Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 03:18, реферат
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Введение 2
Глава I. Явление и определение внимания. Его характерные
особенности 3
§1.1. Свойства внимания 3-6
§1.2. Функции и виды внимания 6-9
Глава II. Способы развития внимания 9-12
Заключение 13
Список использованной литературы 13
Приложение 1 14-15
Историю развития внимания,
как и многих других психических
Функций, пытался проследить Л. С. Выготский
в русле своей культурно-
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».2 Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия
в характеристиках
Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет». 3
Слово, которым пользуется
взрослый, обращаясь с ребенком,
появляется первоначально в роли
указателя, выделяющего для ребенка
те или иные признаки в предмете,
обращающего его внимание на эти
признаки. При обучении слово все
более и более направляется в
сторону выделения абстрактных
отношений и приводит к образованию
абстрактных понятий. Л. С. Выготский
считал, что употребление языка как
средства направления внимания и
указателя к образованию
Попытаемся теперь
в виде своеобразного «
1.
Первые недели-месяцы жизни.
2.
Конец первого года жизни.
3. Начало второго
года жизни. Обнаружение
4. Второй-третий год
жизни. Достаточно хорошее
5. Четыре с половиной
– пять лет. Появление
6. Пять-шесть лет.
Возникновение элементарной
7. Школьный возраст.
Дальнейшее развитие и
Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что они как интересны, так и полезны для общего развития ребенка4.
Заключение
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что в задачу формирования
внимания входит не только развитие его
как отдельного психологического процесса,
но и формирование таких черт личности,
которые бы облегчили переход
произвольного внимания в послепроизвольное.
Это включает в себя формирование
чувства ответственности за выполняемую
работу, мотивации успешного выполнения
деятельности, развитие интереса, четкая
организация выполняемой
Не смотря на то, что
исследования внимания порождают многочисленные
неразрешенные и сложные
Список использованной литературы
Приложение №1
Психологические упражнения по развитию внимания
Развить внимание можно с помощью следующих психологических упражнений:
1.
"Игры индейцев" для развития
объема внимания: - двум или нескольким
соревнующимся в течение
2.
"Печатная машинка" - это классическое
театральное упражнение
3.
"Кто быстрее?" Людям предлагается
как можно быстрее и точнее
вычеркнуть в колонке любого
текста какую-либо часто
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую - горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники - до 15мин., подростки - до 30мин.).
4.
"Корректура". Ведущий пишет
на листе бумаги несколько
предложений с пропуском и
перестановкой букв в
Человеку
разрешается прочесть этот текст
только один раз, сразу исправляя
ошибки цветным карандашом. Затем
он передает лист второму ученику, который
исправляет оставленные, ошибки карандашом
другого цвета. Возможно проведение
соревнований в парах.