Совместная деятельность детей, педагога и семьи по духовно-нравственному воспитанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:17, доклад

Описание

Нравственное, патриотическое воспитание, означает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, чувства сопричастности родному дому, национальной культуре, родному языку, природе родного края, на воспитание эмоционально-действенного отношения к окружающим.
Воспитание патриотизма предлагает формирование любви, привязанности к малой родине, к тому месту, где родился и где находятся могилы предков.

Работа состоит из  1 файл

консультация дух-нравст. восп..doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)


Консультация для воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Совместная деятельность детей, педагога и семьи по духовно-нравственному воспитанию».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Воспитатель:

                                                                        Королёва С.В.

 

 

 

 

 

 

 

Нравственное, патриотическое воспитание, означает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, чувства сопричастности родному дому, национальной культуре, родному языку, природе родного края, на воспитание эмоционально-действенного отношения к окружающим.

Воспитание патриотизма предлагает формирование любви, привязанности к малой родине, к тому месту, где родился и где находятся могилы предков.

Цель нравственного воспитания – развитие у детей привычки совершать добрые дела и поступки, формирование таких качеств, как сочувствие, милосердие, чувство собственного достоинства, ответственность, трудолюбие.

На основе анализа современных проблем воспитания была разработана региональная программа «Я и моя Родина», основная цель которой – нравственное, патриотическое воспитание дошкольников.

В программе выделен самостоятельный раздел «Духовно-нравственное воспитание» и подробно расписано, как дети в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями, работниками библиотеки, музея…)познают целостность и взаимосвязь трех миров:»Мир и общество», «Мир и природа», Мир и культура родного края».

Автором, Кокуевой Л.В. представлена система работы по приобщения детей к истокам народной культуры. Особую роль в которой имеют народные праздники: осень-Ярмарка, зимой-Новый год, весной-Праздник березки. Праздник в детском саду – совместная, музыкально-литературная, игровая деятельность взрослых и детей. Все участники объединены праздничным настроением, дети испытывают радость от общения со взрослыми, а в совместной деятельности обретают веру в собственные силы и возможности.

Особое внимание педагогами уделяется подготовке к празднику. Праздничный период длится 2  недели. В первую дети наблюдают за изменениями в природе, во вторую совершается «путешествие в прошлое». Дети получают представление о том, как предки отмечали народные праздники, узнают о главных персонажах; знакомятся с музыкально-литературным, игровым фольклором и предметами декоративно-прикладного искуссва(народный костюм, бытовая утварь…).

Формы подготовки к празднику:

1.Посиделки – главная цель которых подготовка к празднику (разучивание песен, хороводов, игр, изготовление аксессуаров; оформление интерьера русской горницы предметами старины; оформление зала; изготовление открыток-приглашений, сюрпризов близким).

Дети проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике, как об отдыхе после большого труда. На посиделки, дети и гость (бабушка-хозяюшка) приходят в русских народных костюмах.

Практика показала, что костюм способствует перевоплощению ребенка в доброго молодца, девуцу-красавицу, помогает лучше почувствовать историческое прошлое. На посиделках дети узнают о жизни и быте прабабушек, знакомятся с обычаями, обрядами, учатся уважать старших, проявлять заботу к ? , воспитывают доброту и взаимовыручку, трудолюбие. Знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством. В узоре праздничной одежды, педагоги помогают детям увидеть красоту, а в продуктивной творческой деятельности попробовать ее изобразить. Дети рисуют красивый платок, кокошник для куклы; лепят и расписывают народные игрушки, посуду; мастерят украшения из бисера, природного материала; шьют лоскутные коврики…

Знакомятся с ремеслами - Резьба по дереву, гончарное ремесло, литье металла.

2. Целевые прогулки и экскурсии, на которых дети знакомятся с народной архитектурой, узнают кем и как строился дом, что такое конек, кисть, крыльцо, сравнивают, видят общее и различия в древних и современных  постройках.

Совместно со взрослыми дети изготавливают макет города, избы, деревни в которой жили предки. Это способствует развитию познавательной активности, дети начинают воспринимать архитектурные памятники как эталон национальной культуры.

3. Посещение музея помогают педагоги обогатить представления о жизни, быте, истории предков. Дети осознают понятие «прошлое», «настоящее», «время», приобщаются к таланту и мастерству предков, учатся бережно относиться к произведениям искусства и предметам старины. В итоге расширяется опыт, развивается любознательность.

Через рассказы работников музея, воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит углубленное знание детей, а после посещения музея педагоги создают условия для самостоятельной творческой деятельности детей. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы.

4. Организация в детском саду, группе мини-музея «Русская горница» (бытовая утварь, кукла-Домовенок, люлька с младенцем, прялка…).

Организация выставки местных мастеров, художников, членов семьи и самих детей - это вышивки, кружева, картина художников, творческие работы детей по рисованию, лепке, ручному труду.

5. Творческая деятельность детей.

Создавая собственные маленькие «произведения» дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Пробуют себя в роли «народных умельцев» - расписывают народные игрушки, иллюстрируют сказки, вышивают салфетки…

Выступают, перевоплощаются в героев народных сказок, для малышей.

Познавательные или итоговые беседы проводятся по окончании праздника. Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, педагоги подводят детей к логическому рассуждению. Например, почему Масленицу отмечают весной, с какими сезонами изменениями, трудом и отдыхом людей она связана.

