Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:52, контрольная работа
Актуальность данной работы заключается в познании специальной педагогики. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная педагогика направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.
Введение
Актуальность данной работы заключается в познании специальной педагогики. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная педагогика направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.
По
статистике, в настоящее время, в
РФ насчитывается около двух миллионов
детей с физическими и
Для
детей с данными заболеваниями
создана сеть специальных образовательных
коррекционных учреждений, в которых
реализуются педагогические технологии,
направленные на исправление, ослабление
или замещение недостатков психофизического
развития посредством средств образования.
Область применения таких технологий,
ориентированных на учет особенностей
индивидуального развития каждого нетипичного
ребенка в процессе его обучения и воспитания
называется коррекционной педагогикой
(от лат. correctio - исправление).
1.
Специальная (коррекционная)
педагогика как наука
1.1
Общее понятие
о специальной
педагогике
Термин педагогика (от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв.
Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:
- коррекция нарушений развития;
- коррекционное обучение и воспитание;
- лечебно-профилактическая работа;
- профессиональная
подготовка по доступной
- социокультурная интеграция и адаптация.
Дети
с ограниченными возможностями -
дети, имеющие функциональные ограничения
в результате заболевания, отклонений
или недостатков развития, состояния
здоровья, внешности, вследствие неприспособленности
внешней (окружающей) среды к их особым
нуждам, из-за негативных стереотипов,
предрассудков в отношении общества к
людям-инвалидам в целом.
1.2
Объект, предмет и
задачи специальной
педагогики
Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями.
Объектом выступают определенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов.
Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:
1.Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;
2.Изучение
и обобщение передового
3.Разработка
педагогических технологий по
воспитанию, обучению и коррекции
психофизических недостатков
Аномальными
(от греч. anomalos - неправильный ) - считаются
люди, у которых физические или психические
отклонения приводят к нарушению общего
развития (28)1. Под нормой, по-мнению В.П.
Кащенко, понимается, "просто среднее
и в то же время наиболее часто встречающееся
значение. Это среднее не будет постоянным
явлением, а будет меняться в зависимости
от социально-экономических, культурно-исторических,
климатических и прочих условий эпохи"
1.3
Связь коррекционной
педагогики с другими
науками
Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Специальная
(коррекционная) педагогика, связана
с рядом смежных наук - психолого-педагогических
и медицинских. Это, в-первую очередь,
педагогическая психология, так как
без знания закономерностей
Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдои тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).
Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей с проблемами.
Основные
положения обучения и воспитания
нетипичных детей коррекционная педагогика
разрабатывает в соответствии с общепедагогическими
принципами, что и делает ее частью общей
педагогики. В свою очередь, специальная
(коррекционная) педагогика разрабатывает
специфические пути реализации данных
принципов, средства и приемы коррекционной
работы, что и делает ее самостоятельной
наукой.
Заключение
Пятая часть россиян считает людей с ограниченными возможностями обузой для общества. Еще 27% населения отмечают, что инвалиды выглядят и ведут себя иначе, чем другие граждане, и потому не вписываются в общество. Такие данные были озвучены в четверг на расширенных слушаниях по проблемам инвалидов в Общественной палате России. Социологическое исследование проводилось в четырех регионах страны в рамках реализации совместного проекта России и Евросоюза «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями». Участники слушаний отметили необходимость принятия целого комплекса мер, призванных расширить социальную интеграцию инвалидов.
13 млн. россиян (почти 10% населения) - люди с ограниченными возможностями, из них 553 тыс. - дети. За последние восемь лет инвалидов в стране стало больше на 15%. По прогнозам экспертов, к 2010 году число детей-инвалидов достигнет 1,2 млн. Эти и другие проблемы не решить без скорейшей ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов (Россия подписала ее 24 сентября 2008 года) и внесения соответствующих поправок в законодательство. К первоочередным задачам власти должно быть причислено создание новых федеральных законов прямого действия закона «О реабилитации инвалидов в РФ» и закона «О медико-социальной экспертизе в РФ», считают участники слушаний.
Специальная педагогика направлена на развития людей с определенными дефектами, на то, чтобы инвалиды являлись полноценными членами общества.
Чтобы
ребенок с любым отклонениям
в развитии смог получать достойное
образование, что окончив школу,
ПУ или ВУЗ он смог устроиться на
работу и вести нормальный, со своими
специфическими особенностями, образ
жизни.
Литература
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Ч.1 / Собр. соч.: В 6 т.- Т. 5. - М., 1983.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
3. "Дорога-это то, как ты идешь по ней..."/ Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов: Изд-во ПФРУЦ, 1996.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.
5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М., 1999.
7. Российская
педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под
ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.
Информация о работе Специальная (коррекционная) педагогика как наука