Соломенная кукла и зернышко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:22, лекция

Описание

Цель: Уточнять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе: обозначить в сознании детей мысль о целесообразности устройства всего в мире; формировать представление о том, что в определённую пору всё приносит свои плоды(и растения в природе, и занятия человека делом, и вся человеческая жизнь).
Формировать наглядные представления о различных злаковых культурах: ржи, пшеницы, овсе. Развивать ручные умения детей; воспитывать привычку к кропотливой работе, доведению начатого дела до конца.
Воспитывать эстетические чувства, умение любоваться красотой и стремление творить красивое.

Содержание

Ход беседы
Конспект занятия на тему: «Первые ступеньки нравственности. Символы России»
ЗАДАЧИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Работа состоит из  1 файл

Конспект по патриотическому воспитанию.docx

— 30.39 Кб (Скачать документ)

Конспект

 

Занятия по патриотическому воспитанию в старшей  группе на тему:

«Соломенная кукла и зернышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Соломенная кукла и зернышко»

Цель: Уточнять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе: обозначить в сознании детей мысль о целесообразности устройства всего в мире; формировать представление о том, что в определённую пору всё приносит свои плоды(и растения в природе, и занятия человека делом, и вся человеческая жизнь).

Формировать наглядные представления о различных  злаковых культурах: ржи, пшеницы, овсе. Развивать ручные умения детей; воспитывать  привычку к кропотливой работе, доведению  начатого дела до конца.

Воспитывать эстетические чувства, умение любоваться красотой и стремление творить красивое.

Материалы к беседе: Соломенная кукла; букет пшеничных ржаных и всяких колосков в красивой вазе; цилиндрические пластмассовые баночки из под фотопленки; цветной пластилин; дощечки; пластмассовые блюдечки для шелухи.

Ход беседы:

Педагог приносит на беседу соломенную куклу и внимательно  рассматривает  её вместе с детьми.

- Смотрите  дети, какая кукла пришла к  нам на занятие. Давайте ею  полюбуемся: какая она нарядная, какой на ней красивый фартук.(Кукла здоровается со всеми, говорит что её зовут Соломинка, знакомится с детьми, предлагая им назвать свои имена.

После знакомства воспитатель просит детей ответить, из чего сделана кукла Соломинка, подсказывая что ответить на вопрос поможет имя куклы.

Выяснив, что  кукла сделана из соломы, воспитатель  уточняет, что такое солома, показывая  детям букет колосков.

  • Соломой называется нижняя часть колоса, в верхней части колоса находятся зёрнышки, а соломинка – это как будто длинная ножка, на которой растёт колосок.
  • А что нужно сделать с соломой, чтобы из неё получилась кукла?(уточняя ответы детей, воспитатель рассказывает и показывает ту или иную деталь самодельной соломенной куклы).
  • Сначала растущие на поле колоски надо срезать(так же, как срезанные колоски для нашего букета), потом нужно отрезать верхнюю часть колоса(ту, где находятся зёрнышки), потом - согнуть пучок соломы пополам, перевязать ленточкой вверху и в середине, чтобы получилась голова и поясок. А потом ещё продеть небольшой пучок соломы между двумя повязками, чтобы получились ручки куклы.
  • Как вы думаете, ребята, в какое время русские дети чаще всего играли с соломенными куклами, зимой, весной, летом или осенью?(воспитатель слушает ответы и обобщает их).
  • Соломенная кукла – традиционная игрушка начала осени. В конце лета созревал на полях урожай, крестьяне собирали зерно, а из соломы, которую заготавливали для разных хозяйственных нужд, делали кукол, чтобы позабавить детей. Если поставить такую куклу на стол и легонько стукать по столу ладонью, соломенная кукла как будто начинает танцевать.
  • И к нам в гости кукла Соломинка пришла.
  • А какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила осень?(воспитатель слушает ответы детей, при необходимости дополняя и обобщая их).
  • На полях заканчивается уборка злаков. К осени всё в природе приносит свои плоды. Премудро устроен мир: летнее солнышко согревало, дождик поливал, земля растила урожай. Люди не мало потрудились в поле, сеяли – жали, поливали, а теперь убирают урожай – то, что земля уродила. Всякое, как говорили в народе, доброе(полезное) насаждение(растение) приносит добрые плоды.
  • Приносит «Добрые плоды» - оказывается полезным – и занятие человека добрыми делами: добрая жизнь человека, всякое доброе дело оказывается сделанным на пользу и радость людям. Будем заботиться друг о друге и стараться делать как можно больше добрых людей.
  • А теперь давайте рассмотрим букет, который принесла нам соломинка(внимательно рассматривается весь букет и разные колоски: пшеничные, ржаные и овсяные), по отдельности, дети запоминают названия и характерные признаки разных колосьев. От имени куклы педагог рассказывает, что делают из пшеницы, ржи и овса. Проводя дидактические игры «Узнай по описанию», «Угадай на ощупь». Каждый ребёнок должен отгадать, что за колос ему достался. После игры дети выбирают из букета понравившийся колос и используют для выполнения поделки. Из колоса надо вытащить зёрнышки: эта работа требует усердия, точных движений пальцев. Легче всего выбрать зёрнышки из пшеничного колоска, из ржаного и овсяного труднее. Зернышки дети складывают горкой на край дощечки, чтобы на столе не было мусора. Зёрнышки понадобятся для украшения пластилинового покрытия маленькой вазочки. Такие вазочки кукла Соломинка предлагает сделать из пластмассовых стаканчиков, обмазав их пластилином. В готовую вазочку можно будет поставить коротенькие колоски или маленький букетик.