Воспитание нравственной личности невозможны без участия родителей и близких людей, окружающих ребенка, поэтому педагоги уделяют внимание работе с семьей, использую такие формы взаимодействия консультации, беседы, посиделки, праздники, собрания, выставки, поделок, рисунков.

Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребенок особо восприимчив. Основополагающим в воспитании патриотизма, любви к родному дому является любовь к матери, родным и близким. «Родился», «родители», «родственники», «родной дом», «родной детский сад, родная улица, село, город, край» - все эти слова постепенно формируют в ребенке понятие и чувство Родины. В семье ребенок впервые входит в мир важнейших нравственных ценностей и категорий: счастье, свобода, любовь, сопереживание… Мать помогает ребенку сформировать понятие о семье, как о людях, которые вместе живут, любят друг друга, и заботятся друг о друге.

Для детей среднего возраста понятие «семья» - это его дом. Взрослые помогают понять родственные связи членов семьи (брат, сестра, тетя, бабушка, внук…)

В детском саду педагоги проводят занятия в русской горнице, читают стихи о маме, папе, поют песни, рассказывают потешки.

Дети 5-7 лет семью познают в двух уровнях: первый «Мои родственники», второй - «Мои предки», «Род моей семьи». Знакомятся с традициями семьи, генеалогическим древом, архивом и семейными реликвиями. Бабушке и дедушке определяется главное и почетное место.

Знакомство с понятиями «прадедушка», «прабабушка» становятся началом возрождения генетической памяти, культа предков, средством воспитания почтительного отношения к родственникам.

Формируется понятие «Я - часть рода, семьи». Через знакомство с понятием «предки» детей подводят к понятию «защитники» дома, Родины (семьи, города, страны). Это те, кто сражался в годы Великой Отечественной Войны, воспитывается уважение к ветеранам, павшим героям.

Понятие «дом», «Родина» расширяются – это и город, где ребенок живет. Дети узнают, что все, кто живет в городе, одинаково называют. У города (страны) есть своя история, герб, песня-гимн. Здесь жили и живут люди, которыми все гордятся (художники, мастера-умельцы, музыканты, воины-герои…)

В современной деятельности со взрослыми, дети узнают о традиции праздновать День города, (аналогично дню рождения в семьи), весной убирать улицы, украшать свой общий дом, вместе отмечают народные праздники Пасха, День Победы, Рождество.

Первый шаг в большую жизнь, в общество сверстников и взрослых людей ребенок делает ,выходя из родительского дома, поступая в детский сад воспитатели и родители готовят детей к жизни в обществе, рассказывая «секреты»общения со сверстниками, родителями сверстников, работниками детского сада.

Исключительное значение духовно-нравственного воспитания имеет развивающая среда в детском саду – гуманистический стиль и тон общения, предметная развивающая среда.

Сотрудничая с семьей, педагоги оформляют альбомы «Наша дружная семейка», «Праздник мой и моих предков», «Наши защитники», «Мамочка любимая моя». Выпускают стенгазеты «Календарь знаменательных дат семьи», «Коллаж интересов ребенка», «Семья на отдыхе»…»Генеалогическое древо семьи», «Герб семьи, родословная».

Родители принимают участие в подготовке народных праздников. Например, «Ярмарка» мамы и бабушки шьют девочкам сарафаны, мастерят «красу» на голову, для мальчиков – рубашки и пояса, картузы. Вместе со своими детьми готовят товары: вяжут носки, рукавички, прихватки, делают посиделки, пекут разные «вкусняшки»  для детей.

В ходе самого праздника участвуют в роли хозяев горницы, продавцов, покупателей. Родители выступают вместе с детьми, проникаясь их интересами, колоритом праздника. Развлечения и посиделки заканчиваются совместным чаепитием.

Совместно проживаемая радость сближает детей со взрослыми, проявляется гордость и любовь к родителям, а у родителям к своему малышу. Родители и члены семьи по-другому начинают относиться к ребенку, уважают его интересы, его достоинство; им становится ясна необходимость патриотического воспитания.

Вместе с родителями педагоги проводят игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Папа, мама, я – дружная семья» на знание истории своего города, края.

Организуют семейные конкурсы на лучший рисунок «Мой край родной», «Любимый город».

Педагоги пропагандируют основные направления и формы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию на родительских собраниях, Дни открытых дверей…

- проводят анкетирование

Примерная тематика встреч с родителями:

- «Моя мама, моя семья»

- «Кто живет в нашем доме» (состав многопоколенной семьи)

- «Имя – великое сокровище» (имена - духовное состояние традиционной культуры; значение моего имени и имена моих родственников).

- «за семейным столом» старинные традиции застолья – школа народной нравственности и способ укрепления семьи).

- «Бабушкина сказка» (преемственность поколений в семье).

- «Потешки и прибаутки в жизни ребенка»

- «У нас большая стирка» (Современный труд как основа семьи).

- «Готовим кормушку для птиц» (или подарок любимым)

Представление о Родине, доме ребенок получает в общении со взрослыми и сверстниками, в совместной исследовательской, празднично-игровой; трудовой деятельности. Игра, рисунок, лепка, аппликация, а позднее – анализ, самоанализ, рефлексия, так же помогают ребенку полюбить свою семью, город. Поменять сопричастность к «Малой Родине и к России, огромной многонациональной стране, гражданином который предстоит стать ребенку.

 



Информация о работе Совместная деятельность детей, педагога и семьи по духовно-нравственному воспитанию