебя  возникла какая-либо серьезная  проблема, то с кем ты ее

   обсуждаешь?

           а) с друзьями;

           б) с родителями;

           в) не обсуждаю вообще;

           г) другое.

8. В какой  семье ты воспитываешься?

           а) в полной;

           б) в неполной (воспитывает одна  мать или отец).

9. Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?

           а) счастье в семье;

           б) материальная обеспеченность;

           в) здоровье;

           г) любовь;

           д) карьера;

           е) нравственность;

           ж) образование;

           з) другое. 

                           Благодарим за ответы!!!

                           ----------------------- 
 

 

Информация о работе Социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидным попыткам