Дети берут  пластмассовые стаканчики – выбирают пластилин любого понравившегося им цвета и после объяснения и  показа взрослым примера работы, отламывая  по маленькому кусочку пластилина, замазывают им стаканчик с внешней  стороны(донышко и внутреннюю стенку стаканчика покрывать пластилином не надо). Когда стаканчик станет полностью цветным, дети украшают пластилиновый фон узором, выложенным из зёрнышек, крестики, цветочки, снежинки, уголки – элементы аппликации из зёрен – ребята составляют сами. Даже применённые в рассыпную зёрнышки делают вазAочку нарядней и оригинальней.

Свою поделку дети могут подарить гостям, чтобы порадовать и удивить  самостоятельно сделанной, красивой и  полезно

 

 

 

 

 

Конспект занятия 

на тему:

«Первые ступеньки  нравственности. Символы России» 

Воспитатель: Смирнова Татьяна Анатольевна 

Г. Оренбург ДОУ №145 «Родничок»  

 

ЗАДАЧИ:

1) Обучающие: 

  1. 1. Помочь ребенку приобрести  четкие представления о государственных  символах России, обобщить понятие  «Родина».

  1.2. Учить культуре установления  межличностных контактов: способствовать  выражению словами событий внутренней  жизни, осознанию своих чувств, мыслей.

  1.3. Учить отображению времени  событий на оси времени, соблюдая  временные рамки.  

 

2) Развивающие: 

  1.1. Развитие познавательного  интереса к историческому наследию  прошлого России, эмоционально- патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.

  1.2. Развивать у детей умение  соотносить действия и события  прошлого с современностью, делать  умозаключения, выводы, умение пользоваться  осью времени с опорой на  знание большего (двузначного) и  меньшего (однозначного) числа. 

  1.3. Развивать память, коммуникативные  навыки, эмпатию, творческое воображение  

 

3 ) Воспитывающие:

  1.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к

символам России.

  1.2. Воспитание эмоционально-чувственного  отношения к музыке.  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1 . Беседа - обращение к личному опыту детей.

  2. Хоровод, как средство улучшения эмоционального состояния детей.

  3. Знакомство с осью  времени, как средство активизации познавательной активности.

  4. Участие детей в  поисковой деятельности (Моделирование по оси времени)

  5. Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)

  6. Рассматривание флага  и герба - символов России.

  7. Рассматривание иллюстраций. 

  8. Творческая работа с использованием практического опыта детей работы с трафаретом.  

 

    Материалы и  оборудование:

 глобус, уголок «моя Россия», уголок «Символы России», атрибуты для украшения березы, оси времени, модели, иллюстрации стяга, знамен, флага, Москвы, гербы: Москвы, Константинополя, России, материалы для творческой работы: шаблоны, ножницы, карандаши, фломастеры.  

 

  - У каждого человека есть  слова, которые вызывают сильные  чувства. Есть такое слово и  у русского народа. Это слово  - «Родина».

  - А что такое Родина? (Родина - это мой дом, город в котором  я живу. . . )

  - Верно. Родина - это место,  где ты родился. Но человек  не всегда остается в том  месте, где родился, поэтому  Родина - это твой город, дом,  в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это - твоя  страна.

  - А как называется наша  страна? (Россия)

  - Найдите ее на глобусе. * Посмотрите, какая она большая. 

  - На каком материке располагается  Россия? (Евразия) 

  - Молодцы. Наша огромная  и сильная страна располагается  на материке Евразия. 

-   Россия. Вслушайтесь в звучание  этого слова. 

Россия. Как из песни слово,

Березок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

  - Издавна русский народ воспевал  красоту нашей земли в песнях. Воспевает и по сей день. Послушайте «Песню о России». (звучит «Песня о России» Г. Струве)

  - Какая музыка прозвучала? (тихая,  спокойная, плавная, нежная. . . )

  - Многим знаменита Россия: людьми  добрыми и сердечными, мастерами  умелыми, песнями душевными. 

  - А какое дерево славит  Россию своей царственной красотой? (Береза)

  - Верно. И стояли священные  березовые рощи по Руси убранные, ухоженные, в благодарность людей  за их красоту. 

  - Как вы думаете, за что  русские люди любят березу? (за  красоту, за доброту. ..)

  - Верно. За красоту, за  доброту, за березовый сок,  дающий бодрость и силу, за  бересту, давшую знания, за березовые  почки и веники, сохраняющие здоровье. . .

  - А весной березу наряжали, как невесту и водили вокруг  нее хороводы.

  - Чем можно ее нарядить? (варианты  детей) 

  - На столе у вас есть  все, что может для этого  понадобиться. Наряжайте березку. 

  - Давайте отойдем, полюбуемся. Звучит фрагмент Г. Струве «Песня  о России» 

  - Что вам нравится в березке? (Красивая, нарядная, стройная. . . )  

 

 У красы березки платье  серебрится

 У красы березки зелены  косицы

 Предлагаю детям в круг  всем встать,

 У березки станцевать.  

 

Звучит песня Т. Попатенко «Ай да березка». Дети выполняют движения по образцу)

  - Ребята, русская красавица  береза - это краса и гордость  России.

  - Но есть у нашего государства  и другая гордость - это флаг, герб  и гимн, символы нашей России, при виде которых человек любой  страны мира может догадаться, о какой стране идет речь.

  - Давайте подойдем к ним  ближе. 

  - Какие символы России вы  здесь видите? (Флаг, герб)

  - Давайте рассмотрим флаг.

  - Что вы можете о нем  сказать? Какой он? (Торжественный,  нарядный, трехцветный, большой. . . )

  - Что вы можете сказать  о гербе? (красивый, интересный. . . )

  - Ребята, флаг и герб - это  символы России.

  - И сегодня мы с вами узнаем историк) появления этих символов России. - Пройдите на стулья.

- Мы будем путешествовать во  времени, а поможет нам ось  времени. 

- Давайте ее рассмотрим.

- Прошел 2001 год. В каком году  мы живем? (В 2002 году)

- Верно, мы с вами живем  в 2002 году - это начало 21 века. Обозначим  его на оси времени. Л поставлю  компьютер, т.к. это машина 21 века.

- Вы можете отметить любой  из трех картинок, которые лежат  в нижней части тарелки. Какие  картинки вы там видите? (Спутник,  ракета, компьютер) 

- Какую картинку вы поставили? 

- Именно 2002 года прошло с Рождества  Христова. На оси времени это  событие мы обозначим 8-конечной  звездой. 

- Отметьте у себя на оси  времени. 

- С этого момента стали отсчитывать  «новую эру» или «нашу эру».

- Каким цветом она изображена  на оси времени? (Красным) 

- Покажите ее.

- А время до рождения Христа  называется «до нашей эры».

- Каким цветом оно изображено (Синим цветом)

- Покажите ее на оси времени. 

- И до Рождества Христова  существовала жизнь. 

- Как вы думаете, кто населял  землю миллионы лет назад? (Динозавры) 

- Верно, землю населяли древние  растения и животные.

- Отметим их в самом начале оси *смени.

- Чуть позже, чем динозавры, прияерно вот здесь на оси времени жили древние люди. Жители древнего Египта строили пирамиды. Давайте их обозначим .

- Именно древние люди начали  складывать историю всего человечества, историю России.

- История флага России началась  очень давно. 

- И сейчас мы с вами переместимся  по оси времени в 4 век. 

- Вместо флага люди тогда  использовали шест, т.е. ровную  палку. 

- Посмотрите, что привязывали к  шесту? (Варианты детей) 

- К верхушке шеста привязывали  пучки травы, веток или конский  хвост, окрашенный яркой краской.  Называлось это стягом.

- Отметьте стяг на оси времени  в 4 веке.

- Двигаемся дальше в 6 век. 

- Именно тогда стяги стали  делать из ткани и стали  называться - знамена. 

- Посмотрите, какие цвета имели  тогда знамена. (Ответы детей) 

- Знамена имели тогда разные  цвета: зеленый, желтый, красный,  сиреневый, оранжевый и др.

- Чем украшали знамена? (Ответы  детей) 

- Верно, различными узорами,  ликами святых, звездами и крестами. Они блестели золотом и серебром.

- Обозначим появление знамен  в 6 веке. ,

- Как вы думаете, для чего  были! нужны стяги и знамена? 

- Главным назначением стяга  и знамени было собрать, стянуть  к себе воинов для защиты  русской земли. 

- Не даром гласит народная мудрость: Родина мать - умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Дети повторяют пословицы)

- А сейчас мы движемся дальше, сразу в 17 век. 

- Именно в 17 веке                  славу защитника Руси,             который превратил Россию в  крепкую, сильную страну, досталась  Петру 1.

- Именно он, во времена походов  российских морских кораблей  ввел для них единый флаг, который  стал флагом России.

   Какие цвета вы видите  на флаге? 

   Белый - обозначает мир  и чистоту совести,

   Синий - обозначает верность и правду,

   Красный - это огонь и  отвага.

- И сейчас этот трехцветный  флаг является флагом России.

- Что обозначает белый цвет? Синий? Красный? (Ответы детей) 

- Обозначим появление флага  на оси времени в 17 веке.

- Мы с вами познакомились  с историей флага - символа  нашей России.

- История российского герба  получает свое развитие с 12 века.

- Мы перемещаемся по оси времени  в 12 век. 

- Именно тогда на берегу Москвы - реки родилось новое русское  поселение, которое выросло в  огромный город и сейчас является  столицей России.

- Что это за город? (Москва)

- Обозначим его появление на  оси времени. 

- Сегодня, как и в 12 веке, герб  Москвы - столицы России украшает  образ Георгия Победоносца. 

- Серебряный всадник в синем  плаще на серебряном коне, поражающий  копьем черного дракона символизирует  победу добра и справедливости  над силами зла. 

- Есть герб и у России. Он  является символом нашего государства. 

- Перемещаемся в 15 век. Вот  сюда по оси времени. 

- Жил тогда Русский государь. И была в его владениях вся  русская земля. Но пришло время  царю жениться. Стал выбирать  он себе невесту. Чтобы увеличить  силу и славу родной земли,  выбрал царевну не простую,  царевну Византийскую. Она привезла  в Россию герб родного города - двуглавого орла.

- Вот так и получилось, что  в гербе нашего государства  в 15 веке соединились древний  символ Москвы - Георгий Победоносец  и двуглавый орел.

- Отметим появление герба России  на оси времени. 

- Это герб - символ России. 

- А сейчас пора возвращаться  в 21 век. 

- Наша ось времени заполнена. 

- Историю каких символов России мы отразили на оси времени? (Флага, герба) 

- В каком веке появился трехцветный  Российский флаг? (В 17)

- В каком веке появился герб? (б 15)

- Как он появился?

- На оси времени мы отразили  и теорию герба и флага - символов России. Гражданин любой  страны помнит, что эти символы  обозначают не просто интересную  картинку или кусок ткани, а  что-то гораздо более важное, что  на всех языках называется  Родина.

- А сейчас мы услышим гимн. Это музыкальный символ России. Гимн невозможно отразить на  оси времени. Он звучит так торжественно и гордо, что россияне встают, слушая его). Давайте встанем.

(Звучит гимн России)

- Сейчас прозвучал гимн - символ  России.

- Что является символами любого  государства? 

- Сегодня вы возьмете ось  времени домой. Вечером, собравшись  вместе с родителями, вы поведете  их по оси времени в увлекательное  путешествие, которое расскажет  об истории символов России.

- Герб, гимн и флаг - это символа  России, которые есть у каждого  государства. Но есть символы,  которые едины для всех стран.  Один из них - символ мира.

- Символом мира называют белого  голубя, который несет чистоту,  доброту, светлый мир. 

- Вы хотите, чтобы был мир  без войны? 

- И сейчас я предлагаю вам  сделать белого голубя - символ  мира.

- Для этого у вас есть все  необходимое: трафареты, по которым  вы обведете голубя, ножницы - они понадобятся нам, чтобы  его вырезать, фломастеры, карандаши  - если вы захотите срисовать  его. 

- Вы можете взять все, что  вам понравится, но не забывайте  об осторожности, работая с ножницами  и об аккуратности. Будьте добры  и внимательны друг к другу. 

(Творческая работа)

- Что вы держите в руках? (Голубь, символ мира)

- Я хочу подарить вам шары  цвета флага России. Сегодня на  прогулке, привязав голубя к шарикам,  отпустите его в свободном  полете. И пусть он парит в  небе России, как символ мира  на всей земле. 

Данное занятие проводится с  детьми в общественно-политические праздники: День Конституции, День Победы и День Защиты Отечества. Во время  проведения данного занятия, можно  пригласить гостей: родителей, героев ВОВ, знатных людей известных  в территории и т.д.

 

назад

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации


 

 


Информация о работе Соломенная кукла и зернышко